ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Содержание

Слайд 2

ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Вступление. Эргономика рабочего места пользователя персонального компьютера
Тема 1. Информационное общество и

ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ Вступление. Эргономика рабочего места пользователя персонального компьютера Тема 1. Информационное
информатизация
Тема 2. Основные понятия автоматизированной обработки информации
Тема 3. Состав и структура персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем

Слайд 3

Макарова Н. , Николайчук Г., Титова Ю. Информатика и ИКТ. 11 класс.

Макарова Н. , Николайчук Г., Титова Ю. Информатика и ИКТ. 11 класс.
Базовый уровень. – Питер, 2012. – 224 с.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. - М. : БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 246 с.
Е. В.Михеева. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. — М.: «Академия», 2013. — 384 с.

ВСТУПЛЕНИЕ. ЭРГОНОМИКА РАБОЧЕГО МЕСТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПК

Литература

Тема 1. Информатизация и информационное общество

Слайд 4

Эргономика рабочего места

ВСТУПЛЕНИЕ. ЭРГОНОМИКА РАБОЧЕГО МЕСТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПК

Эргономика рабочего места ВСТУПЛЕНИЕ. ЭРГОНОМИКА РАБОЧЕГО МЕСТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПК

Слайд 5

Работа на ПК

ВСТУПЛЕНИЕ

Работа на ПК ВСТУПЛЕНИЕ

Слайд 6

Макарова Н. , Николайчук Г., Титова Ю. Информатика и ИКТ. 11 класс.

Макарова Н. , Николайчук Г., Титова Ю. Информатика и ИКТ. 11 класс.
Базовый уровень. – Питер, 2012. – 224 с.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. - М. : БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 246 с.
Е. В.Михеева. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. — М.: «Академия», 2013. — 384 с.

ТЕМА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Литература

Тема 1. Информатизация и информационное общество

Слайд 7

ТЕМА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Переход к информационному обществу

ТЕМА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО Переход к информационному обществу

Слайд 8

Технологические:  информационные технологии широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
Социальные: информационные

Технологические: информационные технологии широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в
процессы выступают в качестве важного стимулятора изменения качества жизни.
Экономические: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
Политические: свобода информации ведет к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
Культурные: признание культурной ценности информации.

ТЕМА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Характеристики информационного общества

Слайд 9

Информатизация – направленный процесс перехода к информационному обществу.
Информатизация  — политика и процессы, направленные

Информатизация – направленный процесс перехода к информационному обществу. Информатизация — политика и
на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.

ТЕМА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Слайд 10

ТЕМА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Этапы информатизации

ТЕМА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО Этапы информатизации

Слайд 11

ТЕМА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Средства информатизации

ТЕМА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО Средства информатизации

Слайд 12

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Данные, информация, знания
Информационные процессы

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Данные, информация,

Принципы автоматизированной обработки информации

Тема 2. Основные понятия автоматизированной обработки информации

Слайд 13

2.1 Информация, данные, знания

ТЕМА2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Информа́тика (информация + автоматика) —

2.1 Информация, данные, знания ТЕМА2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Информа́тика (информация
наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.
Информатика включает дисциплины, относящиеся к её обработке на ЭВМ и передачи по сетям: - абстрактные, вроде анализа алгоритмов, - конкретные, например, разработка языков программирования и протоколов передачи данных.

Слайд 14

Информа́ция — сведения, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение в процессе коммуникации фактов

Информа́ция — сведения, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение в процессе
материального мира. Это знания о предметах, фактах, идеях и т. д., которыми могут обмениваться люди в рамках конкретного контекста.

ТЕМА2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 15

2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ

Норберт Винер
1894 – 1964

Клод Шеннон
1916 – 2001

Родоначальники информатики

2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ Норберт Винер 1894 – 1964 Клод Шеннон 1916 – 2001 Родоначальники информатики

Слайд 16

2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ

НОРБЕРТ ВИНЕР — американский учёный, выдающийся математик и философ,

2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ НОРБЕРТ ВИНЕР — американский учёный, выдающийся математик и
основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта.
Его детище, кибернетика — наука об управлении и связях в машинах и живых организмах, родилась из сплава прежде не пересекавшихся математики, биологии, социологии и экономики.
Информация — это не материя и не энергия, информация — это информация
Норберт Винер

Слайд 17

2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ

КЛОД ШЕННОН является основателем теории информации, нашедшей применение в

2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ КЛОД ШЕННОН является основателем теории информации, нашедшей применение
современных высокотехнологических системах связи.
Шеннон внёс огромный вклад в теорию вероятностных схем, теорию автоматов и теорию систем управления — области наук, входящие в понятие «кибернетика». В 1948 году предложил использовать слово «бит» для обозначения наименьшей единицы информации.
Киберне́тика  — искусство управления — наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество.

Слайд 18

Более конкретно

2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ

Более конкретно 2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ

Слайд 19

Свойства информации

2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ

Свойства информации 2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ

Слайд 20

Измерение и меры информации

2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ

Измерение и меры информации 2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ

Слайд 21

Классификация данных по форме представления

2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ

Классификация данных по форме представления 2.1 ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ

Слайд 22

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

2.2 Информационные процессы – процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления,

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ 2.2 Информационные процессы – процесс получения, создания, сбора, обработки,
хранения, поиска, распространения, использования информации. В результате исполнения информационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации, защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного доступа.

Слайд 23

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Информационные процессы в обществе

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ Информационные процессы в обществе

Слайд 24

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 25

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 26

Сообщение как материальная форма представления информации

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Сообщение как материальная форма представления информации 2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 27

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 28

Язык – это система обозначений и правил для передачи сообщений. Различают языки

Язык – это система обозначений и правил для передачи сообщений. Различают языки
естественные, на которых общаются люди, и искусственные (или формальные). К формальным языкам относятся языки программирования.
Язык задается алфавитом, синтаксисом и семантикой. Язык программирования – это формальный язык, обеспечивающий описание конкретных проблем, формулируемых человеком и решаемых с помощью компьютера.
Формальный язык = {страхователь, страховой случай, страховая премия…..}
…….

