Исторические типы философии

Содержание

Слайд 2

Античная философия

Философия в чистом виде появилась у древних греков. Под античной

Античная философия Философия в чистом виде появилась у древних греков. Под античной
философией понимается философия греков.
Древняя Греция, история которой охватывает период приблизительно с XXII по II вв. до н.э., Греческая философия была одной из сторон жизни Древней Греции и прошла в своем развитии три этапа.

Архаический, то есть древнейший, охватывает время примерно с VII по V вв. до н.э. досократическим, то есть бывшим до появления в греческой философии Сократа а архаических философов часто называют досократиками

Классический период датируется V—IV вв. до н.э.

Эллинистический период, начавшийся с похода эллинов на Восток, то есть с завоевания (эллинизации) Востока охватывает период с III по II вв. до н.э.

Слайд 3

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII – VI до н.э.)

Досократическая философия – ранняя классика
(VII –

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII – VI до н.э.) Досократическая философия – ранняя классика
VI вв. до н.э.)

Этический рационализм
Сократ
(469-399
г. до н.э.)

Аристотель
(384-322 г.
до н.э.)

Милетская школа

Пифагорийская школа

Атомистический материализм
Демокрит
(460-370 г. до н.э.)

Элейская
школа

Диалектика

Неоплатонизм

Софистика

Киренская
школа

Эклектизм

Киническая
школа

Скептицизм

Мегарская
школа

Объективный идеализм Платона
(460-370 г.
до н.э.)

Эпикуреизм

Стоицизм

Классическая античная философия (V-IV вв. до н.э.)

Римско-эллинистическая философия (III в. до н.э. – VI в. н.э.)

Слайд 4

Средневековая философия

Эпоха, пришедшая на смену Древнему миру, получила название Средневековья. Она

Средневековая философия Эпоха, пришедшая на смену Древнему миру, получила название Средневековья. Она
охватывает период приблизительно с V по XV вв. В идейном смысле это время было периодом безраздельного господства в Европе христианской религии, которая сформировалась в начале нашей эры в римской провинции Иудее, быстро распространилась по всей империи, завоевав огромное количество сторонников и последователей.

Гибель античной философии следует понимать как исторически неизбежный результат в развитии философской мысли, который был органически и неразрывно связан с вхождение человечества в новую цивилизацию.

Специфика европейского варианта новой цивилизации была обусловлена возникновением и развитием христианства. Конец античной философии – это конец языческой цивилизации. Античная философия дала начало развития тому, что мы называем европейской традиций в философии.
Основные исторические типы европейской средневековой философии:
патристика (от pater – отец) - теологическая интерпретация чувственно-одушевленного Космоса;
схоластика – идея объединения Бога и природы.
Патристика и схоластика имели свои ярко выраженные школы.

Слайд 5

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ V-XV вв.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ:
Теоцентризм
Креационизм
Теодицея
Эсхатология
Провиденциализм
Вера выше разума

ПАТРИСТИКА I-VI вв.

СХОЛАСТИКА VIII-XV вв.

ГНОСТИЦИЗМ

АПОЛОГЕТИКА
Тертуллиан

МАНИХЕЙСТВО

РЕАЛИЗМ
Фома Аквинский

НОМИНАЛИЗМ
У.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ V-XV вв. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ: Теоцентризм Креационизм Теодицея Эсхатология Провиденциализм Вера
Оккам

ДОГМАТИКА
Аврелий Августин

Слайд 6

Основные моменты в развитии средневековой философии

1. Особенностью этой философии является то, что

Основные моменты в развитии средневековой философии 1. Особенностью этой философии является то,
она реализуется в культуре на этапе перехода от язычества, основанного на признании множества богов, к религии монотеистической.

2.Центр философской проблематики от чувственно-материального Космоса, определяющего мировоззренческую направленность исследований античных мыслителей, к исследованию проблем бытия бога и лишь в этой связи соотношением с ним реальности. Философские и теологические концепции приобретают монистический характер, когда все определяется единственным божественным началом.

3.Одной из центральных проблем средневековья становится спор об универсалиях. Варианты его решения различны.

