Иоганнес Брамс композитор страстной музыкальной мысли

Содержание

Слайд 2

«Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего

«Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего
времени»
Роберт Шуман

Данная презентация посвящена творческой деятельности композитора, создавшего собственную теорию о развитии немецкой классической музыки второй половины XIX века, что собственно вызвало полемику среди музыкантов того времени и разделение их за тех, кто отдавал предпочтение программной музыке и вагнеровской реформе оперы (то есть были за Ф. Листа и Р. Вагнера) и тех, кто придерживался основ классической музыки, за их сохранение и развитие (Брамса). Недаром сторонники Брамса называли его «последователем Баха».
Но помимо этого композитор также придерживался традиций Бетховена в сочинении симфоний. Впоследствии немецкий композитор и дирижёр того времени Г.Бюлов назовёт его первую симфонию «Десятой симфонией Бетховена» за чёткость и стройность музыкальной формы, классическую ясность и завершённость мелодии.

Брамс написал серию композиций для фортепиано, наполнив их мотивами, близкими мелодике Р.Шумана и Ф.Шуберта, привнеся тем самым новую романтическую глубину, а его композиции для скрипки заняли центральное место между концертами Чайковского, Бетховена и Мендельсона.

Итак, Иоганнес Брамс: композитор страстной музыкальной мысли

Цель данной презентации пробудить интерес к удивительной музыке этого замечательного композитора, пробудить душу того, кто ознакомится с этим материалом.

Слайд 3

Немецкий композитор Иоганнес Брамс жил и творил в период развития новых жанров

Немецкий композитор Иоганнес Брамс жил и творил в период развития новых жанров
программной и театральной музыки (как Ф.Лист, Р.Вагнер). Но являясь приемником Роберта Шумана, Брамс своим творчеством, как бы завершал эпоху романтизма.
Он доказывал жизнеспособность и перспективность классических инструментальных форм и жанров.
Ни один композитор XIX века не создал такого количества крупных инструментальных произведений, преимущественно сонатных циклов, как Брамс.
Высоко ценя поэзию, чутко прислушиваясь к народно-песенному творчеству – австрийскому, немецкому, западнославянскому, - он насыщал свои инструментальные образы живой напевностью.

7.05. 1833 г. (Гамбург) – 3.04. 1897 г. (Вена)

Слайд 4

Первым учителем Брамса становится его отец, который был валторнистом и контрабасистом в

Первым учителем Брамса становится его отец, который был валторнистом и контрабасистом в
небольшом ансамбле и давал концерты в различных Гамбургских заведениях. Именно в семье Брамс получил первоначальные навыки игры на различных струнных и духовых инструментах, но больше всего его привлекало фортепиано. Помогая отцу содержать семью, он с ранних лет играл на фортепиано в портовых кабаках, работал пианистом в оперном театре. И уже в 10 лет он принимает участие в камерном ансамблевом концерте, а в 15 – даёт сольный концерт.

В 20 лет Иоганнес Брамс издаёт первые свои сочинения - 3 сонаты, 4 скерцо для фортепиано и ряд песен.

Гамбург – место рождения композитора

Слайд 5

В молодости Брамс был «стройным, красивым, светловолосым юношей, с яркими голубыми глазами.

В молодости Брамс был «стройным, красивым, светловолосым юношей, с яркими голубыми глазами.
Он отличался почти девической хрупкостью…», - писал в 1853 году исследователь его творчества Васильевский.
А близкий друг Брамса швейцарский писатель Йозеф Виктор Видман в 1864 так писал о нём: «Брамс, которому исполнилось 33 года, сразу же показался мне могучей личностью – не только благодаря мощи своей игры, но и благодаря своей внешности… Широкая львиная грудь, геркулесовы плечи, могучая голова, которую он, играя, порой откидывал энергичным движением назад, задумчивый, прекрасный, как бы светившийся внутренним светом лоб и меж светлых ресниц брызжущие чудесным огнём германские глаза – всё это выдавало художественную индивидуальность, которая, казалось, до кончиков пальцев была заряжена флюидами гениальности».

Брамс в возрасте 20 лет

Слайд 6

Своей ранней творческой зрелостью в качестве композитора он вызвал восхищение Роберта Шумана,

Своей ранней творческой зрелостью в качестве композитора он вызвал восхищение Роберта Шумана,
встреча с которым осенью 1853 г. в Дюссельдорфе определила всю его последующую жизнь.

Вся атмосфера дома, близость художественных интересов Брамса и Шумана (романтическая литература Жан-Поля, Т.А.Гофмана, Й. Эйхендорфа и др.) оказали огромное воздействие на молодого композитора.
И вместе с тем ответственность за судьбы немецкой музыки, как бы возложенная Шуманом на Брамса, затем последовавшая вскоре душевная болезнь Р.Шумана и его кончина, романтическое чувство страстной привязанности к Кларе Шуман, - всё это обострило драматическую напряжённость брамсовской музыки, её бурную стихийность.