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Для кодирования информации используют формальные языки и алфавиты

Слайд 29

Алфавит представляет собой совокупность упорядоченных в определенном смысле символов (букв) в данном

Алфавит представляет собой совокупность упорядоченных в определенном смысле символов (букв) в данном
языке или системе. Только символы, принадлежащие данному алфавиту, можно использовать для построения слов.
Синтаксис (от греч. syntaxis – построение, порядок) – это набор правил построения слов, конструкций и структур текста в языке или системе. Некоторые авторы включают в синтаксис и алфавит.
Слово можно определить как упорядоченный набор символов в заданном алфавите, имеющий определенный смысл.
Транслятор (от англ. translator – переводчик) – это программа, производящая трансляцию программы с одного языка, понятного пользователю-разработчику программы, в другой, понятный ЭВМ.
Алфавит 1 = {>, <, = ,<>, …}
Алфавит 2 = {0, 1, 2, 3, …9}

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Для кодирования информации используют формальные языки и алфавиты

Слайд 30

Числовая информации – двоичный код (система счисления)
Текстовая информация – таблицы символов, в

Числовая информации – двоичный код (система счисления) Текстовая информация – таблицы символов,
которых знак заменяется на число
Графическая информация (пиксельная) – код цвета и положение пикселя
Звуковая информация – оцифровка и дискредитация
Видео – набор графических кадров и скорость их смены

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Кодирование информации в ЭВМ

Слайд 31

Кодирование чисел

5 = 1+ 4 = 1 + 2^2 =1002+12=
= 1012

2.2

Кодирование чисел 5 = 1+ 4 = 1 + 2^2 =1002+12= =
Информационные процессы

75 =
1*2^6 + 0*2^5+ 0*2^4+1*2^3+0*2^2+1*2^1+1*2^0
= 100 1 0112 = 1138 = 4B16

Слайд 32

Кодирование текста

Национальные кодировки
1 знак = 1 байт ; всего 256 знаков
латиница

Кодирование текста Национальные кодировки 1 знак = 1 байт ; всего 256
+ дополнительные знаки + национальный алфавит

2.2 Информационные процессы

Слайд 33

Стандарт КОИ8-р Стандарт Windows-1251

2.2 Информационные процессы

Стандарт КОИ8-р Стандарт Windows-1251 2.2 Информационные процессы

Слайд 34

Стандарт КОИ8-р Стандарт КОИ8-р

2.2 Информационные процессы

Стандарт КОИ8-р Стандарт КОИ8-р 2.2 Информационные процессы

Слайд 35

16-битовая версия (2^16 = 65 536 значений), где кодируются все современные алфавиты.

Unicode

16-битовая версия (2^16 = 65 536 значений), где кодируются все современные алфавиты. Unicode 2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 36

Лекция 8
п⌡п╣п╨я├п╦я▐ 8

Нарушение кодировки

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Лекция 8 п⌡п╣п╨я├п╦я▐ 8 Нарушение кодировки 2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 37

обработки информации
RGB
(255, 255, 255) (0,0,0) (255, 255, 255) (255, 0, 0)

Кодирование растрового

обработки информации RGB (255, 255, 255) (0,0,0) (255, 255, 255) (255, 0,
изображения

2.2 Информационные процессы

Слайд 38


Кодирование (оцифровка) аудиоинформации

2.2 Информационные процессы

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Кодирование (оцифровка) аудиоинформации 2.2 Информационные процессы 2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 39

Передача информации

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Передача информации 2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 40

которая помогает обнаруживать и исправлять ошибки.
Широко известными методами являются
передача в контексте;

которая помогает обнаруживать и исправлять ошибки. Широко известными методами являются передача в
дублирование сообщений;
передача с переспросом.

Для борьбы с помехами добавляется "полезная" избыточность,

2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 41

Процесс накопления данных

2.2 Информационные процессы

Процесс накопления данных 2.2 Информационные процессы

Слайд 42

Процесс обработки включает 
преобразование данных 
отображение информации, предоставляемой пользователю (потребителю)

Обработка информации (данных)

2.2

Процесс обработки включает преобразование данных отображение информации, предоставляемой пользователю (потребителю) Обработка информации (данных) 2.2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Слайд 43

2.3 Принципы автоматизированной обработки информации

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

2.3 Принципы автоматизированной обработки информации 2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 44

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Обработка информации

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Обработка информации

Слайд 45

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Этапы подготовки и решения задач на ЭВМ

постановка задачи

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Этапы подготовки и решения задач на ЭВМ

моделирование и формализация задачи
выбор и обоснование метода решения
алгоритмизация вычислительного процесса
составление программы
отладка программы
решение задачи на ЭВМ
анализ результатов

Слайд 46

Модель – некоторое упрощённое подобие реального объекта, который отражает существенные особенности (свойства) изучаемого

Модель – некоторое упрощённое подобие реального объекта, который отражает существенные особенности (свойства)
реального объекта, явления или процесса
Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Т.е. исследование объектов путем построения и изучения моделей
Формализация – процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Определения

Слайд 47

Название науки логики происходит от греческого слова logos, что означает речь, мысль,

Название науки логики происходит от греческого слова logos, что означает речь, мысль,
разум. Сферой логики является интеллектуальная познавательная деятельность или процесс мышления.
Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, осуществляемого с помощью языка.
Наука логика – одна из древнейших наук. Ее следы просматриваются в древнеиндийской и древнекитайской философии, а также в античной Греции. Наиболее значительной фигурой здесь был Аристотель, которого по праву считают основателем формальной логики. В его сочинениях мы находим основы теоретического знания о формах и приемах мышления.