4.Схоластическая средневековая философия, благодаря тому, что берет на себя роль «служанки теологии», вырабатывает чрезвычайно утонченные методы обоснования и доказательства, которые «перерастают «прикладное» теологическое значение, способствуя становлению диалектики и логики, развитию самой методики обоснования знаний. Это не мертвое царство схоластики, а проявление возможностей мышления реализовать свои потенции даже в жестоко ограниченных религиозных рамках.

Умеренный реализм – универсалии бестелесны и существуют только в общем (родах и видах реальности), но не в индивидах. Универсалии – это понятия, выделяющие и обобщающие характеристики рода и вида.
Ультрареализм – каждому имени соответствует реальная сущность, т.е., например, даже слову «ничто» соответствует нечто, «некий недифференцированный материал».
Ультраноминализм – общее существует только в разуме, в действительности существуют только единичные вещи. Разум для удобства именования и использования слов языка образует общую идею, с которой соотносит определенное слово.
Крайние номиналисты - универсалии являются только лишь словами. В этом случае проблема соотношения разума. Языка и действительности даже не ставится и не может быть поставлена в виду абсолютной теоретической бесплодности такой позиции.

Слайд 7

ТЕОЦЕНТРИЗМ (греч. ТЕОЦЕНТРИЗМ (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская

ТЕОЦЕНТРИЗМ (греч. ТЕОЦЕНТРИЗМ (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр
концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Наиболее распространен теоцентризм был в Средние века.

КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом

ТЕОДИЦЕЯ (новолат. ТЕОДИЦЕЯ (новолат. theodicea — богооправдание от греч. θεός, «бог, божество» + греч. δίκη, «право, справедливость») — совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать благое управление Вселенной божеством, несмотря на наличие зла в мире.

ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины. В религии различается индивидуальная эсхатология, то есть учение о загробной жизни индивидуальной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о целях космоса и истории и их конце. Философия эсхатологии свойственна многим религиям и верованиям, начиная с древних времён. Особое развитие со времен Античности эсхатология получила в иудаизме и христианстве («Страшный суд»), затем в исламе.

Слайд 8

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia — провидение) историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia — провидение) историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с
точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека. Провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому царству Божию легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

ГНОСТИЦИЗМ (от gnosis (др.-греч. γνώσις) — «знание, познание, познавание») — религиозное направление, возникшее в начале нашей эры и включающее в себя множество различных учений, нередко противоречащих друг другу, но объединённых общим принципом: творцы и приверженцы этих учений считали себя носителями великого тайного знания — Гнозиса. В основе гностических учений лежало противопоставление духовного мира материальному, который рассматривался как порождение, воплощение тёмных сил, уз духовности. Демиург, творец материального мира, объявлялся богом тёмных сил, в отличие от истинного Бога, Отца, Высшей Силы, которого демиург не ведал. Этот Бог, как высший эон, стоит во главе высшего, нематериального мира. Из этого же мира происходят и некоторые люди, вернее, их духовная сущность, заключённая на Земле в материальную оболочку; это, разумеется, носители Гносиса. С целью освободить их, спасти, воссоединить с высшим миром их духовное начало, является на землю Христос или иной спаситель, происшедший от истинного Бога.

АПОЛОГЕТИКА - основное богословие, раздел богословия (преимущественно христианского), посвященный обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, её происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры. Апологетика — одна из главных учебных дисциплин в православных духовных учебных заведениях, где она служит введением в изучение других богословских дисциплин.

Слайд 9

ДОГМАТИКА — раздел богословия, в котором дается систематизированное изложение догматов (положений) какой-либо

ДОГМАТИКА — раздел богословия, в котором дается систематизированное изложение догматов (положений) какой-либо
религии. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и другие религии. Часто догматика выражается кратко письменно в виде официального вероисповедного документа - исповедания веры или катехизиса.

НОМИНАЛИЗМ (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий, как «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей как к целому, а порознь к каждой отдельной вещи из этого класса. Отсюда следует понимание понятий, обозначаемых общими именами, таких, как «человек», не как самостоятельного целого, а как совокупности отдельных понятий (конкретных людей), то есть абстракции, мысленного образа.

