Содержание
- 2. Теория Драма – 1) один из трёх родов литературы наряду с эпосом и лирикой; отличается от
- 3. Теория Конфликт - система противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, борьба образов, социальных характеров,
- 4. Театр и театр — две разные вещи, равно как и восторг самой публики бывает двух родов:
- 5. «Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего». «О
- 6. Творческая история комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» В 30-е годы XIX века Гоголь серьёзно задумывается о
- 7. Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин. Неизвестный художник первой половины XIX в. Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет,
- 8. Анекдот о проезжем, принятом за ревизора, генерал-губернатора или другое важное лицо, был в то время широко
- 9. Гоголь придумывает оригинальное художественное решение для «бродячего» сюжета, подсказанного ему Пушкиным. Вместо ловкого плута, морочащего голову
- 10. Гоголь завершил комедию необычайно быстро. Не прошло и двух месяцев со времени приведённого выше письма Пушкину,
- 11. 19 апреля 1836 года в Александринском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера спектакля «Ревизор». Несмотря на ближайшее участие
- 12. Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто не знал, как должно
- 13. «Ревизор» сыгран — и у меня на душе так смутно, так странно… Я ожидал, я знал
- 14. 25 мая состоялось первое представление «Ревизора» в Москве, в Малом театре, повторившее основные недостатки петербургской премьеры:
- 15. Самые известные постановки комедии Гоголя «Ревизор»: 1908 год – Московский Художественный театр, постановка К.Станиславского и В.
- 16. Экранизации 1933 год – «Ревизор», первая экранизация комедии. 1949 год – американский фильм «Ревизор». 1952 год
- 18. Скачать презентацию
Слайд 2Теория
Драма – 1) один из трёх родов литературы наряду с эпосом и
Теория
Драма – 1) один из трёх родов литературы наряду с эпосом и
2) один из основных жанров драматургии наряду с трагедией и комедией.
Драматические произведения создаются по своим особенным законам:
Композиция строится в порядке изложения событий: завязка, основные события, кульминация, развязка.
Нет авторского повествования.
Не видим отношения автора к происходящему и персонажам.
Автор скрыт за репликами и действиями персонажей.
Действие пьесы ограничено временем сценического исполнения, поэтому по своему объёму она не может быть большой (2-4 часа сценического времени).
В пьесах изображаются наиболее значимые события, которые развиваются быстро, энергично, сталкивая действующих лиц.
Особую роль в пьесе играет конфликт, скрытая или явная борьба действующих лиц.
Слайд 3Теория
Конфликт - система противоречий, которая организует
художественное произведение в определенное единство,
борьба
Теория
Конфликт - система противоречий, которая организует
художественное произведение в определенное единство,
борьба
развертывается в каждом произведении. Особенно ярко
конфликт проявляется в драме.
Комедия - вид драмы, в котором специфически разрешается конфликт, а именно не влечет за собой серьезных, гибельных последствий для борющихся сторон; борьба героев направлена на «низменные», т. е. обыденные, цели и ведется смешными, забавными или нелепыми средствами.
Амплуа - специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу и объединённых условным наименованием.
Реплика - элемент текста драматического произведения; обособленное высказывание персонажа. Это первичный элемент общего сценического действия, т. к. в драме, в отличие от эпоса, материальная основа сюжета складывается не из различных физически выраженных действий персонажей, а только из реплик как речевых действий.
Ремарка – замечание или примечание драматурга, главное содержание которого – указание места и времени действия, а также сценических поступков и психологического состояния персонажей.
Слайд 4Театр и театр — две разные вещи, равно как и восторг самой
Театр и театр — две разные вещи, равно как и восторг самой
Н.В. Гоголь из статьи «Театральный разъезд»
Он сочинял пьесы для гимназического театра, писал декорации, шил костюмы и, конечно, был первым актёром. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображался в героев своих озорных шуток. Особенным успехом Гоголь пользовался в роли госпожи Простаковой из фонвизинского «Недоросля». Ему прочили славу великого комика.
