Слайд 2Что такое Северное Возрождение?
Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения
в германоязычных странах, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так, культурология и искусствоведение разделяют немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и другие.
Слайд 3Отличие от итальянского Возрождения
Духовное пробуждение Европы, которое началось в конце XII века,
было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. В частности — расцвет схоластической науки, пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль.
Этот процесс духовного пробуждения шел двумя путями (из-за социально-экономических, национальных и культурных особенностей):
развитие элементов светского гуманистического мировоззрения
развитие идей религиозного «обновления»
Слайд 4Оба эти течения нередко соприкасались и сливались, но по сути все же
выступали как антагонисты. По первому пути пошла Италия , по второму — Северная Европа, пока еще — с формами зрелой готики, с её общим спиритуалистическим настроем и натурализмом деталей.
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.
Слайд 5Ян Ван Эйк
Ян Ван Эйк стал основоположником Ренессанса в Голландии. Его
крупнейшим произведением считается Гентский алтарь, начатый старшим братом художника Хубертом и законченный Яном Ван Эйком в 1432 году. Несмотря на очевидные готические черты, Гентский алтарь стал знаковым произведением Северного Возрождения — Ван Эйку удалось передать сложную религиозную символику через удивительно правдоподобные, осязаемые образы.
Слайд 6“Гентский алтарь”
“Мадонна каноника ван дер Пале”
Слайд 7Питер Брейгель Старший
Питер Брейгель Старший был прекрасным художником, графиком и рисовальщиком.В его
работах религиозные сюжеты переплетались с бытовыми, что позволяет считать художника главой демократического направления нидерландской живописи. Отображая скрытые смыслы и наполняя свои работы символами, Брейгель обращался к культурному опыту и повседневной жизни своего народа.
Слайд 8“Крестьянский танец”
“Игры детей”
Слайд 9Иероним Босх
Иероним Босх провел всю жизнь в Северной Фландрии. Его поразительные многофигурные
композиции, основанные на поговорках, притчах и пословицах, сочетают гротеск, фольклорно-сатирические и нравоучительные черты. Работы Босха одновременно наивны и изощренны, традиционны и оригинальны.
Завораживающее чувство тайны, известной только художнику, сделало Босха известным далеко за пределами родного города — среди его поклонников был и король Испании Филипп II.
Слайд 10“Сад земных наслаждений”
Часть триптиха “Искушение святого Антония”
Слайд 11Этьен Дюмустье
Французский придворный художник королей из династии Валуа и Генриха IV
Бурбона, представитель династии художников Дюмустье.
Этьен Дюмустье не стремится передать психологию героя. Художник сознательно устраняется от проявления личных чувств, пытается быть максимально объективным в изображении персонажей. Отсутствуют фон и аксессуары.
Портреты Этьена Дюмустье пребывают вне времени, чуждые страстям и мимолётным движениям души, в ясном, спокойном дух. Присутствуют теплота и мягкость.
Слайд 12“Этьен Дюмустье.Портрет Генриха III”
“Этьен Дюмустье.
Портрет Генриха III Валуа”
Слайд 13Бод Кодье
Французский композитор, органист и арфист при дворе герцогов Бургундских, представитель
стиля Ars subtilior.
Боду Кордье приписывается авторство одиннадцати дошедших до нас композиций, относящихся к XIV веку, но он известен в первую очередь двумя сочинениями, являющимися дополнениями к Кодексу Шантийи : «Belle, Bonne, Sage» и «Tout par compas suy composés».
Слайд 14Необычна форма нотного текста — первое рондо́ изображено в форме сердца (отдельные
нотные знаки выведены красным цветом), а второе — в форме круга.
Слайд 15Уильям Шекспир
Английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним
из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии. Автор “Ромео и Джульетта”, “Отелло”, “Гамлет” и др.
Слайд 16Михаил Врубель.
«Гамлет и Офелия», 1884
Теодор Шассерио “Дездемона”,
XIX век