Изображение Дюссельдорфа, где произошла встреча Брамса и Шумана.
Гравюра неизвестного художника XIXв.

Слайд 7

Клара Шуман

Роберт Шуман
1810 - 1856

1819 – 1896

Клара Шуман Роберт Шуман 1810 - 1856 1819 – 1896

Слайд 8

В 1850-е годы Брамс приобретает еще одного друга на всю жизнь -

В 1850-е годы Брамс приобретает еще одного друга на всю жизнь -
скрипача Иожефа Иоахима. Он и Ременьи, благодаря которому Брамс вошел в большую музыкальную жизнь, привили композитору любовь к венгерскому музыкальному фольклору – «вербункош». Вербункош являлся в те годы в Австрийской империи чем-то вроде музыкальной агитации за призыв в армию. Парадно одетые гусары, приходя в села, пели и плясали, показывая блестящую сторону армейского быта. Песни и пляски были позаимствованы ими из музыки цыган, кочевавших по Венгрии, Словакии, Трансильвании. Во многих крупных произведениях Брамса мы находим отголоски его увлечения венгерским фольклором. Но появившиеся в 1869 году «Венгерские танцы» (первая тетрадь) воплощают этот интерес Брамса в чистом виде. Написанные в оригинале для домашнего музицирования (фортепиано в четыре руки), они стали, возможно, самым популярным произведением Брамса и исполняются в самых различных переложениях до сих пор. Абсолютно все 21 танец слушаются на одном дыхании!

Слайд 9

«У Брамса исключительный композиторский талант и особая природа, которая сможет полностью развиться

«У Брамса исключительный композиторский талант и особая природа, которая сможет полностью развиться
только в абсолютном одиночестве, — чистая, как бриллиант, и нежная, как снег», - так отзывался о молодом композиторе Й. Иоахим. Благодаря поддержке Иоахима в 1853 году Брамс получил возможность выступить при дворе в Ганновере (в рамках турне с венгерским скрипачом Эдуардом Ременьи). В июне Брамс по приглашению Иоахима приехал в Геттинген, и музыканты дали здесь совместный концерт. Этот концерт, помимо всего прочего, принес Брамсу средства на воплощение его давней мечты: он отправился в путешествие по долине Рейна. Начиная свой «поход», композитор и не предполагал, что увенчается он визитом к Шуманам. Об этом визите (без ведома Брамса) позаботился все тот же «добрый гений» молодого музыканта — Иожеф Иоахим. 30 сентября 1853 года Брамс явился перед очами своего кумира.

Слайд 10

В 1862 году Брамс переезжает в Вену. Укреплению его авторитета здесь способствовала

В 1862 году Брамс переезжает в Вену. Укреплению его авторитета здесь способствовала
его деятельность в должности руководителя хора Певческой академии (1863-64 гг.), а затем – хора и оркестра Общества любителей музыки (1872-75). Он занимался редактированием фортепианных произведений В.Ф.Баха, Ф. Куперена, Ф. Шопена, Р. Шумана для издательства Брейткопф и Хертель. Способствовал изданию произведений мало известного в то время композитора А. Дворжака.
В Вене композитор знакомится и вдохновляется национальной музыкой разных народов Европы (сербы, хорваты, австрийцы, чехи, немцы). В итоге народные мелодии станут его идеалом.

Слайд 11

Венгерские пейзажи

Венгерские пейзажи

Венгерские пейзажи Венгерские пейзажи

Слайд 12

Надо отметить, что Брамс был самоучкой, как в сущности и все великие.

Надо отметить, что Брамс был самоучкой, как в сущности и все великие.
Всё, что он смог получить в родительском доме, в школе – кроме обычной школы он больше нигде не учился, - составляло лишь самый необходимый минимум. В зрелые же годы он обладал не только энциклопедическими познаниями в своей области, превосходящими познания любого, даже самого искушенного из современных ему музыковедов, но и общеобразовательной подготовкой, способной в своей широте и основательности выдержать любое сравнение.

Говоря о качествах Брамса, нельзя не сказать и о высокой требовательности к себе, к своему творчеству, проявившейся уже в раннем возрасте, когда им были уничтожены его ранние сочинения и даже наброски.

Си - бемоль мажор – одна из любимейших тональностей Брамса. Она неизменно становилась тональностью всех его сочинений, согретых какой-то особой, уютной удовлетворённостью.

Слайд 13

Брамс создал прекрасные образцы вокальной лирики на стихи Гёте, современных ему поэтов.