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

1.3.1 Математическая логика как формальный язык

Слайд 48

В дальнейшем логика развивалась другими философами, которые видели в ней необходимую науку

В дальнейшем логика развивалась другими философами, которые видели в ней необходимую науку
о мышлении, без которой невозможно успешное развитие познавательного процесса.
Возникнув в рамках философии, логика вышла за её пределы и стала необходимым инструментом мышления в науке, в политике, в экономике, в сфере общественной и культурной жизни, в повседневных делах самых широких слоёв населения. Сегодня логика служит политику и юристу, ученому и студенту, бизнесмену и общественному деятелю, руководителю и исполнителю, домохозяйке и педагогу и т.п.
Формально-логическое мышление обладает всеобщей обязательностью, и в этом состоит его сила. 

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 49

Аристотель

Закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении

Аристотель Закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же
в ходе рассуждений
Закон противоречия — не противоречь сам себе
Закон исключенного третьего
а или не -а истинно, третьего не дано.

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 50

Высказывание (суждение) – некоторое предложение, которое может быть истинно (верно) или ложно (гипотеза)
Утверждение –

Высказывание (суждение) – некоторое предложение, которое может быть истинно (верно) или ложно
суждение, которое требуется доказать или опровергнуть (теорема)

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 52

Рассуждение – цепочка высказываний или утверждений, определенным образом связанных друг с другом (доказательство)
Умозаключение –

Рассуждение – цепочка высказываний или утверждений, определенным образом связанных друг с другом
логическая операция, в результате которой из одного или нескольких данных суждений получается (выводится) новое суждение
(вывод)

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 53

Логическое выражение – запись или устное утверждение, в которое, наряду с постоянными, обязательно

Логическое выражение – запись или устное утверждение, в которое, наряду с постоянными,
входят переменные величины (объекты).
Логическое выражение может принимать одно из двух возможных значений: ИСТИНА (логическая 1) или ЛОЖЬ (логический 0).

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 54

Сложное логическое выражение – логическое выражение, составленное из одного или нескольких простых (или

Сложное логическое выражение – логическое выражение, составленное из одного или нескольких простых
сложных) логических выражений, связанных с помощью логических операций.

2.3 ПРИНЦИПЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 55


2.4 ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Логические операции и таблицы истинности a, b, c – высказывания Ʌ,

2.4 ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ Логические операции и таблицы истинности a, b, c –
V, ¬, →, ↔ – операции

Слайд 56

Ʌ Конъюнкция: (логическое И) = (логическое умножение) Таблицы истинности для бинарной конъюнкции  

2.4 ЛОГИЧЕСКИЕ

Ʌ Конъюнкция: (логическое И) = (логическое умножение) Таблицы истинности для бинарной конъюнкции 2.4 ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
ОПЕРАЦИИ

Слайд 57

V Дизъюнкция: (логическое ИЛИ) = (логическое сложение)  

2.4 ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

V Дизъюнкция: (логическое ИЛИ) = (логическое сложение) 2.4 ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Слайд 58

¬ Инверсия – отрицание НЕ (НЕВЕРНО, ЧТО)  

2.4 ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

¬ Инверсия – отрицание НЕ (НЕВЕРНО, ЧТО) 2.4 ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Слайд 59

→ Импликация: ЕСЛИ…, ТО…,  

→ Импликация: ЕСЛИ…, ТО…,

Слайд 60

↔ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ: ТОГДА, и ТОЛЬКО ТОГДА…   

2.4 ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

↔ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ: ТОГДА, и ТОЛЬКО ТОГДА… 2.4 ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Слайд 61

1. инверсия НЕ а 2. конъюнкция …И а 3. дизъюнкция а ИЛИ

1. инверсия НЕ а 2. конъюнкция …И а 3. дизъюнкция а ИЛИ
b 4. импликация …?….
5. эквивалентность a ↔b
Для изменения указанного порядка выполнения операций
НЕ а И а?a ИЛИ b используются скобки
НЕ (а И а) ? a ИЛИ b

Порядок выполнения логических операций  в сложном логическом выражении:

2.4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Слайд 62

а V ¬a – тавтология (всегда ИСТИНА)
а Ʌ ¬a – противоречие

а V ¬a – тавтология (всегда ИСТИНА) а Ʌ ¬a – противоречие
(всегда ЛОЖЬ)
Пример: ЕСЛИ (все дома деревянные),
ТО (этот дом деревянный) = тавтология

2.4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Слайд 63

Таблицы истинности

1.4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

2.4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Решение логических выражений принято оформлять в виде

Таблицы истинности 1.4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ 2.4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ Решение логических выражений принято
таблиц, в которых по действиям показано, какие значения принимает логическое выражение при всех возможных наборах его переменных.
Для составления таблицы истинности необходимо:
Выяснить количество строк (2n, где n – количество переменных)
Выяснить количество столбцов (количество переменных + количество логических операций)
Построить таблицу, указывая названия столбцов и возможные наборы значений переменных
Заполнить таблицу истинности по столбцам

Слайд 64

Построим таблицу истинности для функции F = (А ∨ В) ∧ (¬A

Построим таблицу истинности для функции F = (А ∨ В) ∧ (¬A
∨ ¬B)
Переменных: две (А и В), т.е. N = 2 ⇒ количество строк 2n=22=4. С заголовком = 5
Количество столбцов: 2 переменные + 5 операций (∨,∧,¬,∨,¬). Итого – 7.
Порядок операций:
1 5 2 4 3
F = (А ∨ В) ∧ ( ¬ A ∨ ¬B)

2.4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Слайд 65

0
1
1
1

1
1
0
0

F = (А ∨ В) ∧ (¬A ∨ ¬B)

1
0
1
0

1
1
1
0

0
1
1
0

2.4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

0 1 1 1 1 1 0 0 F = (А ∨

Слайд 66

2.5 Алгоритмы и способы их описания

Алгоритм - предписание, однозначно задающее процесс преобразования

2.5 Алгоритмы и способы их описания Алгоритм - предписание, однозначно задающее процесс
исходной информации в виде последовательности элементарных дискретных шагов, приводящих за конечное число их применений к результату.

