Искусство Месопотамия

Содержание

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА МЕСОПОТАМИИ:

Древнейшая цивилизация (4-3 тысячелетия до н. э., города

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА МЕСОПОТАМИИ: Древнейшая цивилизация (4-3 тысячелетия до н. э.,
Обейда, Урук, Эриду, Аккад)
Шумеро-Аккадская цивилизация (конец 3 тысячелетия до н. э., города Сузы, Лагаш, Урук)
Первая Вавилонская империя (27–18 вв. до н. э., город Баб-илум)
Ассирийская империя (18–7 вв. до н. э., города Хорсабад, Ниневия)
Нововавилонская империя (7–6 вв. до н. э.)

Слайд 3

Характерной чертой изобразительного искусства Древнего Востока явилась выработка канонов — обязательных норм

Характерной чертой изобразительного искусства Древнего Востока явилась выработка канонов — обязательных норм
построения художественного изображения.
Было выработано и получило развитие определенное понимание пластической формы, композиции, ритма.
Художники научились изображать события в их связи и единстве.
Значительный технический прогресс в искусстве характеризуют серьезные успехи в овладении материалом архитектуры, скульптуры и живописи.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ:

Слайд 4

ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

В этом раннем времени различаются периоды Обейда, Урука и Джемдет-Наср,

ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В этом раннем времени различаются периоды Обейда, Урука и Джемдет-Наср,
получившие названия от местностей, где были сделаны основные археологические находки.
Из археологических находок, датируемых периодом Обейда, самой характерной является крашеная керамика.

Сосуды сделаны от руки из тонкой желтовато-зеленой глины, покрыты раскрашенным геометрическим узором большей частью коричневато-красного цвета и схематическими изображениями людей, птиц, зверей и растительных мотивов.

Слайд 5

Строительное искусство периода Обейда было еще чрезвычайно примитивно. Население жило в плетеных

Строительное искусство периода Обейда было еще чрезвычайно примитивно. Население жило в плетеных
хижинах, круглых или (повидимому, позднее) прямоугольных, с покрытиями, образованными согнутыми вверху стеблями, перевязанными пучком; для теплоты и прочности такие хижины обмазывались глиной. Скульптура существовала лишь в виде крайне примитивных глиняных статуэток.

Серифа – тростниковая хижина «болотных арабов» (Ирак)

Слайд 6

В период Урука (середина 4 тысячелетия до н.э.) появился новый вид керамики:

В период Урука (середина 4 тысячелетия до н.э.) появился новый вид керамики:
сосуды сделаны уже на гончарном круге, обычно из красной глины, орнаментация гораздо более скромная, чем в предшествующий период, — в большинстве случаев это процарапанный узор. Сосуды этой поры снабжены ручками и длинными носиками. Подобная керамика встречается и в Сузах.

Искусно вырезанные изображения свидетельствуют о зачатках повествовательной композиции, развертывающейся фризообразно, по поясам.

Слайд 7

план храма

«Белый храм» в Уруке
конец IV тыс. до н.э.

«Красное здание» в

план храма «Белый храм» в Уруке конец IV тыс. до н.э. «Красное
Уруке конец IV ТЫС. до н.э.

Шумерские храмы строили на утрамбованной глиняной платформе. К ней вели длинные лестницы или пандусы - пологие наклонные площадки. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон, свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок.

В это время появилась монументальная архитектура. В Уруке найдены остатки нескольких храмов, среди которых особый интерес вызывает высокая сырцовая платформа, служившая основанием так называемому «Белому храму» (название дано по белой обмазке его стен). Здесь закладываются уже все те принципы, которые в дальнейшем будут характеризовать зодчество Передней Азии.

Слайд 8

Новшеством этого периода были также печати, употреблявшиеся сначала как амулеты или талисманы,

Новшеством этого периода были также печати, употреблявшиеся сначала как амулеты или талисманы,
а затем и как знаки собственности.

Для печатей-цилиндров Шумера характерна условная, схематичная передача фигур людей и животных, орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра. Как и в монументальных рельефах, художники строго придерживаются расположения фигур, при котором все головы помещаются на одном уровне, отчего животные представлены стоящими на задних лапах.

Слайд 9

Период Джемдет-Наср (конец 4 — начало 3 тысячелетия до н.э.) свидетельствует о

Период Джемдет-Наср (конец 4 — начало 3 тысячелетия до н.э.) свидетельствует о
прогрессе во всех областях жизни. В этот период происходит подъем искусства, особенно хорошо представленного глиптикой, то есть резными камнями (печатями или амулетами), изображения на которых являются миниатюрными рельефами.

