Функции пейзажа

Содержание

Слайд 2

Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе

Неразрывная связь человека с природой всегда волновала художников. Поэтому пейзажу в литературе
отводится особое, почетное место. Взгляд искусства на природу можно обобщить словами Ф.Тютчева:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык

Слайд 3

Пейзаж — изображение картин природы в литературном произведении.
В литературе пейзаж - одно

Пейзаж — изображение картин природы в литературном произведении. В литературе пейзаж -
из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления (романтический пейзаж, сентименталистский пейзаж, натуралистический или символистический пейзаж и т.д.)
или жанра (городской, морской, сельский, индустриальный пейзаж и т.п.),
так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения,
отразить загадку природы и ее отчужденность от цивилизации и т.д.

Слайд 4

Типы пейзажа

Типы пейзажа

Слайд 6

Пейзаж в литературном произведении:

1) способствует созданию образа лирического героя; 2) служит одним из

Пейзаж в литературном произведении: 1) способствует созданию образа лирического героя; 2) служит
средств создания местного колорита; 3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия; 4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей; 5) является источником философских рассуждений писателя; 6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются; 7) служит средством характеристики социальных условий жизни; 8) может приобретать символическое значение.

Слайд 7

Пейзаж как средство создания характеристики

Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и

Пейзаж как средство создания характеристики Пейзаж также часто служил средством характеристики героя
его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало ясно, что пугачевцы Гринева не казнят).

Слайд 8

Характеристика места и времени сюжетного действия,.

Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к определенному

Характеристика места и времени сюжетного действия,. Пейзаж, открывающий повествование, “привязывает” его к
месту (России, Италии, городу или деревне) и времени (историческому и природному). Так, пейзаж осуществляет ввод читателя в художественный мир. (“Рудин” Тургенева: “Было тихое летнее утро. Солнце уже давно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из давно проснувшейся долины веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали весенние птички…”
Пейзаж в начале произведения создает определенный эмоциональный настрой у читателя.
Иногда пейзаж в начале произведения играет роль экспозиции, намечает проблематику. Например, 3 глава “Отцы и дети” Тургенева – безотрадная картина пореформенной России.

Слайд 9

Психологическая функция пейзажа

состоит в том, что картина природы помогает в раскрытии внутреннего

Психологическая функция пейзажа состоит в том, что картина природы помогает в раскрытии
мира героя, создавая мажорную или минорную эмоциональную атмосферу (иногда контрастную эмоциональному состоянию персонажа).
Так, Тургенев помогает читателю понять, что сильная натура Базарова глубже его поверхностных рационалистических и нигилистических взглядов, сопровождая сцену признания Базарова в любви очарованием “темной ночи”.
В произведениях Толстого пейзаж становится важным компонентом в раскрытии “диалектики души” героев.

Слайд 10

Пейзаж как средство выражения авторской позиции

Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды

Пейзаж как средство выражения авторской позиции Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские
писателя.
Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении.
В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.
Имя файла: Функции-пейзажа.pptx
Количество просмотров: 232
Количество скачиваний: 0