Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910)

Содержание

Слайд 2

Интегрированный урок (литература, история, информатика)

Цель: знакомство с биографией и мировоззрением писателя, обобщение

Интегрированный урок (литература, история, информатика) Цель: знакомство с биографией и мировоззрением писателя,
и систематизация знаний, полученных на уроках литературы, информатики, истории при изучении темы “Жизнь и творчество Л.Н. Толстого ” (литература), «Размещение на формах изображений и графических полей в VBasic» (информатика), свидетелем каких исторических событий был Л.Н. Толстой (история).
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с подробностями биографии и автобиографии Л.Н. Толстого;
проверить с помощью компьютера знания учащихся.
Воспитательные:
прививать интерес к предметам;
воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию соотечественников;
воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе;
Развивающие:
развивать навыки тестирования при помощи компьютера;
закрепить, углубить приемы и навыки работы в Microsoft PowerPoint, в Publisher, в VBasic.
Здоровьесберегающие:
соблюдать правила и нормы при работе на компьютере, выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз.
Методы и приемы: слово учителя, отчет об экскурсионной поездке, тестирование.
Оборудование: на уроке используются информационные технологии (фильм, презентация, проектор, компьютеры или мобильный класс)

Слайд 3

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя. (Фильм: исторический образ Л.Н. Толстого)
Презентация «Жизнь и творчество

ХОД УРОКА Вступительное слово учителя. (Фильм: исторический образ Л.Н. Толстого) Презентация «Жизнь
Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910)».
Презентация учащихся «Ясная поляна, усадьба Л.Н. Толстого», буклеты.
Тест-контроль по пройденному материалу.
Домашнее задание.

Слайд 5

"Радостный период детства"

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать,

"Радостный период детства" Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его
урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство) Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир").
Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению и к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837).
Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «Она научила меня духовному наслаждению любви».
Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными и послужили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Силуэт матери и
портрет отца писателя.

Слайд 6

Казанский университет

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом

Казанский университет Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в
родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой.
В 1844г. Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса, и он со страстью предался светским развлечениям.
Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по рас-строенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук.

Казанский университет.

Слайд 7

«Бурная жизнь юношеского периода». «Война и свобода»

В 1851 старший брат Николай, офицер

«Бурная жизнь юношеского периода». «Война и свобода» В 1851 старший брат Николай,
действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912).

Слайд 8

Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий,

Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий,
в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество" (1852-54) и "Юность" (1855-57) составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

«Юность».
Черновой автограф Л. Н. Толстого.

Слайд 9

Крымская кампания

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная

Крымская кампания В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест.
штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов",

Севастополь.


вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский).
Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" – "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

Слайд 10

В кругу литераторов и за границей

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург

В кругу литераторов и за границей В ноябре 1855 Толстой приехал в
и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов).
Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел".
Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем – в Ясную Поляну.

Филиппок.

Слайд 11

В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в

В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в
качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

Народная школа

В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука". В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

Слайд 12

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс
и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам.
Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного, уединенного труда.

«Война и мир»

Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, будто бы она еще так молода, что играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку "писать историю народа" и считал невозможным определить его жанровую природу ("не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории").

Слайд 13

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей
и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма

«... Брак истинный только тот, который освещает любовь».
Л.Н. Толстой

"Анна Каренина" (1873-77)

Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный.
Смысл существования "образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни – этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего "Анну Каренину" в "Дневнике писателя".
"Мысль семейная" (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

«Анна Каренина». Свидание Анны с сыном.
Рис. М. А. Врубеля. Кон. 1870-х — нач. 1880-х гг.

Слайд 14

Перелом (1880-е гг.)

Ход переворота, совершившегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном

Перелом (1880-е гг.) Ход переворота, совершившегося в сознании Толстого, нашел отражение в
творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-86), "Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), "Отец Сергий" (1890-98, опубликована в 1912), драме "Живой труп" (1900, не завершена, опубликована в 1911), в рассказе "После бала" (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях "О переписи в Москве" (1882), "Так что же нам делать?" (1882-86, опубликована полностью в 1906), "О голоде" (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском – в 1954), "Что такое искусство?" (1897-98), "Рабство нашего времени" (1900, полностью опубликована в России в 1917), "О Шекспире и драме" (1906), "Не могу молчать" (1908).

«Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего».
Л.Н. Толстой

Слайд 15

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении,

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении,
а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого "Исследование догматического богословия" (1879-80), "Соединение и перевод четырех Евангелий" (1880-81), "В чем моя вера" (1884), "Царство Божие внутри вас" (1893).
Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений: драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть" (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, "безыскусной" манере.
Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством "Посредник", основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу "Посредника" как "выражение в художественных образах учения Христа", "чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее".

Слайд 16

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской
догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

Толстой за работой.

«Духовенство и сознательно и преимущественно бессознательно старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии».
Л.Н. Толстой

Слайд 17

"Воскресение" (1889-99)

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы

"Воскресение" (1889-99) Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в
перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения,

приводящий его к деятельному добру.
(Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества).
Характерные черты позднего Толстого – откровенная, выдвинутая на первый план "тенденция" (в эти годы Толстой – сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало – проявились в романе со всей наглядностью.
Л.Н. Толстой.

М.В. Нестеров. Портрет Л. Н. Толстого. 1907 г.

Л. Н. Толстой. «Воскресение». Маслова на суде. Илл. Л. Пастернака. 1899.

Слайд 18

Уход и смерть

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с

Уход и смерть Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом
социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Похороны Толстого в Ясной Поляне стали событием общероссийского масштаба.

Могила Л. Н. Толстого

Слайд 19

Домашнее задание:

Чтение романа «Война и мир» (литература).
Отечественная война 1812 г. (история, повторение)
Подготовить

Домашнее задание: Чтение романа «Война и мир» (литература). Отечественная война 1812 г.
к уроку «Размещение на формах изображений и графических полей в VBasic» информационный материал о жизни и творчестве Л.Н. Толстого для создания проектов (информатика).
Имя файла: Жизнь-и-творчество-Льва-Николаевича-Толстого-(1828-–-1910).pptx
Количество просмотров: 153
Количество скачиваний: 0