Излюбленными сюжетами являются мифологические, чаще всего повествуют о Гильгамеше – герое непобедимой силы и непревзойденной смелости. Встречаются печати с изображениями на темы мифа о потопе, о полете героя Этаны на орле к небу за «травой рождения» и др.

Слайд 10

Периоду Джемдет-Наср известны уже многофигурные композиции. Лучшим образцом является алебастровая ваза из

Периоду Джемдет-Наср известны уже многофигурные композиции. Лучшим образцом является алебастровая ваза из
Урука (музей Багдада). Ее искусно вырезанные изображения свидетельствуют о зачатках повествовательной композиции, развертывающейся фризообразно, по поясам.

Слайд 11

Развивается круглая скульптура, лучшим памятником которой является женская головка из Урука, находящаяся

Развивается круглая скульптура, лучшим памятником которой является женская головка из Урука, находящаяся
сейчас в Национальном музее Багдада (Ирак)

Стесанная сзади, она крепилась к стене и, предположительно, представляла собой богиню плодородия, любви и разврата Инанну. Глаза богини, выразительные и широко раскрытые, были инкрустированны, что в последствии будет часто использоваться шумерийцами, как символ всевидения, доступного божествам.

Искусство этого времени отличается многообразным применением цвета. Полихромия появляется в керамике, в монументальной скульптуре — в виде инкрустации глаз (и, возможно, других деталей), в монументальной декорации — в виде коврового орнамента из цветных шляпок глиняных гвоздей, или декоративной мозаики из цветных камней, или цветной росписи, украшающей стены.

Слайд 12

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Во второй половине 3 тысячелетия на севере возвысился Аккад, правитель

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Во второй половине 3 тысячелетия на севере возвысился Аккад, правитель
которого, Саргон I создал единое и могущественное Шумеро-Аккадское царство.

В этот период закрепляются основные черты, характерные для искусства Двуречья раннерабовладельческой эпохи:
Поклонение силам природы и пережитки культа животных. Боги изображались в виде людей, зверей и фантастических существ сверхъестественной силы.
Ведущую роль играла архитектура дворцовых построек и храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи.
Обусловленное военным характером шумерийских государств, зодчество носило крепостной характер, о чем свидетельствуют остатки многочисленных городских сооружений и оборонительные стены, снабженные башнями и хорошо укрепленными воротами.

Слайд 13

О древнем храмовом зодчестве шумерийских городов 3 тысячелетия до н.э. дают представление

О древнем храмовом зодчестве шумерийских городов 3 тысячелетия до н.э. дают представление
развалины храма в Эль-Обейде (2600 г. до н.э.), посвященного богине плодородия Нин-Хурсаг.

Часть фриза храма из Эль-Обейда со сценами сельской жизни. Мозаика из шифера и известняка на медном листе. Около 2600 г. до н. э. Багдад. Иракский музей.

Слайд 14

Шумерийцами был создан зиккурат – своеобразный тип культовых построек, в течение тысячелетий

Шумерийцами был создан зиккурат – своеобразный тип культовых построек, в течение тысячелетий
занимавший видное место в архитектуре городов Передней Азии.
Зиккурат возводился при храме главного местного божества и представлял высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца; на вершине зиккурата помещалось небольшое сооружение, венчавшее здание, – так называемое «жилище бога». Своей монументальностью зиккурат напоминает пирамиды Египта.

Частично отреставрированные руины зиккурата в Уре

Слайд 15

Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, размер их

Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, размер их
- 35-40 см, главным образом культового назначения; исполнение её еще достаточно примитивно.

Статуэтка из Ура. Около 2500 г. до н. э. Лондон. Британский музей

Фигурка из алтаря древнего города в Телль-Асмар, сделана в 2750–2600 гг. до н.э. из алебастра, всего в алтаре было найдено 12 подобных фигурок

Группа статуй и статуэток из Эшнунны из храма Аб-у – при разнице в размерах и деталях костюма видно, что они все принадлежат к одному типу. 2900-2600 гг. до н.э. Алебастр, известняк, гипс.

