Философские и политическиеучения Средневековья

Содержание

Слайд 2

Элементы философии Средневековья

1. Христианское учение как общий фон
2. Патристика – первый этап

Элементы философии Средневековья 1. Христианское учение как общий фон 2. Патристика –
церковного учения, формулирование основных догматов.
3. Схоластика – второй этап, целостная система знаний.

Слайд 3

История христианского учения

По двойному клику в режиме редактирования (не полноэкранном) на иконку

История христианского учения По двойному клику в режиме редактирования (не полноэкранном) на
внизу – переход к файлу «Религия» от Иванова Алексея.

Слайд 4

1. Источники христианского учения

Библия (греч. «книга, сочинение») — собрание священных текстов христиан.
Ветхий

1. Источники христианского учения Библия (греч. «книга, сочинение») — собрание священных текстов
Завет.
Бытие
Исход
Второзаконие
Псалтырь
Книги пророков
Новый Завет
Книги апостолов
4 Евангелия, написанных учениками Иисуса Христа.

Слайд 5

Книги Ветхого Завета

- о сотворении мира,
- о жизни людей в древности,

Книги Ветхого Завета - о сотворении мира, - о жизни людей в
законы того времени, исторические события.
Закон Моисея (декалог) – 10 заповедей, изложенных в форме божественных откровений.
«не сотвори себе кумира», универсальные нравственные нормы поведения: не убивай, не прелюбодействуй, не кради.
норма внутреннего поведения – не желай ничего у ближнего своего.

Слайд 6

Новый Завет

Деяния учеников Христа
Послания (письма) к христианам, пророчества.
Нагорная проповедь: внутренние наставления
Заповеди

Новый Завет Деяния учеников Христа Послания (письма) к христианам, пророчества. Нагорная проповедь:
блаженства
Принцип непротивления злу: люби врага своего.
«Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду»
«Не прелюбодействуй в сердце своем»

Слайд 7

Ценность человека в христианстве

Личный, основанный на свободе союз с Творцом.
В Библии впервые

Ценность человека в христианстве Личный, основанный на свободе союз с Творцом. В
ярко и убедительно прозвучала идея свободы человека как права выбора поступка и ответственности.
Человек подобен Богу в своей душе и благодаря ей может достичь высот чистоты.

Слайд 8

2. Формирование философии Средневековья.

Образование новых европейских государств
Влияние христианства
Признание христианства государственной религией ранее

2. Формирование философии Средневековья. Образование новых европейских государств Влияние христианства Признание христианства
языческой Римской Империи в первой трети IV в. Императором Константином Великим (274-337).
Деятельность семи Вселенских церковных соборов
Отрицание философии Античности

Слайд 9

Общая характеристика философии Средневековья

Монотеизм.
Теоцентризм – мировоззрение, при котором бог является высшей ценностью.
Теизм

Общая характеристика философии Средневековья Монотеизм. Теоцентризм – мировоззрение, при котором бог является
– учение, согласно которому человек и Абсолют существуют обособленно, Абсолют не растворен в мире, человек и космос не едины.
Креационизм – учение о создании мира Творцом из ничего.
Провиденциализм – учение о предусмотрённости истории.

Слайд 10

2.1. Патристика. Августин Блаженный.

Идеи неоплатоников: Абсолют, Бог – абсолютный свет; душа бессмертна

2.1. Патристика. Августин Блаженный. Идеи неоплатоников: Абсолют, Бог – абсолютный свет; душа

2. Религиозный фатализм: каждый человек на основе провидения изначально добр или зол, ему изначально уготован ад или рай =>
греховная сущность человека как постулат, жизнь не для благ или свободы. =>
цель человека – отречение от самого себя, смирение.

Слайд 11

«О граде Божьем»

Любящие себя до призрения к Богу
От Каина
Град Земной

Любящие Бога до

«О граде Божьем» Любящие себя до призрения к Богу От Каина Град
призрения к себе
От Авеля
Град Божий

Вся история делиться на этапы, аналогичные шести дням Творения, современность и есть день шестой. Дальше нас всех ждёт Страшный суд и либо рай, либо ад =>
2 группы людей:

Слайд 12

2.2 Схоластика.

Предпосылки появления:
Закрытие языческих школ в Византии в VI веке
Появление Университетов

2.2 Схоластика. Предпосылки появления: Закрытие языческих школ в Византии в VI веке
в XI веке.
Характеристика:
Удаленность от реальной жизни
Принцип «справедливой середины»: мирские блага имеют право на существование как средство достижения нормального функционирования духа.

Слайд 13

Фома Аквинский (Томазо Аквинат)

Фома Аквинский (1225 - 1274) — философ и теолог, систематизатор

Фома Аквинский (Томазо Аквинат) Фома Аквинский (1225 - 1274) — философ и
ортодоксальной схоластики, признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом. Его учение – томизм – официально преподается в высших учебных заведениях ряда стран.

Слайд 14

Томизм

Вера и научное знание не противоречат друг другу, а находятся в гармонии.

Томизм Вера и научное знание не противоречат друг другу, а находятся в
И вера, и разум являются созданиями Бога, а Бог сам себе противоречить не может.
Свобода выбора => возможность ошибок. Ошибки возможны не только в поведении, но и в мыслях: противоречие между выводами разума и догматами веры. Приоритет веры над собственным разумом и опытом.
3. Философствующий разум не безнадежен: пример пользы философии – доказательства бытия божьего. Используя в т. ч. причины бытия Аристотеля, Аквинат приводит 5 способов доказательства бытия божьего (перводвигатель, первопричина, создатель мира, высшая степень совершенства).

Слайд 15

Томизм политический

Лучшая форма правления – монархия: один монарх на земле как Бог

Томизм политический Лучшая форма правления – монархия: один монарх на земле как
на небе.
2. Концепция «двух мечей»: кроме согласия народа, праведному правителю необходимо заручиться поддержкой Папы Римского.
Имя файла: Философские-и-политическиеучения-Средневековья.pptx
Количество просмотров: 229
Количество скачиваний: 1