Гоголь
и театр
Видел я эту пьесу в Москве и в Петербурге, но сохранил всегда то убеждение, что ни одной актрисе не удавалась роль Простаковой так хорошо, как играл эту роль шестнадцатилетний тогда Гоголь. Он был превосходный актёр.
Константин Базили, одноклассник Гоголя
Все мы думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный талант и все данные для игры на сцене..
Тимофей Пащенко, одноклассник Гоголя
Слайд 5«Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно
«Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно
«О смех, великое дело!
Ничего не боится человек так, как смеха!»
«Во глубине холодного смеха могут оказаться горячи искры вечной могучей любви».
«Многое возмутило бы человека, быв представлено в наготе своей; но, озарённое силою смеха, несёт оно уже примиренье в душу. <…> Несправедливы те, которые говорят, что смех не действует на тех, противу которых устремлён, и что плут первый посмеётся над плутом, выведенным на сцену… насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».
Н.В. Гоголь, читающий «Мертвые души». 1839. Рисунок Э. Дмитриева-Мамонова
Слайд 6Творческая история
комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
В 30-е годы XIX века Гоголь
Творческая история
комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
В 30-е годы XIX века Гоголь
Писатель считает, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях с наказанием пороков на глазах зрителей.
Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни «Игроки» и «Женихи» (позднее переработана в «Женитьбу»).
Не закончил комедии «Владимир третьей степени», из-за того что «перо постоянно натыкалось на такие места, которые цензура ни за что бы не пропустила. Мне ничего не остаётся, как выдумать сюжет невинный, которым даже квартальный не мог обидеться».
Слайд 7Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин.
Неизвестный художник первой половины XIX в.
Сделайте милость,
Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин.
Неизвестный художник первой половины XIX в.
Сделайте милость,
Из письма А.С.Пушкину от 7 октября 1835 г.
Криспин приезжает в губернию N на ярмонку – его принимают за (нрзб) – Губернатор честной дурак – Губернаторша с ним кокетничает – Криспин сватается за дочь.
Из черновых набросков А.С. Пушкина 30-х г.г.
(Криспин – амплуа хвастуна и плута во французской комедии).
Мысль «Ревизора» принадлежит ему.
Гоголь о Пушкине, из «Авторской исповеди»
Слайд 8Анекдот о проезжем, принятом за ревизора, генерал-губернатора или другое важное лицо, был
Анекдот о проезжем, принятом за ревизора, генерал-губернатора или другое важное лицо, был
Пушкин рассказал Гоголю про случай, бывший в городе Устюжна, Новгородской губернии, о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала «Отечественные записки» Свиньина. Кроме того, Пушкин сам, будучи в Оренбурге, узнал, что о нём получена гражданином Петровским секретная бумага, в которой было отмечено, что история Пугачёвского бунта была только предлогом, а поездка Пушкина имела целью обревизовать секретно действия оренбургских чиновников.
То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлекательным для Гоголя.
Он писал в «Петербургских записках 1836 года»:
«Ради бога, дайте нам русских характеров,
нас самих дайте нам, наших плутов,
наших чудаков на сцену их, на смех всем!»
Слайд 9
Гоголь придумывает оригинальное художественное решение для «бродячего» сюжета, подсказанного ему Пушкиным. Вместо
Гоголь придумывает оригинальное художественное решение для «бродячего» сюжета, подсказанного ему Пушкиным. Вместо
Таким образом, гоголевскую комедию принципиально отличает от произведений о ловких пройдохах то,
что основой комизма избраны не плутни, а сама современная жизнь в её комически уродливых проявлениях. Сюжет с ловким плутом позволял смеяться над обманутыми простофилями или над посрамленным мошенником. Сюжет на основе самообмана выявлял в героях их истинное уродливое и смешное лицо, вызывал смех над ними, над их жизнью, которая была жизнью всей России.
Слайд 10Гоголь завершил комедию необычайно быстро. Не прошло и двух месяцев со времени
Гоголь завершил комедию необычайно быстро. Не прошло и двух месяцев со времени
Вчера Гоголь читал нам новую комедию «Ревизор». Читает мастерски и возбуждает взрывы хохота среди присутствующих. Не знаю, не потеряет ли пиеса на сцене, ибо не все актёры сыграют, как он читает.
