Слайд 2Искусство второй половины XX века несло на себе печать темной страницы истории
![Искусство второй половины XX века несло на себе печать темной страницы истории](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-1.jpg)
человечества – Второй мировой войны.
Немецкий философ Теодор Адорно писал: «Писать стихи после Освенцима — это варварство».
Трагедия охватившая мир, миллионы человеческих судеб, она повлияла на экономическую обстановку, и конечно же на искусство
Слайд 3Далее мы рассмотрим одни из первых крупных направлений возникших в этот период
![Далее мы рассмотрим одни из первых крупных направлений возникших в этот период](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-2.jpg)
1940-1950 г. в США и Европе
Слайд 5Абстрактный экспрессионизм — широкомасштабное движение в американской живописи ХХ века, которое зародилось в конце 1940-х годов и стало доминирующим
![Абстрактный экспрессионизм — широкомасштабное движение в американской живописи ХХ века, которое зародилось](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-4.jpg)
течением в западном искусстве в 50-е..
Слайд 6Самыми яркими представителями абстрактного экспрессионизма были Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн и Марк Ротко.
Большинство абстрактных
![Самыми яркими представителями абстрактного экспрессионизма были Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-5.jpg)
экспрессионистов жили, работали и выставлялись в Нью-Йорке
Слайд 8По большому счету, понятие «абстрактный экспрессионизм» является не слишком точным определением для работ, которые к нему причисляют. На самом
![По большому счету, понятие «абстрактный экспрессионизм» является не слишком точным определением для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-7.jpg)
деле, это движение включает в себя множество отличающихся стилей, каждый из которых был присущ лишь одному или нескольким художникам, и исполненных в разных техниках.
Однако, несмотря на широту понятия, картины в стиле абстрактного экспрессионизма объединяют некоторые особенности.
Слайд 9Во-первых, все они, собственно, абстрактны, то есть не воспроизводят видимый мир. Они являются отражением свободного, спонтанного и личного эмоционального переживания
![Во-первых, все они, собственно, абстрактны, то есть не воспроизводят видимый мир. Они](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-8.jpg)
и отличаются свободой в технике исполнения.
Особое внимание при создании этих работ уделялось изменчивым физическим свойствам краски с целью подчеркнуть изображенное переживание. Эти картины исполнены в виде некой психической импровизации с акцентом на интуитивном использовании материалов, сродни автоматизму сюрреалистов, и созданы они для того, чтобы выразить силу творческого бессознательного.
Слайд 10Еще одна особенность, отличающая работы абстрактных экспрессионистов, — отказ от условно структурированной композиции, которая строится из отдельных
![Еще одна особенность, отличающая работы абстрактных экспрессионистов, — отказ от условно структурированной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-9.jpg)
элементов.
И, наконец, эти картины отличаются огромными размерами.
Слайд 11«Фреска» Джексон Поллок
Живопись, 1943, 247×605 см
![«Фреска» Джексон Поллок Живопись, 1943, 247×605 см](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-10.jpg)
Слайд 12Большинство художников, которых относят к абстрактному экспрессионизму, достигли творческой зрелости в 1930-е годы. На них существенно повлияла
![Большинство художников, которых относят к абстрактному экспрессионизму, достигли творческой зрелости в 1930-е](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-11.jpg)
эра «левой» политики, и основной их ценностью в искусстве было выражение личного опыта. Некоторые из них в разное время отказались от прежних радикальных политических взглядов, но многие продолжали держаться за образ принципиальных авангардистов, протестующих по обочинам дорог.
Слайд 13Абстрактные экспрессионисты развивали собственный художественный стиль в то время, когда американцы страдали от экономических проблем и чувствовали
![Абстрактные экспрессионисты развивали собственный художественный стиль в то время, когда американцы страдали](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-12.jpg)
себя провинциалами, изолированными от мира искусства.
Поэтому движение абстрактных экспрессионистов с радостью провозгласили первым исконно американским авангардным движением.
Слайд 14Их искусство настойчиво называли подчеркнуто американским по духу — монументальным по масштабам, романтическим по настроению и выражающим непростые аспекты
![Их искусство настойчиво называли подчеркнуто американским по духу — монументальным по масштабам,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-13.jpg)
личной свободы.