РЕАЛИЗМ (лат. realis — «существенный», «действительный», от res — «вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. Реализм в философии — один из основных наряду с номинализмом и концептуализмом вариантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологический статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для которого реальна лишь единичная вещь, а универсалия — общее имя, и от концептуализма, для которого универсалия — основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии Реалистическая философия - сознательно применяющая целостный, научно-вненаучный методологический подход ко всем явлениям, охватывающая в максимальной степени противоречия реальной жизни, позволяет наиболее глубоко анализировать существующие мировые тенденции.

Слайд 10

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Данте Алигьери
Франческо Петрарка
Эразм роттердамский
Николо Макиавелли
Жан Боден
Лернардо да Винчи
Николай Коперник
Мишель Монтень
Бернардино

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Данте Алигьери Франческо Петрарка Эразм роттердамский Николо Макиавелли Жан
Телезио
Франческо патриции
Галилео Галилей
Пьетро Помпонацци
Симоне Порцио
Николай Кузанский
Георгий Плифон
Марсилио фичино
Пикоделла Мирандола
Джамбаттиста Вико

НАТУРФИЛОСОФИЯ

ГУМАНИЗМ

АРИСТОТЕЛИЗМ

НЕОПЛАТОНИЗМ

Пьер Анджело Мандзолли

Слайд 11

ГУМАНИЗМ - (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат. Homo —

ГУМАНИЗМ - (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus — человечный, лат.
человек) - а) мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; б) идейное и мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения (XIV - первая половина XVII в.) и ставшее идеологией Возрождения.

НАТУРФИЛОСОФИЯ - (от лат. natuга — природа), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

АРИСТОТЕЛИЗМ - философское направление, исходящее из философии Аристотеля. В послеклассическую эпоху особенно сильное влияние аристотелизм оказал на арабскую и еврейскую философию; начиная с XVIII в. он владел умами философов Запада; распространению аристотелизма содействовали Альберт Великий и Фома Аквинский, внесшие в него - что было обусловлено влиянием христианства - существенные изменения. Аристотелизм стал философской основой современной католической неосхоластики. В эпоху Возрождения попавшие в Италию византийские ученые внесли в аристотелизм живую струю, противопоставив гуманизм схоластике; в Германии схоластика как католического, так и протестантского толка основывалась на аристотелизме.

НЕОПЛАТОНИЗМ - философско-мистическое направление античной мысли III-VI вв, соединяющее восточные учения с греческой философией. Неоплатонизм представляет собой синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону.

Слайд 12

УТОПИЗМ от утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет»)

УТОПИЗМ от утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место,
— жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian). Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.

ПАНТЕИЗМ  — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении с Вселенной. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и священность природы.

Слайд 13

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
(XVI-XVIII вв.)

Плюрализм
Г. Лейбница

МАТЕРИАЛИЗМ
Ф. Бэкон
Дж. Локк
Б. Спиноза

МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Ж. Ламетри
П. Гольбах
Х.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XVIII вв.) Плюрализм Г. Лейбница МАТЕРИАЛИЗМ Ф. Бэкон Дж.
Гельвеций

ПРОСВЕЩЕНИЕ XVIII века (Франция, Германия)
Вольтер, Ж.-Ж. Руссо,
Д. Дидро, И. Гердер

Дуализм
Р. Декарта

ИДЕАЛИЗМ
Д. Юм
Д. Беркли

Слайд 14

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с
(объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

ИДЕАЛИЗМИ (фр. ИДЕАЛИЗМИ (фр. idéalisme, через лат. ИДЕАЛИЗМИ (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

МЕТАФИЗИКА (др.-греч. — «то, что после физики») — первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после Аристотелевой «Физики», отчего и получили свое название. Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Для Аристотеля метафизика – это онтология, исследование бытия как такового; наука, которая пытается выяснить общие свойства всего существующего. По И. Канту, имеется три фундаментальных понятия метафизики: человеческое Я, мир и Бог; исследованием каждого из них занимается отдельная дисциплина, соответственно психология, космология и теология.