П. Вяземский, из письма к А. Тургеневу
Н.В. Гоголь читает «Ревизора» 5 ноября 1851 на квартире в доме Талызина в Москве на Никитском бульваре (слева направо: Г.П. Данилевский, И.С. Тургенев, С.В. Шумский, П.М. Садовский, М.С. Щепкин, С.Т. Аксаков, И.С. Аксаков).
Слайд 1119 апреля 1836 года в Александринском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера спектакля «Ревизор».
19 апреля 1836 года в Александринском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера спектакля «Ревизор».
Для Гоголя это означало почти
провал, т.к. не был понят его
творческий замысел.
Я помню, что, когда ставили «Ревизора», все участвующие артисты как-то потерялись: они чувствовали, что типы, выведенные Гоголем в пьесе, новы для них, и что эту пьесу нельзя так играть, как они привыкли разыгрывать на сцене свои роли в переделанных на русские нравы французских водевилях.
из воспоминаний А. Панаевой
На премьере присутствовал
Николай I. По свидетельству
очевидцев, был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души, словно желая подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз.. А в конце обронил:«Всем досталось, а мне больше всех». Он отлично понимал, что его
гнев окажется
ещё одним
подтверждением
правдивости
гоголевской
сатиры.
Слайд 12Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто
Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто
По окончании четвёртого акта прежнее недоумение уже переродилось почти во всеобщее негодование , которое довершено было пятым актом...
Общий голос, слышавшийся по всем сторонам избранной публики был: это невозможность, клевета и фарс.
П.В. Анненков
Слайд 13«Ревизор» сыгран — и у меня на душе так смутно, так странно…
«Ревизор» сыгран — и у меня на душе так смутно, так странно…
Все против меня… Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня.
Малейший призрак истины — против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия. Воображаю, что же было бы, если б я взял что-нибудь из петербургской жизни, которая мне больше и лучше теперь знакома, нежели провинциальная.
Из письма М.Щепкину от 29 апреля 1836 года
Гоголь
о премьере «Ревизора»
Слайд 1425 мая состоялось первое представление «Ревизора» в Москве, в Малом театре, повторившее
25 мая состоялось первое представление «Ревизора» в Москве, в Малом театре, повторившее
Официальная критика (Ф.Булгарин, О. Сенковский) высказались о комедии нелицеприятно, отказывая Гоголю в оригинальности замысла и утверждая нетипичность содержания пьесы.
Однако В.Белинский, П. Вяземский, П.Анненков высоко оценили «Ревизора», назвав его гениальной комедией и поставив в один ряд с «Недорослем» Фонвизина и грибоедовским «Горем от ума».
С тех пор сценическая история комедии насчитывает уже полтора столетия и знает немало ярких страниц.
Слайд 15Самые известные постановки комедии Гоголя «Ревизор»:
1908 год – Московский Художественный театр, постановка
Самые известные постановки комедии Гоголя «Ревизор»:
1908 год – Московский Художественный театр, постановка
1926 год – постановка В.Мейерхольда. Хлестаков – Эраст Гарин.
1949 год — Малый театр, постановка В. Цыганкова. Хлестаков – Игорь Ильинский.
1972 год – Ленинградский БДТ, постановка Г. Товстоногова. Хлестаков – Олег Басилашвили.
1983 год – московский театр «Современник», постановка В. Фокина. Городничий — Валентин Гафт, Хлестаков — Василий Мищенко.
1982 год – Московский Театр Сатиры, постановка В. Плучека. Хлестаков — Андрей Миронов, Городничий — Анатолий Папанов.
Слайд 16Экранизации
1933 год – «Ревизор», первая экранизация комедии.
1949 год – американский фильм «Ревизор».
1952
Экранизации
1933 год – «Ревизор», первая экранизация комедии.
1949 год – американский фильм «Ревизор».
1952
1977 год – «Инкогнито из Петербурга», режиссёр Леонид Гайдай.
1982 год – «Ревизор (фильм-спектакль)», режиссёр Валентин Плучек.
1996 год - «Ревизор», режиссёр Сергей Газаров.
1996 год
1952 год
1933 год