Слайд 15К движению абстрактного экспрессионизма причисляют только художников, однако оно привлекало творческих людей из самых разных
![К движению абстрактного экспрессионизма причисляют только художников, однако оно привлекало творческих людей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-14.jpg)
областей. На «орбите» этого художественного направления вращались, к примеру, скульпторы (Дэвид Смит) и фотографы (Аарон Сискинд).
Слайд 16Дэвид Роланд Смит (1906—1965) — американский художник, известный своими большими абстрактными геометрическими
![Дэвид Роланд Смит (1906—1965) — американский художник, известный своими большими абстрактными геометрическими](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-15.jpg)
скульптурами из стали, представитель абстрактного экспрессионизма.
Слайд 18Из сери скульптур Tanktotem , 1953
![Из сери скульптур Tanktotem , 1953](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-17.jpg)
Слайд 19Аарон Сискинд (1903 -1991) — американский фотограф. Работы Сискинда, преимущественно, это детали
![Аарон Сискинд (1903 -1991) — американский фотограф. Работы Сискинда, преимущественно, это детали](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-18.jpg)
и части предметов, вещей и плоских поверхностей. Он был тесно связан с абстрактным экспрессионистским движением.
Слайд 22Нестабильная политическая ситуация в Европе в 30-х годах привела в США (по большей части — в Нью-Йорк) многих ведущих
![Нестабильная политическая ситуация в Европе в 30-х годах привела в США (по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-21.jpg)
художников-сюрреалистов, которые оказали существенное влияние на абстрактных экспрессионистов благодаря своему стилю и сосредоточенности на бессознательном.
Сюрреалисты вызвали у абстрактных экспрессионистов интерес к мифам и архетипам и помогли сформировать их отношение к живописи в целом, как к борьбе между самовыражением и хаосом бессознательного.
Слайд 23Марк Ротко, Первобытный пейзаж, 1944
![Марк Ротко, Первобытный пейзаж, 1944](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-22.jpg)
Слайд 25Среди предшественников абстрактных экспрессионистов особенно выделяются две заметные фигуры: Аршиль Горки, который создавал
![Среди предшественников абстрактных экспрессионистов особенно выделяются две заметные фигуры: Аршиль Горки, который](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-24.jpg)
суггестивные биоморфные формы с помощью тонких линий и использовал в работе жидкую краску,
и Ганс Гофман, работы которого отличают динамичные и текстурные мазки, но при этом традиционная композиция.
Слайд 26Аршиль Горки (1904–1948) – американский художник армянского происхождения. Считается, что Горки оказал существенное влияние
![Аршиль Горки (1904–1948) – американский художник армянского происхождения. Считается, что Горки оказал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-25.jpg)
на абстрактных экспрессионистов и стал одним из главных предшественников этого направления.
Слайд 28Как уже было сказано, многие из абстрактных экспрессионистов выросли из первых художественных опытов и экспериментов в 1930-е
![Как уже было сказано, многие из абстрактных экспрессионистов выросли из первых художественных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-27.jpg)
годы. Великая Депрессия породила два популярных художественных движения — риджионализм и социальный реализм
Слайд 29Риджионализм, регионализм — течение в американской живописи 1930-х годов. Движение обращалось к
![Риджионализм, регионализм — течение в американской живописи 1930-х годов. Движение обращалось к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-28.jpg)
изображению образов и эпизодов из жизни американского Среднего Запада.
Слайд 30Грант Вуд, Американская готика (1930)
Одна из самых популярных работ того периода, относящегося к риджионализму
![Грант Вуд, Американская готика (1930) Одна из самых популярных работ того периода, относящегося к риджионализму](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-29.jpg)
Слайд 31Ни одно из этих направлений не устраивало эту новую генерацию художников, сосредоточенную на поисках богатого содержания и глубокого
![Ни одно из этих направлений не устраивало эту новую генерацию художников, сосредоточенную](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-30.jpg)
смысла, на живописи, лишенной провинциализма и откровенной политической окраски.
Однако было у Великой Депрессии и одно преимущество, в это время правительство США создало несколько мощных государственных программ по обеспечению безработных американцев рабочими местами, что позволило многим начинающим художникам начать успешную карьеру.
Слайд 32Убежденность абстрактных экспрессионистов в том, что искусство должно быть основано в первую очередь на личном опыте.
![Убежденность абстрактных экспрессионистов в том, что искусство должно быть основано в первую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-31.jpg)
Работа над муралами вдохновила их на создание монументальных абстрактных полотен в дальнейшем. А совместная работа на правительство США помогла этой разношерстной публике держаться вместе, когда начало зарождаться новое художественное движение.
