Слайд 2Большую роль в романе “Герой нашего времени” играет пейзаж. В нем щедро
![Большую роль в романе “Герой нашего времени” играет пейзаж. В нем щедро](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462225/slide-1.jpg)
показаны картины кавказской природы. Превосходный знаток Кавказа, Лермонтов даёт в романе ряд зарисовок Военно-Грузинской дороги («Бэла», «Максим Максимыч»), Тамани («Тамань»), Пятигорска и Кисловодска с их окрестностями («Княжна Мери»).
Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах.
Слайд 3Роли пейзажа в романе:
описание места действия;
лирическая передача той или иной оценки жизненных
![Роли пейзажа в романе: описание места действия; лирическая передача той или иной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462225/slide-2.jpg)
явлений;
средство характеристики героев, их душевных настроений.
Слайд 4Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он
![Внимание Лермонтова привлекают горы, долины, море, курортные городки и их окрестности. Он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462225/slide-3.jpg)
говорит о жужжании комара, и о гудении метели в снежных горах, и о беспрерывном ропоте моря; о запахах цветов, о благовонном воздухе степи, о «свежести ароматического воздуха, отягощённого испарениями высоких южных трав и белой акации».
Слайд 5Путём искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении
![Путём искусного подбора деталей и интонаций речи Лермонтов достигает разнообразия в изображении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462225/slide-4.jpg)
пейзажей, создаёт определённую настроенность. Таково, например, описание моря в начале рассказа «Тамань». Этот пейзаж уже подбором деталей (луна одевается тучами, туман, валуны, грозящие потопить корабль) создаёт ожидание опасности, угрожающей Печорину, вызывает тревогу.
Слайд 6Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с
![Пейзаж в романе нигде не даётся как самостоятельная картина, не связанная с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462225/slide-5.jpg)
действием. Он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. Отсюда и рождается страстная эмоциональность, взволнованность описаний природы, создающая ощущение музыкальности всего произведения.
Слайд 7Художественное описание природы в романе очень важно в раскрытии образа Печорина. Его
![Художественное описание природы в романе очень важно в раскрытии образа Печорина. Его](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/462225/slide-6.jpg)
мысли, чувства и настроение напрямую связаны с описанием пейзажа. Когда Печорин едет на место дуэли, его охватывает перед лицом грозящей опасности жажда жизни, любовь к природе. Он не может вдоволь насладиться красотой в час восхода солнца. Но вот он едет обратно. «У меня,— пишет он,— на сердце был камень. Солнце казалось мне тусклым, лучи его меня не грели». Такой представляется природа Печорину в его тяжёлом душевном состоянии.