Слайд 16

«Баран в чаще» — одна из парных статуэток середины 3-го тыс. до

«Баран в чаще» — одна из парных статуэток середины 3-го тыс. до
н. э., найденных при раскопках царских гробниц Ура в Южной Месопотамии. Экспонируется в Британском музее.

Большим совершенством в Древнем Шумере отличалась металлопластика и другие виды художественного ремесла. Об этом свидетельствует хорошо сохранившийся погребальный инвентарь так называемых «царских гробниц» 27 — 26 вв. до н.э., открытых в Уре.

Голова быка с арфы из царской гробницы в Уре. Золото и лазурит. 26 в. до н. э. Филадельфия. Университет

Слайд 17

В гробницах найдены также образцы мозаичного искусства, среди которых лучшим является так

В гробницах найдены также образцы мозаичного искусства, среди которых лучшим является так
называемый «штандарт»: две продолговатые прямоугольные пластинки, укрепленные в наклонном положении наподобие крутой двускатной крыши, сделанные из дерева, покрытого слоем асфальта с кусочками ляпис-лазури (фон) и раковинами (фигуры).
«Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 3 в. до н. э. Британский музей. Лондон

Слайд 18

Урский некрополь по своей значимости не уступает гробнице Тутанхамона. Он датируется XXVI–XXV

Урский некрополь по своей значимости не уступает гробнице Тутанхамона. Он датируется XXVI–XXV
веками до н. э. и включает около 1800 захоронений, 16 из которых принадлежат членам царской семьи. Среди богатейшего погребального инвентаря в гробнице царицы Пу-Аби была найдена и игровая доска с набором фишек и костей, датируемая тем же временем, что и сам некрополь.

Царская игра Ура. Поле для игры и фишки. 2600–2400 годы до н. э. Британский музей.

Царская игра Ура, или игра двадцати полей, как и ее древнеегипетский аналог сенет, относится к так называемым гоночным играм. Игрок должен провести все свои фишки по доске по определенной траектории, обогнав соперника. Британский музей разработал онлайн-версию этой игры.

Слайд 19

Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является стела Эаннатума, получившая название «Стелы Коршунов»

Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является стела Эаннатума, получившая название «Стелы Коршунов»
(25 в. до н. э.).

Местоположение: Лувр, Париж

Слайд 20

В искусстве Аккадского царства получили развитие реалистические тенденции. В искусстве этого периода

В искусстве Аккадского царства получили развитие реалистические тенденции. В искусстве этого периода
преобладала основная стилистическая тенденция аккадской культуры - стремление к более точной передаче человеческих пропорций, характерных черт лица, особенностей фигуры.

ПЕРВАЯ ВАВИЛОНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Одним из лучших произведений этого времени является победная стела царя Нарамсина. Новым качеством и важным стилистическим отличием этой стелы от более ранних памятников являются единство и ясность композиции.

Победная стела Нарамсина из Суз. Красный песчаник. Около 23 в. до н. э. Париж. Лувр

Эти тенденции можно проследить в медной голове, которую принято считать головой царя Саргона Древнего (найдена в Ниневии, 23 в до н.э.).

Слайд 21

Около 2200г. в Аккад вторглось горное племя гутиев, вследствие чего северные земли

Около 2200г. в Аккад вторглось горное племя гутиев, вследствие чего северные земли
Двуречья были опустошены и завоеваны. О стилистических особенностях и новшествах привнесенных в скульптуру времени Гудеа можно судить по посвятительным статуям самого Гудеа, его родственников и приближенных.
Высеченные из диорита довольно крупные, почти в натуральную величину скульптуры, замечательны по технике и уровню исполнения. Большинство из них были предназначены для храмов. Этим объясняется их фронтальность, статичность и монументальность.

Скульптура Гудеа, правителя города Лагаш, скульптура 2150-2100гг. до н.э. Гудеа был очень популярным правителем, считается, что при нем шумерская письменность достигла особого расцвета.

Голова статуи Гудеа из Лагаша. Диорит. 22в. до н. э. Париж. Лувр

Слайд 22

Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты.
Памятников изобразительного искусства

Культура Вавилона, впитавшая в себя древние традиции, достигла большой высоты. Памятников изобразительного
Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Судя по ним, вавилонские художники не создали ничего принципиально нового, усвоив лишь в некоторой мере приемы искусства времени Гудеа и III династии Ура. Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.).

Хаммурапи перед богом Шамашем. Рельеф стелы законов Хаммурапи из Суз. Диорит. Первая половина 18 в. до н. э. Париж. Лувр

Стела законов Хаммурапи из Суз.