Слайд 33* Монументальная живопись или мурализм — разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Иногда
![* Монументальная живопись или мурализм — разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-32.jpg)
для обозначения произведений такого рода используется термин «мурал» (от исп. mural — настенная живопись).
Также возможно определение «монументально-декоративная роспись»
Этот термин «мурал» сейчас часто примирителен к масштабным работам стрит-арта и граффити культуре.
Слайд 34Для того чтобы дать этому движению жизнь, сложилось много факторов. В 1947-м Джексон Поллок
![Для того чтобы дать этому движению жизнь, сложилось много факторов. В 1947-м](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-33.jpg)
изобрел «капельную» технику. В следующем году в галерее Чарльза Эгана прошла важная выставка работ Виллема де Кунинга. Марк Ротко начинает писать картины-«мультиформы», предшественники самых популярных его работ зрелого периода.
После того, как полтора десятка художников устроили бойкот выставке современного искусства в Музее Метрополитен, их запечатлели на групповом фото для журнала Life и окрестили «Раздраженными» («The Irascibles»). Так в абстрактном экспрессионизме появилось нечто вроде общей цели и идеи. Так в абстрактном экспрессионизме появилось нечто вроде общей цели и идеи.
Слайд 35«Раздраженные»:
Теодорос Стамос,
Джимми Эрнст,
Барнетт Ньюман,
Джеймс Брукс,
Марк Ротко,
Ричард Пузетт-Дарт,
Уильям Базиотис, Джексон Поллок, Клиффорд Стилл,
Роберт Мазервелл, Бредли
![«Раздраженные»: Теодорос Стамос, Джимми Эрнст, Барнетт Ньюман, Джеймс Брукс, Марк Ротко, Ричард](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-34.jpg)
Уокер Томлин, Виллем де Кунинг, Адольф Готтлиб, Эд Рейнхардт и Эдда Стерн.
Слайд 36Серьезным преимуществом для первых абстрактных экспрессионистов стало то, что большинство из них жили и работали
![Серьезным преимуществом для первых абстрактных экспрессионистов стало то, что большинство из них](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-35.jpg)
в Нью-Йорке, который уже в то время славился огромной сетью музеев и галерей, регулярно проводившими выставки даже самых смелых и неоднозначных художников.
В Музее современного искусства демонстрировались экспозиции «Кубизм и абстрактное искусство», «Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм» и масштабная ретроспектива работ Пикассо.
А в 1939 году в Нью-Йорке открылся Музей беспредметной живописи (позже переименованный в Музей Соломона Гуггенхайма), славившийся своей внушительной коллекцией работ Василия Кандинского.
Слайд 37По мнению многих критиков и искусствоведов, именно абстрактный экспрессионизм стал причиной того, что Нью-Йорк в конце концов стал центром
![По мнению многих критиков и искусствоведов, именно абстрактный экспрессионизм стал причиной того,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-36.jpg)
мира западного искусства. Жизнь художников этого направления вращалась по большей части вокруг Нижнего Манхэттена.
Слайд 38Виллем де Кунинг с женой Элейн в своей студии в Нью-Йорке.
Марк Ротко
![Виллем де Кунинг с женой Элейн в своей студии в Нью-Йорке. Марк](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-37.jpg)
на фоне своей картины.
Слайд 39Прогулявшись вдоль 8-й улицы, можно было зайти в кафетерий «Вальдорф», где полунищие художники заправлялись «томатным супом»,
![Прогулявшись вдоль 8-й улицы, можно было зайти в кафетерий «Вальдорф», где полунищие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-38.jpg)
сварганенным из бесплатной горячей воды и кетчупа.
Дальше по улице находилась Школа изящных искусств Ганса Гофмана и «Клуб» — лофт, в котором проводились лекции и до поздней ночи велись жаркие дискуссии об искусстве.
Студия Джексона Поллока находилась на Восточной 8-й улице, Виллем де Кунинг и Филип Гастон обосновались на Восточной 10-й,
Впрочем, довольно часто художник вместе с коллегами коротал ночи в ставшей знаменитой закусочной «Cedar Street Tavern».
