Слайд 2Оп-арт (или оптическое искусство) — одно из ответвлений геометрического абстрактного искусства середины ХХ века, основой которого являются
оптические иллюзии. Представители этого стиля стремились к созданию на плоской поверхности эффекта движения за счет использования цветовых контрастов и геометрических узоров. Самые яркие представители оп-арта — Виктор Вазарели, Бриджет Райли, Джулиан Станчак и Карлос Крус-Диес.
Слайд 4Существование оп-арта как художественного направления принято отсчитывать с 1965 года, когда в нью-йоркском Музее современного
искусства состоялась выставка «Чувствительный глаз» (The Responsive Eye). Хотя, скорее, это был уже момент триумфа, стремительного взлета популярности «иллюзионистских» картин.
Слайд 5Впервые термин «оп-арт», вероятнее всего, был использован в 1964 году художником и писателем Дональдом Джаддом в рецензии
на выставку Джулиана Станчака «Оптические картины».
Слайд 6Рельеф с зеленым,
Джулиан Станчак
1970-е
Слайд 7Хотя, безусловно, основа для появления оп-арта была заложена за несколько веков до этого, в момент появления в живописи линейной
перспективы.
А затем искусству пришлось пройти долгий путь от сбивающих с толку «картин-обманок» до головокружительных работ представителей оп-арта.
Слайд 8В его возникновении сыграли свою роль и цветовые опыты Сезанна, и эксперименты кубистов с формами, и отказ абстракционистов от предметности, и простые
геометрические формы Мондриана, Кандинского и Малевича, и анти-искусство дадаистов.
Но считается, что самое сильное влияние на представителей оп-арта оказали простая геометрия школы Баухаус и кинетическое искусство.
Слайд 11Несмотря на то, что в 1933 году Баухаус был закрыт пришедшими к власти национал-социалистами, его идеи продолжали
жить в других школах, в частности, в США и Венгрии.
В будапештской школе и получил художественное образование «отец оп-арта» Виктор Вазарели.
Слайд 12Главной же задачей кинетического искусства было создать реальное или иллюзорное движение, преимущественно в виде скульптуры.
Представители оп-арта решили пойти дальше и поставили перед собой нетривиальную цель: создать иллюзию движения на двухмерной поверхности.
Слайд 13
Художники, представляющие стиль оп-арт: Виктор Вазарели, Бриджет Райли, Ричард Анушкевич, Карлос Крус-Диес, Джулиан Станчак, Франсуа Морелле, Марина Аполлонио, Хесус Рафаэль Сото.
Слайд 14Без названия, Ричард Анушкевич
1970
Слайд 15Виктор Вазарели считается одним из прародителей оп-арта благодаря своим сложно сконструированным безупречным оптическим
иллюзиям. Художник потратил много лет на поиски универсального, эстетически привлекательного и доступного визуального языка, который был бы понятен каждому. Таким языком для него стала геометрическая абстракция.
Слайд 17С помощью строгого сочетания линий, геометрических форм, цветов и оттенков он создавал поразительные картины, наполненные иллюзией глубины, движения и трехмерности.
Хотя самыми запоминающимися работами в стиле оп-арт были и остаются черно-белые изображения, эксперименты с цветом были для многих художников крайне важны. Вазарели говорил, что «мир отображают чистая форма и чистый цвет».
Слайд 18Видеосюжет о Вазарели (с начала и до 12:40)
https://www.youtube.com/watch?v=bkG1jM83RyE
Слайд 19Секрет работ в стиле оп-арт кроется во взаимодействии между сетчаткой глаза (органе, который «видит» изображение) и мозгом (который это
изображение интерпретирует). Определенные узоры вносят неразбериху в это взаимодействие, что приводит к появлению иррациональных оптических эффектов.
Слайд 20По большому счету, подобные картины можно разделить на две большие категории. К первой относятся черно-белые работы, создающие
эффект движения (вращения, вибрации, мерцания), которые могут вызывать даже физическое головокружение. Воздействие работ из второй категории основано на иллюзорном изображении, которое возникает при рассматривании определенного цвета или цветового сочетания.
Слайд 21Бриджет Райли, Движение в квадратах
Слайд 22Марина Аполлонио, Круговая динамика 008
Слайд 23С самого появления оп-арта нейроученые неустанно исследуют механизмы восприятия человеческим глазом и мозгом этих
головоломных картин. Основополагающей в этих исследованиях является идея того, что человеческий взор «притягиваются» к контрастным областям. Резкие границы между светом и тьмой привлекают внимание, и восприятие контраста усиливается. Например, черный круг на белом фоне будет казаться темнее, чем точно такой же круг на сером фоне (ученые называют это явление «антагонизмом центра-окружения»).
Слайд 24Карлос Крус-Диес,
Induction du Jaune Panam A (2010).
Слайд 25Похожий эффект вызывают и цветовые контрасты. Помните историю с фотографией платья, которая наделала много шума
в сети? Почему одни люди видели его черно-синим, а другие — бело-золотым? Все дело в одновременном контрасте, визуальном эффекте, благодаря которому человек может по-разному воспринимать один и тот же цвет в зависимости от его окружения.
Слайд 26Яркие цвета отбрасывают тень комплементарного (или противоположного) цвета. Именно поэтому здесь область, окружающая синий
квадрат, приобретает желтый оттенок, хотя этот цвет в картине не использовался.
Слайд 27Некоторые представители оп-арта в своих абстрактных композициях использовали многовековые наработки в области линейной перспективы, чтобы
создавать иллюзорные эффекты. Принято считать, что линейную перспективу изобрел в далеком 1415 году архитектор Филиппо Брунеллески.