ДУАЛИЗМ — термин, имеющий несколько значений. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признает их относительность.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Философская концепция идеалистического течения, по которой все существующее слагается с множества самостоятельных, равнозначных субстанций, что не сводятся к единому началу, противоположный монизму. Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

Слайд 15

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Дуализм
И. Кант
(1724-1804)

Антропологический
материализм
Л. Фейербах
(1804-1872)

Субъективный
идеализм
И. Фихте
(1762-1814)

Объективный
идеализм
Г. Гегель
(1770-1831)
Ф. Шеллинг
(1775-1854)

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ Дуализм И. Кант (1724-1804) Антропологический материализм Л. Фейербах (1804-1872)
В наибольшей мере принципы классической философии были выражены в немецком классицизме, который простирается от начала XVII века до середины XIX века.

Его основные представители:

И.М. Хладениус (1710-1759)
И. Кант (1724- 1804)
И. Фихте (1762-1814)
В. Гумбольдт (1767-1835)

Ф. Шлейермахер (1768-1834)
Г. Гегель (1770-1831)
Ф. Шеллинг (1775-1854)
Л. Фейербах (1804-1872)

Слайд 16

И. Кант осуществляет переворот в философии и закладывает основы ее понимания

И. Кант осуществляет переворот в философии и закладывает основы ее понимания как
как особо рода науки. Пытаясь обосновать новую теорию познания, он выступает с критикой предшествующих эмпирических теорий XVII-XVIII веков, трактующих познание как некий слепок с бытия. Канет переводит проблему в иную плоскость и задает гносеологическое направление в философии, которое рассматривает процесс познания как субъектно-объектное отношение.
Исходным пунктом его воззрений является утверждение о том, что прежде чем познавать мир, надо выяснить, можем ли мы его в принципе познать. Необходимо установить возможности нашего познания, его границы.

Главное познавательное орудие — это разум. Поэтому необходимо выяснить способности и возможности нашего разума. Всестороннее исследование их Кант назвал его критикой, а философия, по его мнению, должна быть не постижением внешнего мира, а критикой разума, то есть изучением его устройства, специфики и законов. Кант полагал: откуда нам знать, каков мир, если мы имеем дело не с ним самим, а с его отражением в нашем сознании, в силу чего последнее может и должно быть главным объектом философского внимания.

Вершиной у Канта выступает этика, базирующаяся на понимании человека как высшей ценности.

«Две вещи всегда завораживали и потрясали меня: это звездное небо над головой и моральный закон в душе».
И. Кант

Слайд 17

И. Фихте воспринял этическую философию Канта, ставившую оценку человеческой деятельности в

И. Фихте воспринял этическую философию Канта, ставившую оценку человеческой деятельности в зависимость
зависимость от согласованности ее с априорным долгом. Поэтому философия выступает для него прежде всего как практическая философия, в которой прямо определяются цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе.
Фихте указывал на недостаточность кантовской философии, в которой. По его мнению. Была недостаточно обоснована именно в моменте соединения теоретической и практической частей философии. И эта задача ставится у Фихте во главу угла собственной деятельности.

Огромной заслугой Фихте является развитие им учение о диалектическом способе мышления, а его философия приобретает «диалектическую динамику», в отличие от кантовской статики. Категории философии у Фихте становятся выражением развития деятельности «Я» - своеобразные умственные отражения объективного мира, вещей.

Ф. Шеллинг оказался своеобразным «связующим звеном» между философией Канта, Фихте и становлением гегелевской системы. Именно Шеллинг оказал огромное влияние на становление Гегеля.
В центре философских размышлений Шеллинга оказывается задача – построить единую систему знания посредством рассмотрения специфики познания истины в частных областях. В се это реализуется в натурфилософии, которая выступает в качестве самой первой в истории философии попытки систематического обобщения открытий науки под углом зрения единого философского принципа.

Слайд 18

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - наиболее выдающаяся фигура в немецкой классической

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - наиболее выдающаяся фигура в немецкой классической философии.
философии. Разработанная им система по своему размаху и значительности в духовной жизни Нового времени может быть сравнима с учением Платона. Как и Платон, Гегель был представителем классического идеализма, по которому физический мир есть только проявление или инобытие духовной, незримой реальности. Гегель считал, что за видимым нами физическим миром стоит неощущаемая духовная реальность, которая и является подлинным или истинным существованием.