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Слайд 67

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Свойства алгоритма

Дискретность
Определённость
Результативность
Массовость

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Свойства алгоритма Дискретность Определённость Результативность Массовость

Слайд 68

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Свойства алгоритма

дискретность;
определенность;
результативность;
массовость

последовательное выполнение простых

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Свойства алгоритма дискретность; определенность; результативность; массовость
или ранее определённых (подпрограмм) шагов. Преобразование исходных данных в результат осуществляется дискретно во времени.

совпадение получаемых результатов независимо от пользователя и применяемых технических средств (однозначность толкования инструкций)

Слайд 69

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Свойства алгоритма

возможность получения результата после выполнения конечного

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Свойства алгоритма возможность получения результата после
количества операций

возможность применения алгоритма к целому классу однотипных задач, различающихся конкретными значениями исходных данных (разработка в общем виде).

Слайд 70

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Для задания алгоритма необходимо описать следующие его

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Для задания алгоритма необходимо описать следующие
элементы:

набор объектов, составляющих совокупность возможных исходных данных, промежуточных и конечных результатов
правило начала процесса
правило непосредственной переработки информации (описание последовательности действий)
правило окончания процесса
правило извлечения результатов

Слайд 71

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Блок-схемы алгоритмов: .

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Блок-схемы алгоритмов: .

Слайд 72

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Блок-схемы алгоритмов: .

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Блок-схемы алгоритмов: .

Слайд 73

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Блок-схемы алгоритмов: .

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Блок-схемы алгоритмов: .

Слайд 74

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Блок-схемы алгоритмов: .

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Блок-схемы алгоритмов: .

Слайд 75

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Блок-схемы алгоритмов: .

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Блок-схемы алгоритмов: .

Слайд 76

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Блок-схемы алгоритмов: .

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Блок-схемы алгоритмов: .

Слайд 77

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Линейный: .

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Линейный: .

Слайд 78

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Ветвящийся: .

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Ветвящийся: .

Слайд 79

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ

Циклические процессы .

2.5 АЛГОРИТМЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПИСАНИЯ Циклические процессы .

Слайд 80

Тема 3. Состав и структура персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем

Тема 3. Состав и структура персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем

Слайд 81

Принципы устройства компьютеров
Процессор
Память
Устройства ввода и вывода

ТЕМА 3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Принципы устройства компьютеров Процессор Память Устройства ввода и вывода ТЕМА 3. СОСТАВ
МАШИН И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

Слайд 82

Макарова Н. , Николайчук Г., Титова Ю. Информатика и ИКТ. 11 класс.

Макарова Н. , Николайчук Г., Титова Ю. Информатика и ИКТ. 11 класс.
Базовый уровень. – Питер, 2012. – 224 с.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов- 6 изд. - М. : БИНИКОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 246 с.

ТЕМА 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Литература к теме 3

Слайд 83

3.1 Принципы устройства компьютеров

состав основных компонентов вычислительной машины
принцип двоичного кодирования
принцип адресности памяти
принцип

3.1 Принципы устройства компьютеров состав основных компонентов вычислительной машины принцип двоичного кодирования
иерархической (многоуровневой) организации памяти
принцип хранимой программы
принцип программного управления

3.1 Принципы устройства компьютеров

Слайд 84

3.1 Принципы устройства компьютеров

обрабатывает данные

обеспечивает выполнение программы

временное хранение данных во время обработки

долговременное

3.1 Принципы устройства компьютеров обрабатывает данные обеспечивает выполнение программы временное хранение данных
хранение данных

Слайд 85

3.1 Принципы устройства компьютеров

Все данные хранятся в двоичном коде.

проще устройства для

3.1 Принципы устройства компьютеров Все данные хранятся в двоичном коде. проще устройства
хранения и обработки данных

Троичная ЭВМ «Сетунь» (1959)

Слайд 86

3.1 Принципы устройства компьютеров

оперативная память состоит из отдельных битов – одного разряда

3.1 Принципы устройства компьютеров оперативная память состоит из отдельных битов – одного
– и не имеет адреса
группы соседних битов объединяется в ячейки
каждая ячейка имеет свой адрес (номер)
нумерация ячеек начинается с нуля и организуется по принципу: адрес в блоке + значение в заданном регистре
за один раз можно прочитать или записать только целую ячейку или несколько подряд расположенных ячеек

Слайд 87

3.1 Принципы устройства компьютеров

RAM = Random Access Memory:
чтение данных из ячеек

3.1 Принципы устройства компьютеров RAM = Random Access Memory: чтение данных из
и запись в них, адреса ячеек могут быть в произвольном порядке
ОЗУ – оперативное запоминающее устройство (оперативная память)
ПЗУ – постоянное запоминающее устройство
ROM = Read Only Memory
содержит программное обеспечение для первичной загрузки и тестирования компьютера
запись запрещена

Слайд 88

3.1 Принципы устройства компьютеров

Требования к памяти:
большой объём
высокая скорость доступа

Использование несколько уровней памяти:
внутренняя

3.1 Принципы устройства компьютеров Требования к памяти: большой объём высокая скорость доступа
память (относительно небольшой объём, высокое быстродействие, может, если позволяет материнская плата, быть увеличена на блоки фиксированного объёма)
кэш-память (сверхбыстрая, очень малый объём)
внешняя память (большой объём, относительно низкое быстродействие, можно подключать любые совместимые устройства)

Слайд 89

3.1 Принципы устройства компьютеров

программа – это набор команд
команды бывают одноадресные (используют или

3.1 Принципы устройства компьютеров программа – это набор команд команды бывают одноадресные
1 регистр, или 1 ячейку памяти) и многоадресные (используют 1 регистр+1 ячейку памяти или 2-3 ячейки памяти)
команды выполняются процессором автоматически в определённом порядке

Счётчик адреса команд – это регистр процессора, в котором хранится адрес следующей команды.

