«Истоки традиционных народных художественных промыслов России (на примере Урало-сибирской росписи)». Холькина Елена Николае

Содержание

Слайд 2

«Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая

«Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая
красивая жизнь была. Какие красивые люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство». Николай Рерих

Слайд 3

Урало-сибирская роспись

Галерея

Техника двойного мазка

Символика

Материалы

Цвета росписи

Элементы росписи

Схемы

Урало-сибирская роспись Галерея Техника двойного мазка Символика Материалы Цвета росписи Элементы росписи Схемы

Слайд 4

 рис. Наличники окон белой горницы

Урало- сибирская роспись

Уральская домовая роспись поражает, прежде всего,

рис. Наличники окон белой горницы Урало- сибирская роспись Уральская домовая роспись поражает,
своей монументальностью: расписываются сени, изба, горница, а в них стены, простенки, потолки, двери, полати, заборки, грядки и многое другое.

Слайд 5

рис. Дверь чулана

Урало- сибирская роспись

Чулан, где хранилась одежда и съестные припасы семьи,

рис. Дверь чулана Урало- сибирская роспись Чулан, где хранилась одежда и съестные
расписывался особенно ярко, со значением. Цветы, птицы, плоды выражали надежду хозяев на богатый урожай и полный достаток в доме.

Слайд 6

Урало-сибирская роспись

 Яркие красочные орнаменты с цветами, птицами придавали интерьеру праздничность, создавали атмосферу

Урало-сибирская роспись Яркие красочные орнаменты с цветами, птицами придавали интерьеру праздничность, создавали
тепла и уюта, напоминали о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы.

Музей села Нижняя Синячиха в Свердловской области

Слайд 7

Урало-сибирская роспись

Музей села Нижняя Синячиха в Свердловской области

Урало-сибирская роспись Музей села Нижняя Синячиха в Свердловской области

Слайд 8

Шкаф-поставец. XIX в. Соликамский р-н,
д. Ескина

Цветочным орнаментом расписывалась лицевая часть шкафа;

Шкаф-поставец. XIX в. Соликамский р-н, д. Ескина Цветочным орнаментом расписывалась лицевая часть
у комода же, как правило, разделывались боковые стенки «под мрамор» или «под орех».

Урало-сибирская роспись

Слайд 9

Прялка токарная. 1899 г.
Суксунский р-н.

Прялка-корневушка.
Рубеж XIX вв.
Чердынский р-н,

Прялка токарная. 1899 г. Суксунский р-н. Прялка-корневушка. Рубеж XIX вв. Чердынский р-н,
с. Корепино

Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера-профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определённым назначением прялки.

Урало-сибирская роспись

Слайд 10

Материалы урало-сибирской росписи

Старые мастера краски делали из местных минералов, растирая их, используя

Материалы урало-сибирской росписи Старые мастера краски делали из местных минералов, растирая их,
олифу. Но мы будем использовать гуашь, плоские синтетические кисти №3 -№12.
Обязательно потребуется палитра, на которую необходимо выкладывать нужные цвета, ёмкость для воды.

Слайд 11

Техника двойного мазка

Особенность росписи – двухцветный мазок. На кисть набираем два цвета

Техника двойного мазка Особенность росписи – двухцветный мазок. На кисть набираем два
краски: на одну сторону светлую, на другую темную краску. Для начала пробуем двойной мазок на бумаге, убирая излишки краски, затем проводится мазок непрерывным движением, поворачивая кисть в необходимых направлениях. В результате получается объёмный лепесток цветка или листочка.
Видео показ.

Слайд 12

Основные цвета росписи

Росписи поражают тонким декоративным чутьём и мастерством колорита. Пользуясь ограниченным

Основные цвета росписи Росписи поражают тонким декоративным чутьём и мастерством колорита. Пользуясь
числом красок, тремя-четырьмя, мастера умели достигать и звучности цвета, и своеобразной изысканности цветовых сочетаний.
Использовались краски разных тонов: оранжевые – до 4-х тонов, голубые – до 3-х, синий цвет имел тёмно-синие, звонко-васильковые, бледно-голубые тона.

Слайд 13

Основные цвета росписи

Росписи делались в изумрудно–зелёных тонах – надежда на плодородие и

Основные цвета росписи Росписи делались в изумрудно–зелёных тонах – надежда на плодородие
сытую жизнь; солнечно-жёлтые цвета славили гостеприимство и хлебосольство; тёмно–пурпуровый цвет был символом тяжёлой жизни крестьянина, политой потом и кровью; зелёный–цвет надежды, жизни, подвига; белый–чистоты, бессмертия; голубой – девственности; светло-жёлтый или золотистый – славы и царственности. Эти тайны цветовой символики пришли из древнерусской живописи.

