Искусство, насилие и страсть в провокационном романе Э. Елинек Пианистка и его экранизации

Слайд 2

Эльфрида Елинек – личность и судьба

Эльфрида Елинек (Elfriede Jelinek, р. 1946) –

Эльфрида Елинек – личность и судьба Эльфрида Елинек (Elfriede Jelinek, р. 1946)
родилась в небольшом городке в Штирии в семье бухгалтерши и химика – чешского еврея
Отец сошел с ума в 1950-х и умер в 1969 г.
Мать отдала Эльфриду в католический детсад и школу, а затем в Венскую консерваторию (орган, фортепьяно, флейта)
Поступает в Венский университет (история искусства), но бросает из-за нервного срыва и панических атак
В конце 1960-х примыкает к левому движению (с 1971 по 1991 будет состоять в компартии Австрии) и к феминизму
В 1971 г. выходит замуж за композитора Г. Хюнгсберга, живет то в Вене , то в Мюнхене
С 1975 г. становится известно в литературном мире. Пишет провокационные книги, критикующие масскульт и австрийскую политику
В 2004 г. удостаивается Нобелевской премии по литературе за «музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише». В знак протеста из Шведской академии выходит К. Анлунд

Слайд 3

Эльфрида Елинек - творчество

Автор множества романов, пьес, стихотворений, эссе, сценариев, переводов, антологий

Эльфрида Елинек - творчество Автор множества романов, пьес, стихотворений, эссе, сценариев, переводов,
и др.
В раннем творчестве была близка к наследию Венской группы (эксперименты с языком, шрифт и т.п.)
Романы:
Буколит / bukolit (1968, опубл. в 1979)
мы приманка, детка! / wir sind lockvögel baby! (1970) – 2007
Михаэль. Руководство для инфантилов (1972) – 2006
Любовницы / Die Liebhaberinnen (1975) – рус. перевод 1996
Перед закрытой дверью / Die Ausgesperrten (1980) – 2005
Пианистка / Die Klavierspielerin (1983) - рус. перевод 2001
Похоть / Lust (1989) - рус. перевод 2006
Дети мёртвых / Die Kinder der Toten (1995) – 2006
Алчность / Gier (2000) - рус. перевод 2005
Зависть / Neid. Privatroman (2007) – он-лайн
Черты: сложный, образный язык, метафорика, использование непрямой речи (размывание повествовательных инстанций), деконструкция мифов массового сознания, провокативность, темы: обладание, искусство, потеря идентичности и др.