IP (Instruction Pointer) в процессорах Intel

Слайд 90

3.1 Принципы устройства компьютеров

Архитектура компьютера – это общие принципы построения конкретного семейства

3.1 Принципы устройства компьютеров Архитектура компьютера – это общие принципы построения конкретного
компьютеров (мини-РС PDP, ЕС ЭВМ, Apple, IBM PC, …).

принципы построения системы команд и их кодирования
форматы данных и особенности их машинного представления
алгоритм выполнения команд программы
способы доступа к памяти и внешним устройствам
возможности изменения конфигурации оборудования

К архитектуре НЕ относятся особенности конкретного ПК: набор микросхем, тактовая частота, модель процессора, ёмкость памяти, тип жёсткого диска и т.д.

Слайд 91

3.1 Принципы устройства компьютеров
настольные (desktop)
переносные (notebook)
нетбуки (netbook)
(без привода CD/DVD)

3.1 Принципы устройства компьютеров настольные (desktop) переносные (notebook) нетбуки (netbook) (без привода CD/DVD)

Слайд 92

3.1 Принципы устройства компьютеров

планшетные
смартфоны и карманные персональные компьютеры (КПК)

3.1 Принципы устройства компьютеров планшетные смартфоны и карманные персональные компьютеры (КПК)

Слайд 93

Типы компьютеров

Суперкомпьютеры (мэйн-фрэймы)

«Ломоносов»

3.1 Принципы устройства компьютеров

Типы компьютеров Суперкомпьютеры (мэйн-фрэймы) «Ломоносов» 3.1 Принципы устройства компьютеров

Слайд 94

3.1 Принципы устройства компьютеров

3.1 Принципы устройства компьютеров

Слайд 95

Функциональная схема компьютера, построенного по магистрально-модульному принципу

Функциональная схема компьютера, построенного по магистрально-модульному принципу

Слайд 96

Типы компьютеров
Упрощенно системную шину можно представить как группу кабелей и электрических (токопроводящих)

Типы компьютеров Упрощенно системную шину можно представить как группу кабелей и электрических
линий на системной плате.

Магистраль (системная шина) включает в себя:
шину данных
шину адреса
шину управления

3.1 Принципы устройства компьютеров

Слайд 97

3.1 Принципы устройства компьютеров

Магистрально-модульная архитектура: набор устройств (модулей) легко расширяется путём подключения

3.1 Принципы устройства компьютеров Магистрально-модульная архитектура: набор устройств (модулей) легко расширяется путём
к шине (магистрали).

Принцип открытой архитектуры (IBM):
спецификация на шину (детальное описание всех параметров) опубликована
производители могут выпускать новые совместимые устройства
на материнской плате есть стандартные разъёмы
установка драйверов (программ управления) для каждого устройства. Драйвер может быть изначально включен в состав ОП (операционной системы) – вариант PLUG-and-PLAY, автоматически устанавливаться считыванием из Интернет (если есть выход в сеть). Если устройство новой разработки, то для установки прилагается диск или флэшка.

Слайд 98

Типы компьютеров

По шине управления передаются сигналы, определяющие характер обмена информацией по магистрали.

Типы компьютеров По шине управления передаются сигналы, определяющие характер обмена информацией по
Сигналы показывают, какую операцию – считывание или запись информации – нужно производить, синхронизируют обмен данными и т.д.
По шине данных передаются данные между различными устройствами.
Например, считанные из ОЗУ данные могут быть переданы процессору для обработки, а затем могут быть отправлены обратно для хранения.
Разрядность шины данных определяется процессором, т.е. количеством двоичных разрядов, которые могут обрабатываться процессором одновременно.

3.1 Принципы устройства компьютеров

Слайд 99

Типы компьютеров

Шина адреса
Выбор устройства или ячейки памяти, куда посылаются данные или откуда

Типы компьютеров Шина адреса Выбор устройства или ячейки памяти, куда посылаются данные
считываются данные по шине данных, производит процессор.
Каждое устройство или ячейка памяти имеет свой адрес. Адрес передается по адресной шине от процессора к памяти или устройствам.
Разрядность шины адреса определяет объём одновременно адресуемой памяти.

3.1 Принципы устройства компьютеров

Слайд 100

3.1 Принципы устройства компьютеров

Контроллер — это электронная схема для управления внешним устройством

3.1 Принципы устройства компьютеров Контроллер — это электронная схема для управления внешним
и простейшей предварительной обработкой данных.

Слайд 101

3.1 Принципы устройства компьютеров

Модульный принцип позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию

3.1 Принципы устройства компьютеров Модульный принцип позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему
компьютера и производить, при необходимости, её модернизацию.
Однако устройства должны быть совместимыми, т.е. не изменять производительность каждого отдельного узла в худшую сторону.
Модульная организация опирается на магистральный (шинный) принцип обмена информацией между устройствами.

Слайд 102

3.1 Принципы устройства компьютеров

Программно-управляемый обмен – все операции ввода и вывода предусмотрены

3.1 Принципы устройства компьютеров Программно-управляемый обмен – все операции ввода и вывода
в программе, их полностью выполняет процессор.