Слайд 28Это был первый математический метод, с помощью которого получилось «обмануть» человеческое зрение. Представители оп-арта смогли
доказать, что его можно с успехом применять и в беспредметной живописи. Многие работы Виктора Вазарели могут служить классическим примером использования традиционной перспективы в оп-арте. С ее помощью создается эффект глубины и меняющегося расстояния.
Слайд 29Зеленая и оранжевая композиция, Виктор Вазарели
1980
Слайд 30«Сотрудничество» нейроученых и художников в области изучения визуальных эффектов получилось взаимовыгодным. И несмотря на то, что действовали
они совершенно разными методами, сделанные ими выводы очень похожи. Человеческая зрительная система не отражает окружающий мир подобно зеркалу. Судя по всему, она способна воспринимать гораздо больше, чем нам кажется.
Слайд 31Оп-арт и Мауриц Корнелис Эшер
Эшера часто называют либо представителем, либо предтечей оп-арта. Действительно, мало кому
удалось достичь такого же мастерства в создании оптических иллюзий. Его знаменитые лестницы давно стали частью массовой культуры: оммажи к ним можно найти, к примеру, в мультсериале «Симпсоны» и в фильмах «Лабиринт» с Дэвидом Боуи и «Начало» с Леонардо ДиКаприо.
Слайд 32Но по какой-то необъяснимой причине любители и знатоки изобразительного искусства часто относятся к литографиям Эшера немного
снисходительно, считая их достойными лишь чуть большего внимания, чем графический дизайн.
Слайд 33Относительность
Мауриц Корнелис Эшер
1953
Слайд 34Впрочем, «галлюциногенные» работы Эшера в 60-е очень полюбились поколению хиппи — «детям цветов». Сам же художник, по всей
видимости, был не особенно рад такой мейнстримовой популярности. Он отказал Мику Джаггеру в просьбе поместить одну из его работ на обложку альбома The Rolling Stones и отверг предложение Стэнли Кубрика о совместной работе над «четырехмерным фильмом».
Слайд 35Ограничение круга II,
Мауриц Корнелис Эшер
1959,
Слайд 36Разумеется, именно головоломные оптические иллюзии роднят творчество Эшера с работами представителей оп-арта. И хотя литографии
голландца лишены геометрической беспредметности, создавались они с математической точностью.
Тем не менее, в полной мере Эшера к оп-арту отнести нельзя, слишком уж он уникален. Его творчество даже называют «художественным движением одного человека», потому что он никогда не причислял себя ни к одному из существующих жанров и течений. И в то же время Эшеру удавалось то, к чему во все времена стремились живописцы, — создавать мощные образы с универсальной привлекательностью.
Слайд 37Балкон Мауриц, Корнелис Эшер
1945
Слайд 38Куратор музея Эшера в Гааге Микки Пиллер говорит: «В то время, когда в галереях царило абстрактное искусство, Эшер
смог одурачить всех, исследуя такие абстрактные идеи, как вечность, бесконечность и невозможное, в реалистичных литографиях, очень мастерски выполненных. И по причине того, что широкая публика утратила связь с миром искусства, работы Эшера казались простыми и легкими для понимания».
Слайд 40Бриджет Райли — абстракционистка, которая приобрела известность после знаменитой выставки «Чувствительный глаз». В то время художница отдавала
предпочтение черно-белым картинам, однако с конца 60-х Райли начала работать с цветом. На выставке 1965 года особое внимание привлекла ее работа «Пламя». Зигзагообразные черные и белые линии создают ощущение кругового движения. Если всмотреться в изображение, начинает казаться, что повторяющийся узор движется взад-вперед. Сужающиеся к центру круги усиливают воздействие картины, добавляя изображению глубины, и в какой-то момент зрителю начинает казаться, что его затягивает в воронку.
Слайд 42Эту эффектную работу можно назвать ярчайшим примером творчества Ричарда Анушкевича. Она относится
к его знаменитой серии «Внутренний глаз», созданной в 1970-е годы. Анушкевич считается одним из основоположников оп-арта, продолжившим дело своего учителя Йозефа Альберса, который экспериментировал с сочетаниями цветов.
Слайд 43Благодаря использованию Анушкевичем ярких оттенков и геометрических узоров создается впечатление, что фигуры всплывают с поверхности
картины и пульсируют. Художник говорил о своем творчестве так: «Моя работа носит экспериментальный характер. Я исследую сочетания дополнительных цветов и оптические изменения, которые происходят в результате. Кроме того, я изучаю динамический эффект целого при изменении освещения и влияние света на цвет».
Слайд 44Maquette Sphere Lutetia
Хесус Рафаэль Сото
1995
Слайд 45Хесус Рафаэль Сото родился и вырос в Венесуэле, а в 1950 году переехал во Францию. Он стал одним из многих
южноамериканцев, которые внесли существенный вклад в оп-арт и кинетическое искусство. В своих работах Сото использовал промышленные и синтетические материалы, например, нейлон и сталь. Большое влияние на творчество художника оказали русские конструктивисты и его современник Пит Мондриан.
Слайд 46Примечательно, что в своих работах Сото чаще всего ограничивался любимыми цветами голландца: красным, желтым, синим, белым и черным.
Удивительные скульптуры Сото кажутся зыбкими, готовыми раствориться в воздухе от одного прикосновения. Подобные работы он начал создавать в середине 1960-х и оставался верен выбранному стилю до конца жизни.