Слайд 40Джексон Поллок (1912-1956)- американский художник, представитель абстрактного движения экспрессионистов XX века, известный
![Джексон Поллок (1912-1956)- американский художник, представитель абстрактного движения экспрессионистов XX века, известный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-39.jpg)
уникальным стилем капельной живописи (живопись действия, дриппинг) Будучи прославленным мастером своего поколения, живописец оставил богатое наследие, хранящееся в частных коллекциях и представленное в экспозициях ведущих музеев современного искусства.
Слайд 42Живопись действия
В 1947 году Джексон Поллок изобрел радикально новую технику. До этого краски
![Живопись действия В 1947 году Джексон Поллок изобрел радикально новую технику. До](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-41.jpg)
наносились на полотно с помощью кисти, а сами холсты натягивались на подрамник и устанавливались на мольберт.
Поллок же лил и капал разбавленную краску (часто — обычную «техническую» эмаль) на холсты, расстеленные на полу, прямо из банки либо разбрызгивал ее с помощью подручных предметов. В качестве аппликаторов Джексон применял закаленные кисти, палочки и шприцы для поливки.
Слайд 44Его работы были однозначно нефигуративными. Они шокировали зрителей своими сюжетами (точнее, отсутствием таковых), громадными
![Его работы были однозначно нефигуративными. Они шокировали зрителей своими сюжетами (точнее, отсутствием](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-43.jpg)
размерами и техникой.
Слайд 45Д. Поллок «Номер 5», 1948, 243х121 см
![Д. Поллок «Номер 5», 1948, 243х121 см](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-44.jpg)
Слайд 46
Джексон Поллок, Номер 8 (деталь) 1949
![Джексон Поллок, Номер 8 (деталь) 1949](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-45.jpg)
Слайд 47
Джексон Поллок ,Синие шесты (Номер 11), 1952
![Джексон Поллок ,Синие шесты (Номер 11), 1952](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-46.jpg)
Слайд 48
Джексон Поллок , Номер 1 (Лавандовый туман ), 1950
![Джексон Поллок , Номер 1 (Лавандовый туман ), 1950](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-47.jpg)
Слайд 49Подражая процессу создания индийских песочных картин, Поллок располагал холсты на полу, чтобы
![Подражая процессу создания индийских песочных картин, Поллок располагал холсты на полу, чтобы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-48.jpg)
иметь возможность свободно перемещаться вокруг. Техника создания абстракций не предполагала случайных форм и цветов, художник четко знал, в каком месте должно было появиться то или иное пятно.
Бросая, капая, наливая и разбрызгивая, Джексон энергично двигался по холсту, почти как в танце, и не останавливался, пока не видел то, что хотел увидеть. Такая манера получила название «живопись действия» с легкой руки искусствоведа Гарольда Розенберга.
Слайд 50Документальная запись того, как работал Поллок
https://www.youtube.com/watch?v=eycL8JMaxRw
![Документальная запись того, как работал Поллок https://www.youtube.com/watch?v=eycL8JMaxRw](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-49.jpg)
Слайд 51Для абстрактных экспрессионистов достоверность и ценность их работ заключалась прежде всего в прямоте и непосредственности выражения.
![Для абстрактных экспрессионистов достоверность и ценность их работ заключалась прежде всего в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-50.jpg)
Каждая картина должна была служить для раскрытия внутренней сущности художника, а энергичная стилистика живописи действия являлась главным признаком живого процесса творения.
Слайд 52Виллем де Кунинг (1904-1997)— ведущий художник и скульптор второй половины XX века,
![Виллем де Кунинг (1904-1997)— ведущий художник и скульптор второй половины XX века,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-51.jpg)
один из лидеров абстрактного экспрессионизма.
Виллем де Кунинг выработал свою собственную версию живописи действия: энергичный, даже агрессивный стиль, работая в котором он чередовал чисто абстрактные работы с мощными иконическими фигуративными картинами.
Слайд 53Виллем де Кунинг
в своей студии, 1950 год.
![Виллем де Кунинг в своей студии, 1950 год.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-52.jpg)
Слайд 54Виллем де Кунинг ,
Женщина I I I,1953
![Виллем де Кунинг , Женщина I I I,1953](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-53.jpg)
Слайд 56Виллем де Кунинг,
Весенняя женщина II, 1961
![Виллем де Кунинг, Весенняя женщина II, 1961](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-55.jpg)
Слайд 58Живопись цветового поля
Второй важнейшей «группировкой» среди абстрактных экспрессионистов были художники, выбравшие «живопись цветового поля».