простота
не нужно дополнительное оборудование

процессор долго ждёт медленные устройства

Слайд 103

3.1 Принципы устройства компьютеров

Обмен по прерываниям – внешнее устройство передаёт процессору запрос

3.1 Принципы устройства компьютеров Обмен по прерываниям – внешнее устройство передаёт процессору
на обслуживание (прерывание)

процессор прерывает выполнение программы и …
переходит на программу обработки прерывания и …
возвращается к прерванной программе

процессор не ждёт устройства

всю работу выполняет процессор

Контроллер прерываний использует приоритет различных типов прерываний

Слайд 104

3.1 Принципы устройства компьютеров

Прямой доступ к памяти (ПДП) DMA = Direct Memory Access

3.1 Принципы устройства компьютеров Прямой доступ к памяти (ПДП) DMA = Direct
– обмен данными выполняет внешнее устройство по команде центрального процессора.

процессор готовит обмен: программирует контроллер ПДП
контроллер ПДП пересылает данные

процессор загружен минимально

нужен контроллер ПДП

Слайд 105

3.2 Процессор

Процессор – это устройство, предназначенное для автоматического считывания команд программы, их

3.2 Процессор Процессор – это устройство, предназначенное для автоматического считывания команд программы,
расшифровки и выполнения.

AЛУ - арифметико-логическое устройство, выполняет обработку данных
УУ - устройство управления, которое управляет выполнением программы и обеспечивает согласованную работу всех узлов компьютера

Слайд 106

3.2 Процессор

2 регистра
сумматор
схема управления операциями

Регистр состояния процессора – биты устанавливаются по результату

3.2 Процессор 2 регистра сумматор схема управления операциями Регистр состояния процессора –
R последней арифметической операции
бит Z (zero) – установлен, если R = 0
бит N (negative) – установлен, если R < 0
бит C (carry) – установлен, если произошёл перенос

R ≤ 0: N or Z
R ≥ 0: not N

ПРОЦЕССОР:

Слайд 107

3.2 Процессор

извлечение из памяти очередной команды
расшифровка команды, определение необходимых действий
определение адресов ячеек

3.2 Процессор извлечение из памяти очередной команды расшифровка команды, определение необходимых действий
памяти, где находятся исходные данные
занесение в АЛУ исходных данных
управление выполнением операции
сохранение результата


команда

генератор тактовых импульсов

Слайд 108

Регистры общего назначения (РОН)

Для процессоров Intel:

H = High (старший байт)

L = Low

Регистры общего назначения (РОН) Для процессоров Intel: H = High (старший байт)
(младший байт)

Обработка 8-, 16-, 32- и 64-битовых данных.

Есть RBX, RCX, RDX и др…

Слайд 109

3.2 Процессор

Тактовая частота — количество тактовых импульсов в секунду.

1 ГГц (гигагерц) =

3.2 Процессор Тактовая частота — количество тактовых импульсов в секунду. 1 ГГц
1 млрд герц

Разрядность — это максимальное количество двоичных разрядов, которые процессор способен обработать за одну команду.

разрядность регистров
разрядность шины данных
разрядность шины адреса R

Величина адресного пространства 2R байтов

Слайд 110

ТЕМА 3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

3.2 Память

ТЕМА 3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 3.2 Память

Слайд 111

3.2 Память

Память — это устройство компьютера, которое используется для записи, хранения и

3.2 Память Память — это устройство компьютера, которое используется для записи, хранения
выдачи по запросу команд программы и данных.

внутренняя или основная (для хранения программ и данных в момент решения задачи), ОЗУ и ПЗУ
внешняя или долговременная (… на длительный срок)

Слайд 112

Внутренняя память

RAM = Random Access Memory, обращение к ячейкам в любом порядке.

ОЗУ

Внутренняя память RAM = Random Access Memory, обращение к ячейкам в любом
= оперативное запоминающее устройствона триггерах (статическая): регистры, кэш-память
на полупроводниковых конденсаторах (динамическая):
большая ёмкость
меньшая стоимость
меньшее быстродействие
потребляет больше электроэнергии

3.2 Память

Слайд 113

Внутренняя память – ПЗУ

ПЗУ = постоянное запоминающее устройство
первые: информация заносится только на

Внутренняя память – ПЗУ ПЗУ = постоянное запоминающее устройство первые: информация заносится
заводе
затем программируемые ПЗУ
затем перепрограммируемые ПЗУ (флэш-память)

Минимальный набор программ:
тестирование компьютера
программа начальной загрузки
программы для обмена данными с клавиатурой, монитором, принтером
В компьютерах IBM PC: BIOS = Basic Input/Output System

3.2 Память

Слайд 114

Внешняя память

Внешняя память — часть памяти компьютера, которая используется для долговременного хранения

Внешняя память Внешняя память — часть памяти компьютера, которая используется для долговременного
программ и данных.

Устройства внешней памяти = накопители:
на магнитных дисках
на оптических дисках
флэш-память

контроллер

3.2 Память

Слайд 115

Внешняя память

данные располагается блоками (на дисках – сектора)
блок данных читается и

Внешняя память данные располагается блоками (на дисках – сектора) блок данных читается
пишется как единое целое; работать с частью блока невозможно
прежде чем процессор сможет использовать программу или данные, их нужно загрузить из внешней памяти в ОЗУ
обменом данными управляют контроллеры

3.2 Память

Слайд 116

перфоленты, перфокарты
магнитные ленты, магнитные диски

3.2 Внешняя память

перфоленты, перфокарты магнитные ленты, магнитные диски 3.2 Внешняя память

Слайд 117

Виды внешней памяти

оптические диски
флэш-память

3.2 Внешняя память

Виды внешней памяти оптические диски флэш-память 3.2 Внешняя память

Слайд 118

Чтение данных в ОЗУ

шина

1. Передача «задания» контроллеру

2. Ввод данных в ОЗУ

3.3

Чтение данных в ОЗУ шина 1. Передача «задания» контроллеру 2. Ввод данных
Внешняя память

Слайд 119

Иерархия памяти

процессор

компьютер

объем

быстродействие,
стоимость бита

регистры

ОЗУ

компьютерные сети

3.2 Память

Иерархия памяти процессор компьютер объем быстродействие, стоимость бита регистры ОЗУ компьютерные сети 3.2 Память

Слайд 120

Кэш-память

Кэш-память — это память, ускоряющая работу другого (более медленного) типа памяти, за

Кэш-память Кэш-память — это память, ускоряющая работу другого (более медленного) типа памяти,
счёт сохранения прочитанных данных на случай повторного обращения к ним.

