Слайд 2Родители
Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся
до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952). В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине.
Слайд 4Первые стихи
Закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8
лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика".
Слайд 5В 1896 году отец Игоря – Василий Петрович Лотарев, поручик 1-го железнодорожного
батальона, привез сына в Нелазскую волость Череповецкого уезда Новгородской губернии, где были земельные владения его брата Михаила Петровича Лотарева и его сестры Елизаветы Петровны Журовой. По совету брата, Василий Петрович определил сына в Череповецкое реальное училище.
На выходные дни и каникулы Игорь приезжал в усадьбу Е.П.Журовой Сойвола, которая находилась на берегу Суды неподалеку от речки Сойволы.
Близ деревни Владимировка, в двух верстах от Сойволы, в 1899 г. М.П.Лотарев начал строительство усадьбы.
Слайд 6Вид на усадьбу Владимировку со стороны реки Суда (1910 г.)
Слайд 7Хозяин усадьбы "Суда" М.П. Лотарев с женой Е.Н. Лотаревой в саду усадьбы.
Фото 1910 г
Слайд 8На берегу реки Суда Лида и Володя Лотаревы.Фото 1910 г
О Суда!
Голубая Суда,
Ты, внучка Волги! дочь Шексны!
Как я хочу к тебе отсюда
В твои одебренные сны!..
Слайд 9Усадьба "Суда". Веранда малого дома. Фото 1902 г.
Слайд 10Усадьба дяди
Большой усадебный дом был двухэтажным, бревенчатым (позднее его обшили тесом), на
каменном фундаменте. Близ дома был разбит парк, в котором росли жасмин, барбарис, сирень, акация, спирея, шиповник, черемуха, липы и красовались цветочные клумбы.
Место для нее было выбрано живописное: в окружении лесов, на высоком берегу, омываемом водами двух рек – Суды и впадающей в нее Кемзы
Слайд 11«…моя муза»
Игорь принимал живое участие во всех устраиваемых обитателями усадьбы увеселениях” в
“грибных походах”, любительских спектаклях, в домашних вечерах (файфоклоках, как он их шутливо называл)… Дядина усадьба стала для Игоря-Северянина родной и желанной: здесь он черпал впечатления для своего поэтического творчества, здесь – в кругу добрых и милых родственников – находил отдохновение от забот и шумной столичной жизни. Он говорил о здешних местах: “У поэта должны быть народные корни, питающие его вдохновение. Здесь мне является моя муза”.
Слайд 12Первые сборники
Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры
стихов и рассылал их по редакциям.
20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.
В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.
Слайд 14Я, гений Игорь - Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я
повсесердно утвержден!
Слайд 15Эгофутуризм
Игорь Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм (еще в 1911 г.
"Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894—1958), вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.
Слайд 16Война
Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила
акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.
Слайд 17Эстония
27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин
был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.
Слайд 19Фелисса
В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт
прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.
Слайд 20Эмиграция
В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом,
а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"
Слайд 22Последние сборники
Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь
его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим.
В 1931 году вышел сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди.
Слайд 23Смерть
А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет.
Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".
Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне от сердечного приступа, в присутствии младшей сестры Веры Коренди (эстонизированная фамилия, собственно Коренова), его последней сожительницы. и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Слайд 25В 2002 году в Череповце вышла книга В. Минина "Усадьба "Сойвола"
Слайд 26Шексна моя, и Ягорба, и Суда,
Где просияла первая любовь,
Где стать поэтом, в
силу самосуда,
Взбурленная мне предрешила кровь
Слайд 27Судьба усадьбы
20 декабря 1993 года стараниями администрации Череповецкого района и сотрудников Череповецкого
музейного объединения в санатории была открыта выставка, посвященная И.-Северянину.
24 января 1994 года дом М.П.Лотарева в деревне Владимировка Череповецкого района был принят под государственную охрану и отнесен к категории памятников республиканского (общероссийского) значения.
В 1996 году усадьбу М.П.Лотарева передали Череповецкому музейному объединению для организации в ней литературного музея.
Слайд 28Музей поэта в Череповце (с 1996 г.)