![Живопись цветового поля Второй важнейшей «группировкой» среди абстрактных экспрессионистов были художники, выбравшие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-57.jpg)
Основными участниками этой группы считаются Марк Ротко, Барнетт Ньюман и Клиффорд Стилл.
Эти художники опирались в своей работе на религию и мифологию и создавали простые композиции с большими областями, заполненными одним цветом, призванные вызвать у зрителя созерцательное, медитативное настроение.
Слайд 60Марк Ро́тко (1903-1970) — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из
![Марк Ро́тко (1903-1970) — американский художник, ведущий представитель абстрактного экспрессионизма, один из создателей живописи цветового поля.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-59.jpg)
создателей живописи цветового поля.
Слайд 62По словам Марка Ротко, его светящиеся изнутри цветовые прямоугольники с размытыми краями должны были провоцировать
![По словам Марка Ротко, его светящиеся изнутри цветовые прямоугольники с размытыми краями](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-61.jpg)
почти религиозные переживания, даже вызывать слезы.
Слайд 63Марк Ротко,
№ 9 (Темный на светлом землистом,
фиолетовый и желтый на розовом),
![Марк Ротко, № 9 (Темный на светлом землистом, фиолетовый и желтый на розовом), 1954](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-62.jpg)
1954
Слайд 64В живописи цветового поля, как и в живописи действия, существенную роль играл размер полотен. Ротко, к примеру, писал на огромных холстах, объясняя
![В живописи цветового поля, как и в живописи действия, существенную роль играл](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-63.jpg)
это так: «Я рисую большое, чтобы быть ближе».
Одной из главных идей было размещение этих громадных полотен в выставочном пространстве так, чтобы зритель оказывался окруженным ими со всех сторон и максимально погруженным в цветовые плоскости.
Слайд 65Марк Ротко,
Белый центр (желтый, розовый и лавандовый на красном) ,1950
![Марк Ротко, Белый центр (желтый, розовый и лавандовый на красном) ,1950](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-64.jpg)
Слайд 66Хотя его мятежный мозг будоражили скорее идеи и их адекватная реализация, чем то, насколько картины понравятся
![Хотя его мятежный мозг будоражили скорее идеи и их адекватная реализация, чем](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-65.jpg)
зрителю с эстетической точки зрения, Ротко создавал потрясающе красивые полотна. Хотел он того или нет, ему удавалось находить сочетания оттенков ценные сами по себе, в своем минимализме и чистоте, безотносительно того смысла, что он в них вкладывал.
Слайд 67Марк Ротко,
Чёрный на тёмно-бордовом,1958
![Марк Ротко, Чёрный на тёмно-бордовом,1958](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-66.jpg)
Слайд 69Галереи должны были соблюдать все его требования. Для картин Ротко не годились проходные
![Галереи должны были соблюдать все его требования. Для картин Ротко не годились](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-68.jpg)
залы. Также в них нельзя было находиться работам других художников или любым посторонним объектам: ничто не должно было мешать зрителю войти в непосредственный контакт с произведением Ротко. Поэтому предусматривалось минимальное освещение, закрытые окна и отсутствие каких бы то ни было рам — ничего, что могло бы сместить акцент с самих холстов.
Слайд 70Часовня Ротко. 1964-67 г. Капелла, Хьюстон, Техас
![Часовня Ротко. 1964-67 г. Капелла, Хьюстон, Техас](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-69.jpg)
Слайд 71Джаз был импровизационным и максимально энергичным, и абстрактные экспрессионисты, включая Джексона Поллока, признавались, что слушают джаз во время работы.
Норман
![Джаз был импровизационным и максимально энергичным, и абстрактные экспрессионисты, включая Джексона Поллока,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-70.jpg)
Льюис работал в Гарлеме, районе Нью-Йорка, известном художественными, музыкальными и литературными достижениями, где жили преимущественно афроамериканцы.
Слайд 72Льюис часто изображал гарлемские джаз-клубы в своих ранних фигуративных работах. Его более поздние
![Льюис часто изображал гарлемские джаз-клубы в своих ранних фигуративных работах. Его более](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-71.jpg)
абстрактные работы кажутся пропитанными джазовыми лирикой и спонтанностью. Однажды Виллем де Кунинг написал, сравнивая свою технику с техникой знаменитого трубача: «Майлс Дэвис изгибает ноты. Он не играет их, он их гнет. А я гну краски».