Букет цветов.

Слайд 14

Неизвестный мастер. Солнце и гирлянда. Роспись дверцы шкафа. Конец XIX — начало

Неизвестный мастер. Солнце и гирлянда. Роспись дверцы шкафа. Конец XIX — начало
XX в.

Символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов, связанных с поклонением силам природы. В ее основе лежат древнейшие мотивы солнечных дисков, воды, древа жизни и др. Одним из широко распространенных мотивов уральской народной росписи является круг. В старых крестьянских жилищах лучистыми розетками с угловыми сегментами украшали ворота, калитки, двери, ставни. 

Знаки –символы уральской росписи

Слайд 15

рис. Фрагмент потолка избы

Урало-сибирская роспись

Круговая композиция имела магическое значение и была связана

рис. Фрагмент потолка избы Урало-сибирская роспись Круговая композиция имела магическое значение и
с культом солнца.

Слайд 16

В.К. Рябков. Цветущий сад с птицами. 1897. Роспись горницы

Роспись в крестьянской избе

В.К. Рябков. Цветущий сад с птицами. 1897. Роспись горницы Роспись в крестьянской
расписывалась ярусами. Нижний ярус символизировал связь с матушкой землёй, верхний означал связь с небом, солнцем, верховными культами. Потолок в доме – это его «небо». Солнце дарит жизнь всему земному, от чего зависела жизнь крестьянина.

Знаки и символы уральской росписи

Слайд 17

В.К. Рябков. Цветущий мир. 1897.
Роспись горницы

Средний ярус – мир человека –

В.К. Рябков. Цветущий мир. 1897. Роспись горницы Средний ярус – мир человека
ориентирован на связь с реальными, мифологизированными обитателям земли.
Основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы, поставленные в вазу.

Знаки – символы уральской росписи

Слайд 18

С Чубарова. Эскиз венка оберега уральской росписи

Знаки – символы уральской росписи

Бутоны и

С Чубарова. Эскиз венка оберега уральской росписи Знаки – символы уральской росписи
ягоды на цветущем  венке – это символ детей; листья – символ изобильного хорошего урожая, постоянного возрождения и роста.

Слайд 19

Знаки – символы уральской росписи

Вислый шкаф. Роспись дверки. Рубеж XIX–XXвв. Красновишерский р-н,

Знаки – символы уральской росписи Вислый шкаф. Роспись дверки. Рубеж XIX–XXвв. Красновишерский
д. Ратегово.

     

    «Древо жизни» изображающее древние и молодые поколения венчает пара птиц – символ счастливой супружеской пары. Магические мотивы присутствуют и в красном цвете – символе очага и жизни; в голубом и зеленом цветах – символ растений, наполненных живительной влагой.     Вся композиция в росписи трактуется благопожелательными 
функциями и несет в себе пожелание счастья и благополучия. Создается изобразительный оберег.

Слайд 20

Прялка. Роспись лопасти. Рубеж XIX-XX вв. Очеркский р-н, д. Верхняя Талица

Сцены труда

Прялка. Роспись лопасти. Рубеж XIX-XX вв. Очеркский р-н, д. Верхняя Талица Сцены
и семейного благополучия создавались с надеждой на исполнение желаний и объединялись в одну композицию со знаками – символами.

Знаки – символы уральской росписи

Слайд 21

Этапы выполнения цветка

Этапы выполнения цветка

Слайд 22

Элемент травки и корня

Ягодки, приписки и травки

Оживки, пропись травок

Элемент травки и корня Ягодки, приписки и травки Оживки, пропись травок

Слайд 23

Элементы листьев

Элементы листьев

Слайд 25

Композиция росписи строилась на свободном ритмическом равновесии красочных пятен. В композиции букетов

Композиция росписи строилась на свободном ритмическом равновесии красочных пятен. В композиции букетов
использовалась ярусность и симметрия.

Схемы узоров

Слайд 26

Выполнение композиции

Выполнение композиции
Имя файла: «Истоки-традиционных-народных-художественных-промыслов-России-(на-примере-Урало-сибирской-росписи)».-Холькина-Елена-Николае.pptx
Количество просмотров: 624
Количество скачиваний: 6