статическая память (на триггерах)
нет собственных адресов ячеек
кэш программ и данных отдельно

процессор

кэш-память

контроллер кэш-памяти

1-й раз

2-й раз

ОЗУ

3.2 Память

Слайд 121

Основные характеристики памяти

Информационная ёмкость — это максимально возможный объём данных, который может

Основные характеристики памяти Информационная ёмкость — это максимально возможный объём данных, который
сохранить данное устройство памяти (Гбайт, Тбайт, …).

Для дисков – форматированная («полезная») ёмкость и неформатированная (+ место для служебной разметки)

Время доступа — интервал времени от момента посылки запроса информации до момента получения результата на шине данных.

ОЗУ – наносекунды(1 нс = 10–9 с)
жёсткие диски — миллисекунды (1 мс = 10–3 с).

3.2 Память

Слайд 122

Основные характеристики памяти

Средняя скорость передачи данных — это количество передаваемых за единицу

Основные характеристики памяти Средняя скорость передачи данных — это количество передаваемых за
времени данных после непосредственного начала операции чтения (Мбайт/с).

Дополнительные характеристики для дисков:
для дисков – частота вращения
стоимость 1 бита или стоимость 1 Гбайта

3.2 Память

Слайд 123

ТЕМА 3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

3.3 Устройства

ТЕМА 3. СОСТАВ И СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ 3.3 Устройства ввода и вывода
ввода и вывода

Слайд 124

3.3 Устройства ввода и вывода

Устройством ввода называется устройство, которое: позволяет человеку отдавать

3.3 Устройства ввода и вывода Устройством ввода называется устройство, которое: позволяет человеку
компьютеру команды и/или выполняет первичное преобразование данных в форму, пригодную для хранения и обработки в компьютере.

Слайд 125

Мембранная

Механическая

простая и дешёвая

недолговечна (1-10 млн нажатий)
со временем свойства ухудшаются (залипание, нужны бόльшие

Мембранная Механическая простая и дешёвая недолговечна (1-10 млн нажатий) со временем свойства
усилия)

реакция быстрее
20-50 млн нажатий
характеристики не меняются

дороже
тяжелее

3.3 Устройства ввода КЛАВИАТУРА

Слайд 126

опрашивает клавиши; фиксирует их нажатие или отпускание;
хранит скан-коды нескольких последних нажатых или

опрашивает клавиши; фиксирует их нажатие или отпускание; хранит скан-коды нескольких последних нажатых
отпущенных клавиш;
посылает требование прерывания центральному процессору, передаёт ему скан-коды;
управляет индикаторами клавиатуры;
диагностика неисправностей клавиатуры

центральный процессор

контроллер клавиатуры

буфер клавиатуры

прерывание

скан-коды

3.3 ДРАЙВЕР КЛАВИАТУРЫ

Слайд 127

Мышь (оптическая)

приемное устройство (адаптер, USB)

Лазерные мыши:
подсветка лазером
более контрастное изображение
точность выше

Характеристики:
разрешение ≈ 1000

Мышь (оптическая) приемное устройство (адаптер, USB) Лазерные мыши: подсветка лазером более контрастное
dpi
количество кадров в секунду (до 10000)
размер кадра (16×16, 32×32)

3.3 Устройства ввода МЫШЬ

Слайд 128

Манипуляторы

Трекбол

Сенсорная панель (тачпад)

Трекпоинт

Джойстик

Игровые манипуляторы

мультитач – реакция на касание в нескольких местах одновременно

3.3

Манипуляторы Трекбол Сенсорная панель (тачпад) Трекпоинт Джойстик Игровые манипуляторы мультитач – реакция
Устройства ввода

Слайд 129

Сканеры

со слайд-модулем

Сканер – устройство для ввода изображений.

барабанные

планшетные

рулонные

ручные

3.3 Устройства ввода

Сканеры со слайд-модулем Сканер – устройство для ввода изображений. барабанные планшетные рулонные ручные 3.3 Устройства ввода

Слайд 130

1. Какие части ЭВМ предсказал фон Нейман?
2. Почему в компьютере разделена внешняя

1. Какие части ЭВМ предсказал фон Нейман? 2. Почему в компьютере разделена
и внутренняя памяти?
3. Зачем нужна кэш-память?
4. Зачем нужна внешняя память?
5. Какой способ хранения информации для компьютера самый дешевый?
6. Зачем нужны ядра в процессоре?
7. С какой частотой работает современный процессор в ноутбуке?
8. Для чего используют супер-компьютеры?
9. Почему для начала работы программы ее загружают? Куда ее загружают?
10. Зачем нужно Постоянное запоминающее устройство? (BIOS)?

ВСПОМНИМ !