Исходя из принципа развития, Гегель дает впечатляющую модель бытия во всех его проявлениях, уровнях и стадиях развития. Он конструирует диалектику как систему, формулируя ее основные законы и категории применительно к развитию Абсолютной Идеи.
В учении Гегеля достигла своего апогея диалектика — философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении и развитии всего существующего. Он сформулировал основные законы (всеобщие правила или принципы) и категории (основные понятия) диалектики, которые являются с его точки зрения универсальными, то есть пронизывают собой все Бытие.
Основной гегелевской мыслью является положение «все действительное разумно, все разумное действительно». Речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаем порядок и гармонию во всем существующем.
По мнению Гегеля, чувственный или физический мир создан какой-то духовной реальностью, а более точно, является ее проявлением, воплощением, реализацией в иной, материальной форме. Гегель называет эту высшую духовную реальность Абсолютной Идеей или Мировым Разумом, а все существующее представляет как ее саморазвитие. Абсолютная Идея — это безличное пантеистическое начало, в котором сконцентрировано все вообще, и поэтому оно является Бытием, пребывающем в различных формах.

Слайд 19

Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила свое наиболее полное

Несмотря на то, что классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение
выражение в идеалистических философских системах, в ее недрах и на ее фундаменте возникла мощная материалистическая концепция Л. Фейербаха.
Людвиг Фейербах предположил, что никакой идеальной действительности нет, а есть природный мир - единственная реальность, - которая нас окружает и чувственно воспринимающаяся нами. По его мнению, понятия «бытие», «природа», «реальность» обозначают одно и тоже.

Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как форм мировоззрения, которые несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства. Христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность.

Слайд 20

Уважаемый студент!
Вы изучили и законспектировали основное содержание темы занятия, изложенное в

Уважаемый студент! Вы изучили и законспектировали основное содержание темы занятия, изложенное в
кратких тезисах. В целях самоконтроля выполните следующие задания:
1. В рабочую тетрадь перенесите содержание указанной таблицы.

2. Дайте определения сущности указанным в таблице понятиям и категориям.

3. В рабочей тетради запишите содержание выполненного задания.

Слайд 21

ЛИТЕРАТУРА
Основная
1.Философия. Учебник /И.Я. Копылов, В.В. Крюков, Г.А. Антипов и др. – М.:

ЛИТЕРАТУРА Основная 1.Философия. Учебник /И.Я. Копылов, В.В. Крюков, Г.А. Антипов и др.
ИНФРА-М.-Новосибирск:- Изд-во НГТУ.- 2010.
2.Философия. Учебник. Под ред. профессора О.Д. Мирошенкова.- М.: «Гардарики».- 2008.
3.Философия: Учебное пособие /Ю.А. Харин, В.Ф. Берсов, П.А. Водопьянов и др. Под общ. ред. Ю.А. Харина, 5-е изд.- Минск: Патра Системс.- 2007.
4.Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. – Философия. Краткий курс. 2-е изд., доп. – Издательство Питер. – 2010;
5.Марков Б. В.Философия. Учебник. – Издательство Питер. – 2011.
6. Учебно-методический комплекс для студентов. Бродкин И.А. М. ИУИ. 2011.
Дополнительная
1.Гуревич П.С. Человек М.- 2007.
2.Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону.- 2008.
3.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.-Ростов-на-Дону: «Феникс».- 2006.
4.Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. - М.- 2007.
5.Кохановский В.П. Философия «Феникс».- Ростов-на-Дон:, 2008.
6.Гранин Ю.Д. Цивилизация. Культура. Личность.- «Вопросы философии».- 2011.- № 6.
7.Губин В.Д., Некрасова Е., Философская антропология: Учебн. пособие для вузов.- М.: Университетская книга.- 2008.
8.Спасибенко С.Г. Целостность человека как принцип структурирования его качеств.- Социально-гуманитарные знания.- 2011.- № 4.
9.Горелов А.А. Философия. Учебное пособие. – Издательство Кнорус. – 2011.
10.Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Электронный учебник. - Издательство Кнорус. – 2011.
11.Вечканов В.Э. Философия. Аудиокнига. - Издательство Кнорус. – 2011.
Имя файла: Исторические-типы-философии.pptx
Количество просмотров: 552
Количество скачиваний: 4