Слайд 2 Яков Александрович Басов (2 февраля 1914 — 16 марта 2004) — советский и украинский художник. Заслуженный художник УССР (1978), Народный
художник Украины (2004).
Самобытное творчество художника относят к направлениям «претворённого (индивидуально-субъективного) реализма», романтизма, отмечают тесную связь с импрессионизмом. В центре творчества Я. Басова — человек, его душевные переживания.
Слайд 3БИОГРАФИЯ
Родился 2 февраля 1914 года в городе Симферополе. Живописно-художественное образование началось в
студии академика живописи Николая Семёновича Самокиша. По рекомендации Н. С. Самокиша продолжал обучение в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры с 1933 по 1937 год. Проходит мастерские Н.Наумова, Д.Кардовского, В.Шухаева. В 1941—1946 годах служил в рядах Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне.
С 1946 года жил и работал в Крыму — в Алупке и Ялте. Здесь он трудился более 50 лет, выезжая для работы в среднюю полосу России, Карелию, Якутию, на Украина. В 1997 году на основе коллекции картин, подаренных городу Алупке, был открыт Городской музей живописи художника.
Слайд 4БИОГРАФИЯ
Произведения художника экспонировались на 63 персональных и много - численных коллективных
выставках на Украине, в России, на 37 выставках в 22 странах мира, в том числе Канаде, Голландии, Норвегии, Австрии, Германии, Японии, Бельгии, Польше, США, Италии, Испании, Англии, Франции.
Более 600 работ были переданы художником в дар музеям Крыма, более 100 работ находятся в собраниях 42 музеев Украины и за рубежом. Коллекции работ Якова Басова являются частью постоянной экспозиции Ливадийского дворца-музея и Алупкинского государственного дворцово-паркового заповедника.
Яков Басов скончался 16 марта 2004 года в Алупке на 91-м году жизни.
Слайд 5ТВОРЧЕСТВО
В основе работ Я. Басова лежит принцип антропоцентризма. Этот принцип — ядро
и двигатель эволюции художественной манеры художника, точка отсчета в эстетических рассуждениях. Согласно убеждениям художника, диалогичность и сотворчество — основа современной живописи и искусства в целом: они становятся возможны в произведении благодаря «правильной недосказанности». Она призвана пробудить в зрителе желание завершить картину, то есть домыслить, дочувствовать.
Слайд 6ТВОРЧЕСТВО
Основной живописный жанр, в котором работает художник, — пейзаж. Природа понимается как
среда формирования сознания человека, как сущность, через которую наиболее полно можно передать все оттенки чувств, обращенные к человеку. Природа в работах Я. Басова выступает живой, динамической, эстетически совершенной стихией. Эта стихия в своём законченном выражении является символом, формой для выражения внутренней, истинной сущности духовности. В плане осмысления образной сути пейзажей Якова Басова знаменательны его размышления о метафоричности и символическом характере живописного языка.