Слайд 2Типы русских храмов
Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византийцы были первыми учителями
русских. Но едва набравшись опыта ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путём.
Слайд 3Крестово-купольные храмы.
Всё центральное пространство храма в плане образует крест. Пирамидальная композиция: от
центрального купола все формы храма постепенно понижаются.
Слайд 4Шатровые храмы.
Внутреннее пространство едино. Снаружи венчает храм шатёр – вытянутая вверх, высокая
четырёх- или восьмигранная крыша.
Слайд 5Ярусные храмы.
Состоят из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей,
секций. Храм изобилует богатым внешним декором.
Слайд 6Храмы-корабли.
Кубический храм, соединённый с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабли.
Слайд 7Купола
Количество куполов на православных храмах глубоко символично. Два купола означают два естества
(Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три купола – Троицу; пять – Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов отражает различные священные значения числа 7: семь даров Святого Духа, семь дней творения мира. Девять куполов – девять чинов Сил Небесных; 13 куполов (как на Софийских соборах в Киеве и Новгороде) символизируют Христа и Его 12 Апостолов. В России возникали также и очень своеобразные, выразительные многокупольные ансамбли. Знаменитый Кижский погост на Онежском озере, состоящий из двух многоглавых церквей и одноглавой колокольни, имеет общее число куполов 33, символизирующее 33 года земной жизни Христа Спасителя.
Слайд 8Русские зодчие умело использовали для усиления и создания особенностей распространения звука окружающий
ландшафт. Церкви очень часто строили на высоком берегу озера или реки. Звон колоколов, попадая в такой резонатор, как водная гладь, становится особенно мягким и мелодичным.
Слайд 10Храм Покрова Пресвятой Богородицы г.Тулун
Слайд 13Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Слайд 14Задание:
нарисовать храм в цвете