Слайд 23

Яркая сторона этой эпохи была сосредоточена на создании больших, эффектных произведений искусства,

Яркая сторона этой эпохи была сосредоточена на создании больших, эффектных произведений искусства,
украшающих их общественные здания и дворцы.

Крылатый гений из дворца царя Саргона II в Дур-Шаррукин.

Много внимания было уделено изображению животных и животных компонентов. Мельчайшие детали были вынесены в рельеф резьбы, показаны человеческие фигуры, верхом на лошадях в бою. Значительный вклад в историю добавил «Крылатый гений», который часто состоял из рельефной резьбы человека с крыльями. Как и аккадианцы перед ними, ассирийские лидеры заказывали эти произведения искусства как изображения их собственной божественности.

АССИРИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Слайд 24

В украшении хеттских дворцов и храмов получила развитие портальная скульптура монументального характера.

В украшении хеттских дворцов и храмов получила развитие портальная скульптура монументального характера.
Огромные фигуры львов и сфинксов, высеченные из каменных блоков по сторонам ворот и входов (Хаттушаш, Секче-Гезу), предвосхищают портальную пластику ассирийцев.

Идущие воины. Хеттский наскальный рельеф в Язылы-Кая. 13 в. до н. э.

Статуи портала из Тель-Халафа (Митанни). Базальт. 11—9 вв. до н. э. Берлин

Шеду (статуя фантастического крылатого быка) из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Алебастр. Вторая половина 8 в. до н. э. Париж. Лувр

Хеттский рельеф из Секче-Гезу Около 7 в. до н. э

Слайд 25

НОВОВАВИЛОНСКАЯ ИМПЕРИЯ

После падения Ассирии в 7 в. до н.э. под натиском всех

НОВОВАВИЛОНСКАЯ ИМПЕРИЯ После падения Ассирии в 7 в. до н.э. под натиском
ее объединившихся врагов восстанавливается независимость Вавилона и расширяется его могущество. Расцвет нововавилонского зодчества относится ко времени Навуходоносора II (604 — 562), стремившегося затмить своей столицей былую мощь и роскошь Ниневии и Фив.

Воро́та И́штар — восьмые ворота стен (нем.) Вавилона (современный центральный Ирак), посвящённые богине Иштар, построены в 575 году до н. э. по приказу царя Навуходоносора II (ок. 605—562 годы до н. э.) в северной части города. Один из самых известных памятников архитектуры Вавилонского царства.

Слайд 26

Парные статуи крылатых быков и львов с человеческими головами обрамляли вход в

Парные статуи крылатых быков и львов с человеческими головами обрамляли вход в
тронный зал и парадные помещения дворцов ассирийских царей в их древних столицах — Кальху, Ниневии и Дур-Шаррукине — в IX–VI веках до н. э. Так ассирийцы представляли себе божества, которые защищали дворец от демонов и злых духов.

Парные статуи крылатых быка и льва. Около 883–859 годов до н. э.
The Metropolitan Museum of Art

Слайд 27

О высоком искусстве вавилонских архитекторов свидетельствуют развалины висячих садов, украшавших дворец царя

О высоком искусстве вавилонских архитекторов свидетельствуют развалины висячих садов, украшавших дворец царя
Навуходоносора II (VI в. до н. э.), которые он возвел для своей любимейшей жены. Высокие сводчатые арки из кирпича были расположены уступами друг над другом, образуя террасы. Поверх кирпича налит асфальт, на котором помещались свинцовые плиты, а на них насыпана земля и посажены деревья и кусты.

Слайд 28

Известная башня Вавилона, воздвигнута в древнем одноименном городе Вавилон. Ее имя стало

Известная башня Вавилона, воздвигнута в древнем одноименном городе Вавилон. Ее имя стало
нарицательным, символизируя беспорядок и хаос. Реальное существование башни доказано современными археологами на основании записей древних исследователей. Вавилонская башня находилась на территории нынешнего Ирака, приблизительно в 90 км к югу от города Багдад, на левобережье Евфрата. Именно здесь, на территории древней Месопотамии, располагался древний город Вавилон, который был центром процветающей страны Вавилонии. Страна царствовала на юге Древнего Двуречья 1,5 тыс. лет.
Имя файла: Искусство-Месопотамия.pptx
Количество просмотров: 43
Количество скачиваний: 3