Слайд 74Норман Льюис ,
Джазовые музыканты, 1948
![Норман Льюис , Джазовые музыканты, 1948](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-73.jpg)
Слайд 76В своем современном понимании ташизм возник в 1950-х годах во Франции.
Стиль получил название от французского слова tache —
![В своем современном понимании ташизм возник в 1950-х годах во Франции. Стиль](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-75.jpg)
пятно. Ташизм стал частью более массового французского послевоенного направления в живописи, известном как информализм (фр. art informel).
Мастера стиля отказались от геометрической абстракции в пользу интуитивной, инстинктивной формы самовыражения через произвольные абстрактные мазки в виде пятен или линий.
Слайд 78Внутри ташизма можно различить два основных направления. Первое — абстрактный импрессионизм, образная техника рисования, при которой
![Внутри ташизма можно различить два основных направления. Первое — абстрактный импрессионизм, образная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-77.jpg)
краски наносятся кистью, цветными штрихами или небольшими мазками. Второе — лирическая абстракция, нефигуративная техника рисования, для которой характерны красочные брызги и капли.
Слайд 79Ханс Хартунг. «Rayonnement». 1962.
![Ханс Хартунг. «Rayonnement». 1962.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-78.jpg)
Слайд 80Ташизм стал реакцией на принципы кубизма и геометрической абстракции. Картины, выполненные в этом стиле, характеризуются цветными пятнами, возникающими
![Ташизм стал реакцией на принципы кубизма и геометрической абстракции. Картины, выполненные в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-79.jpg)
из брызг, созданных при помощью кисти, или спонтанных струй краски на холсте, размещенном художником вертикально или горизонтально.
Мастера также применяют капельные методы с использованием перфорированных емкостей (как Джексон Поллок) или льют краску непосредственно из тюбика (как Жорж Матье).
Слайд 81Асгер Йорн, Письмо моему сыну,
1957
![Асгер Йорн, Письмо моему сыну, 1957](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-80.jpg)
Слайд 82Некоторые используют элементы каллиграфии, некоторые дополняют абстракцию пальцевыми мазками. В любом случае, ташизм противостоит европейской
![Некоторые используют элементы каллиграфии, некоторые дополняют абстракцию пальцевыми мазками. В любом случае,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-81.jpg)
абстрактной живописи 1940-х и 50-х годов, которая, отвергая образное содержание, обычно остается верной классическим ценностям композиции.
Слайд 84Родоначальником ташизма, как считают, стал французский художник и фотограф Вольс.
Вольс много экспериментировал, работал крупными цветными
![Родоначальником ташизма, как считают, стал французский художник и фотограф Вольс. Вольс много](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-83.jpg)
мазками, с каплями и царапинами, позже стал использовать рельефы; некоторые работы он выставлял в подсвеченных коробах. Художника вдохновляли такие мастера, как Пауль Клее и Отто Дикс.
По воле судьбы Вольс умер в 1951 году — как раз тогда, когда движение ташистов только набирало силу.
Слайд 85Вольс. «It's All Over The City». 1947
![Вольс. «It's All Over The City». 1947](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-84.jpg)
Слайд 86Художники, работающие в стиле ташизм, руководствуются интуицией и спонтанностью, в их произведениях полностью отсутствует материальная визуальная составляющая.
Они выплескивают на полотна
![Художники, работающие в стиле ташизм, руководствуются интуицией и спонтанностью, в их произведениях](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-85.jpg)
впечатления, эмоцию, свою бессознательную активность, преломляя их через цветовые пятна, наносимые под влиянием сиюминутного порыва.
Слайд 87Пьер Сулаж, Без названия (Черный и синий),1973
![Пьер Сулаж, Без названия (Черный и синий),1973](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-86.jpg)
Слайд 88Отметим, что техники, сходные с ташизмом — «автоматическое письмо» — в 1940-е год использовали в своих экспериментах и сюрреалисты — в частности, Макс
![Отметим, что техники, сходные с ташизмом — «автоматическое письмо» — в 1940-е](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1133772/slide-87.jpg)
Эрнст.
В манере, близкой к ташизму, работали представители группы «КоБрА (CoBrA — аббревиатура из названий городов Копенгаген, Брюссель и Амстердам), а также японская группа «Гутаи» (Gutai).