Брамс создал прекрасные образцы вокальной лирики на стихи Гёте, современных ему поэтов.
Поэзия, повествующая о любви и верности, обрела в творчестве композитора вторую жизнь.
Такие песни, как
«Майская ночь», «К фиалке», «О вечной любви», «Путь к милой», «Ода Сафо», «Колыбельная», «Тоска по Родине» являются маленькими шедеврами и до сих пор входят в репертуар многих певцов.
Брамс предназначал свои песни для исполнения певцами-любителями в домашнем кругу. Отсюда необыкновенная интимность, проникновенный и тонкий лиризм музыки этих произведений.

Слайд 14

Его стремление к объективности, строгой логической упорядоченности, свойственное искусству классиков, особенно укрепились

Его стремление к объективности, строгой логической упорядоченности, свойственное искусству классиков, особенно укрепились
с переездом Брамса в Детмольд (1857 г.), где он занял должность музыканта при княжеском дворе. Здесь он руководил хором, изучал партитуры старых мастеров – Г.Ф. Генделя (1685-1759), И.С.Баха (1685-1750), Й.Гайдна (1732-1809), В.А.Моцарта (1756-1791), создавал произведения в жанрах, характерных для музыки XVIII века. Итогом его творчества в 50-60-х гг. стали камерные ансамбли с участием фортепиано, как бы заменявшие Брамсу симфонии (два «Квартета» – 1862 г., «Квинтет» – 1864 г., «Вариация и фуга на тему Генделя» – 1861 г., две тетради «Вариаций на тему Паганини» – 1862 - 63 гг.) – замечательные образцы его фортепианного стиля.

Иоганнес Брамс в расцвете своего творческого дарования

Слайд 15

Младший современник Брамса – Георг Геншель (1850 – 1934 гг., дирижёр, композитор,

Младший современник Брамса – Георг Геншель (1850 – 1934 гг., дирижёр, композитор,
певец, автор популярных песен того времени) писал о нём: «…его крепкая фигура, здоровый цвет загорелого лица, густые, слегка тронутые сединой волосы- всё это производило впечатление воплощённой силы и здоровья… Его облик заставляет вспомнить о некоторых портретах Бетховена».

Георг Геншель

Слайд 16

Главное дело всей жизни композитора – создание четырёх симфоний, отражающих разные аспекты

Главное дело всей жизни композитора – создание четырёх симфоний, отражающих разные аспекты
его мироощущений.
Все они разнятся между собой характером, стилем, звучанием.
Первая симфония (до-минор) – монументально-эпическая - наследница бетховенского симфонизма, в ней острота сразу же вспыхивающих драматических коллизий разрешается в радостном гимническом звучании. Он работал над ней 10 лет (1876 г).
Вторую симфонию (ре-мажор) - жанрово-танцевальную - можно смело назвать «симфонией радости». Истоки её в музыке Гайдна и Шуберта. Она была создана в 1877 году.
Третья симфония (фа-мажор) - лирико-драматическая - самая искренняя и романтичная из всего симфонического цикла, - проходит путь от восторженного упоения жизнью к мрачной тревоге и драматизму, внезапно отступающим перед вечной красой природы, светлого и ясного утра (1883 год).
Четвёртая симфония (ми-минор) – трагическая - венец брамсовского симфонизма (1885 год), она развивается «от элегии к трагедии» (И.Соллертинский). Именно в ней получили самое совершенное воплощение те образы и мысли, которые составляют самую сущность симфонизма Брамса – удивительное соединение сердечной искренности и рациональной композиции, новых идей и старинных форм, как будто слегка улыбающейся печали и как будто чуть плачущей радости.

Слайд 17

Симфоническая форма у Брамса словно изваяна из монолитной глыбы, она стала синонимом

Симфоническая форма у Брамса словно изваяна из монолитной глыбы, она стала синонимом
монументального стиля в инструментальной музыке.

Сохраняя четырёхчастный классический симфонический цикл, не прибегая к литературной программе, Брамс стремился к созданию большой симфонической концепции. Но если Бетховен стоял на уровне самых передовых идей своего времени и в своих симфониях ставил и разрешал в рамках возможностей его эпохи большую революционно-героическую тему, то в симфониях Брамса монументальность замыслов, широта масштабов, связанные с опорой на традиции бетховенского симфонизма, своеобразно сочетаются с субъективным, «камерным» содержанием музыкальных образов.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Художник Д.Штилер 1919 г.

Симфонии Брамса обладают мелодичностью, обусловленной творческим претворением немецкой, венгерской и славянской песенности, эпической широтой концепций, ярким сопоставлением драматических, лирических и жанровых образов, высоким художественным мастерством. Все это делает их выдающимися образцами западноевропейского симфонизма послебетховенского времени .