Слайд 131

Сканеры

ppi = pixels per inch, пиксели на дюйм
150-300 ppi – низкое разрешение
300

Сканеры ppi = pixels per inch, пиксели на дюйм 150-300 ppi –
ppi – сканирование любительских фото до 5400 ppi – сканирование фотопленки
планшетные – до 5400 ppi рулонные – до 800 ppi
барабанные – до 14400 ppi

на бумаге

в компьютере

1 дюйм = 2,54 см

пиксель

Разрешающая способность — это максимальное количество точек на единицу длины, которые способен различить сканер.

3.3 Устройства ввода

Слайд 132

Сканеры

Ввод текста
Для редактирования в текстовом редакторе, нужно распознать символы с помощью специальной

Сканеры Ввод текста Для редактирования в текстовом редакторе, нужно распознать символы с
программы (> 300 ppi!):
OCR = Optical Character Recognition, оптическое распознавание символов ABBY FIneReader, CuneiForm

3.3 Устройства ввода

Слайд 133

3.3 Устройства ввода

3.3 Устройства ввода

Слайд 134

Устройства ввода

Микрофоны

Датчики

датчик

АЦП

компьютер

101001010101

Веб-камера

Графический планшет

3.3 Устройства ввода и вывода

Устройства ввода Микрофоны Датчики датчик АЦП компьютер 101001010101 Веб-камера Графический планшет 3.3 Устройства ввода и вывода

Слайд 135

Устройства ввода и вывода

Сенсорный экран

мультитач – реакция на касание экрана в нескольких

Устройства ввода и вывода Сенсорный экран мультитач – реакция на касание экрана
местах одновременно

3.3 Устройства ввода и вывода

Слайд 136

Что такое устройства вывода?

Устройства вывода — это устройства, которые представляют компьютерные данные

Что такое устройства вывода? Устройства вывода — это устройства, которые представляют компьютерные
в форме, доступной для восприятия человеком.

3.3 Устройства ввода и вывода

Слайд 137

Первые устройства вывода

700707708

Рг2 = ?

АЦПУ = алфавитно-цифровые печатающие устройства

3.3 Устройства вывода

Первые устройства вывода 700707708 Рг2 = ? АЦПУ = алфавитно-цифровые печатающие устройства 3.3 Устройства вывода

Слайд 138

Плоттеры (графопостроители)

3.3 Устройства вывода

Плоттеры (графопостроители) 3.3 Устройства вывода

Слайд 139

Мониторы

Монитор = дисплей + электронные схемы управления

электронно-лучевые

жидкокристаллические (ЖК)

очень малое излучение
малые размеры и

Мониторы Монитор = дисплей + электронные схемы управления электронно-лучевые жидкокристаллические (ЖК) очень
вес
потребляют мало электроэнергии (40 Вт)
нет искажений изображения

хуже цветопередача (чёрный цвет?)
изображение зависит от угла зрения
смазывание изображения
«битые пиксели»
только одно разрешение

3.3 Устройства вывода

Слайд 140

Мониторы

управляющий транзистор

15’’, 17’’, 19’’, …

Разрешение — это количество точек экрана по ширине

Мониторы управляющий транзистор 15’’, 17’’, 19’’, … Разрешение — это количество точек
и по высоте.

1280×1024, 1440×900, 1366×768, …

Соотношение сторон 4:3, 5:4, 16:9
Углы обзора 160° … 178°
Время отклика 2…8 мс

3.3 Устройства вывода

Слайд 141

Принтеры

Принтер – устройство для вывода информации на бумагу или пленку.

Разрешающая способность dpi =

Принтеры Принтер – устройство для вывода информации на бумагу или пленку. Разрешающая
dots per inch, точки на дюйм
обычно 300 – 600 dpi
1200 dpi (типографское качество)
Виды принтеров
матричные (красящая лента)
струйные (чернила)
лазерные (порошок)
сублимационные (красящая лента)

3.3 Устройства вывода

Слайд 142

Матричные принтеры

Качество печати: 72…300 dpi
текст: до 337 символов в минуту
графика: до 5 мин

Матричные принтеры Качество печати: 72…300 dpi текст: до 337 символов в минуту
на страницу!!!

дешевые принтеры и ленты
нетребовательны к бумаге

невысокое качество низкая скорость печати графики
шумят
черно-белые (почти все)

3.3 Устройства вывода

Слайд 143

Струйные принтеры

Качество печати: 300…4800 dpi
ч/б: до 30 стр/мин
цвет: до 30 стр/мин
фото 10×15: от

Струйные принтеры Качество печати: 300…4800 dpi ч/б: до 30 стр/мин цвет: до
10 сек

относительно дешевые
качественная печать
мало шумят
большинство – цветные

требовательны к бумаге
дорогие катриджи
чернила расплываются от воды

цвет: CMYK

3.3 Устройства вывода

Слайд 144

Лазерные принтеры

Качество печати: 600…1200 dpi
ч/б: до 50 стр/мин
цвет: до 25 стр/мин

становятся все дешевле
очень

Лазерные принтеры Качество печати: 600…1200 dpi ч/б: до 50 стр/мин цвет: до
качественная печать
мало шумят
есть цветные

требовательны к бумаге
дорогие катриджи
потребляют много электроэнергии
цветные дорогие

3.3 Устройства вывода

Слайд 145

Сублимационные принтеры

качество печати: 300 dpi (= 4800 dpi)
фото 10×15: около 1 мин

твердые красители:
256 оттенков

Сублимационные принтеры качество печати: 300 dpi (= 4800 dpi) фото 10×15: около
каждого цвета, всего 16,7 млн. цветов
печать при нагреве
верхний защитный слой

Сублимация – быстрый переход вещества из твердого состояния в газообразное.

очень качественная печать фото
не выцветает 100 лет
печать прямо с фотоаппарата

специальная бумага и пленки с красками

3.3 Устройства вывода

Имя файла: ИНФОРМАТИКА-И-ИКТ.pptx
Количество просмотров: 706
Количество скачиваний: 1