Иоганнес Брамс

Слайд 18

Брамс – единственный из знаменитых музыкантов своей эпохи, кто упорно отклонял предложения

Брамс – единственный из знаменитых музыкантов своей эпохи, кто упорно отклонял предложения
о заграничных турне; исключение составляли поездки в Италию – с цель отдохнуть и развеяться.

Виды итальянских пейзажей

Слайд 19

Современники Брамса в его музыке ощущали глубокую, неисчерпаемую человечность. Например, его талантливая

Современники Брамса в его музыке ощущали глубокую, неисчерпаемую человечность. Например, его талантливая
ученица Элизабет фон Штокгаузен (в замужестве фон Герцогенберг) писала: «О Вашей сонате я лучше ничего говорить не стану (скрипичная соната соль мажор); Вы и так наверняка уже наслушались о ней всякого, и верного, и вздорного. То, что она будет нравиться, как мало что на свете, вам, пожалуй, тоже известно, как и то, что она буквально превращает человека в энтузиаста, и внешне, и внутренне, заставляя то мечтательно вслушиваться в музыке, то блаженно погружаться в себя. Последняя часть просто околдовывает, обнаруживая такое богатство настроений, что невольно задаёшься вопросом, что же тебя взволновало ?»

Слайд 20

Ганс фон Бюлов и Иоганнес Брамс

Крепкая дружба связывала Брамса с Гансом фон

Ганс фон Бюлов и Иоганнес Брамс Крепкая дружба связывала Брамса с Гансом
Бюловым - выдающимся пианистом и дирижером, немало сделавшим для пропаганды музыки Брамса.

Автограф Брамса

Слайд 21

Баден-Баден своей особой, удивительно утонченной атмосферой всегда являлся притягательным местом для деятелей

Баден-Баден своей особой, удивительно утонченной атмосферой всегда являлся притягательным местом для деятелей
искусства. Неслучайно теплые месяцы года в летнем домике на Лихтенталер аллее проводил всемирно известный композитор – Иоганнес Брамс. Он жил здесь целое десятилетие (1865-1874), привлекаемый заветной тишиной, возможностью побыть в одиночестве и творить в скромном, но удобном домике. Здесь он написал многие из своих знаменитых музыкальных произведений.

Вид Баден-Баден с картины неизвестного художника

Фотография современного Баден-Баден

Дом Брамса в Баден-Баден

Слайд 22

Дружеские шаржи на Брамса
рисунки художника Вилли фон Бекерата
1911 г.

Брамс дирижирует

Брамс за

Дружеские шаржи на Брамса рисунки художника Вилли фон Бекерата 1911 г. Брамс
роялем

Брамс на пути в таверну «Красный ёж»
Силуэт работы Отто Бёлера

Слайд 23

Музеи Брамса

Гамбург

Музей Иоганнеса Брамса расположен вблизи того места, где когда-то был родной

Музеи Брамса Гамбург Музей Иоганнеса Брамса расположен вблизи того места, где когда-то
дом Брамса на Speckstraße. Во время Второй Мировой Войны в 1943 году его дом был разрушен и остался лишь мемориальный камень. На этом месте в память великого сына города был открыт музей 26-го августа 1971 года при участии любителей музыки Гамбурга. Обновленный дом в стиле барокко 18-го столетия был выбран очень удачно и многие посетители всегда спрашивают как он связан с жизнью композитора, родился он в нем или умер.

Слайд 24

В двух комнатах на втором этаже дома разместился мемориальный музей. В квартире,

В двух комнатах на втором этаже дома разместился мемориальный музей. В квартире,
в которой Брамс проводил летние месяцы 1865-1874 гг. и в которой были созданы многие из его музыкальных шедевров, по сей день сохранилась атмосфера тайны и творчества. Дом-музей включает в себя жилые комнаты Брамса, а также выставочный зал с многочисленными экспонатами, повествующими о жизни композитора и его отношениях с Кларой Шуман.

Гамбург

Слайд 25

Музеи Брамса

Вена (Австрия)

В Вене находится музей Гайдна, в котором есть мемориальная комната

Музеи Брамса Вена (Австрия) В Вене находится музей Гайдна, в котором есть мемориальная комната Брамса
Брамса

Слайд 26

Мемориальная комната Брамса в музее Вены

Мемориальная комната Брамса в музее Вены

Слайд 27

«Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и пока именно

«Пока есть люди, способные всем сердцем откликаться на музыку, и пока именно
такой отклик будет рождать в них музыка Брамса – она, эта музыка, будет жить»
Г. Галь

Памятник И.Брамсу. Вена.

Имя файла: Иоганнес-Брамс-композитор-страстной-музыкальной-мысли.pptx
Количество просмотров: 632
Количество скачиваний: 2