Исторический опыт предпринимательства

Содержание

Слайд 2

Тема:
Исторический опыт
предпринимательства

Тема: Исторический опыт предпринимательства

Слайд 3

Цель и задачи

В последние годы возрос интерес общества к истории предпринимательства, осмыслению

Цель и задачи В последние годы возрос интерес общества к истории предпринимательства,
его опыта. Ощущается стремление к возрождению традиций российского предпринимательства, накопленных в дореволюционный период, к познанию истинных черт предпринимательского класса, лучшие представители которого отличались деловой хваткой, предприимчивостью, размахом, многосторонней деятельностью на ниве благотворительности и меценатства.
В этих условиях необходимо получить системные представления о зарождении, становлении и развитии предпринимательства в контексте исторических условий его существования. Вооружиться знанием общего и особенного в исторической судьбе российского предпринимательства, дать возможность понять трудности проделанного «третьим сословием» пути без очернения, но и без умолчания негативных сторон этого процесса.

Слайд 4

Истоки предпринимательства


Теоретическое осмысление предпринимательства уходит в глубокую древность. В

Истоки предпринимательства Теоретическое осмысление предпринимательства уходит в глубокую древность. В трудах Ксенофонта
трудах Ксенофонта («Домострой»), Платона («Государство» и «Законы»), Аристотеля («Политика») и других мыслителей античного мира, а также в Библии ставилась и рассматривалась проблема накопления богатства, отношения к собственности, к деловой жизни.
В качестве предпринимателя рассматривался купец, с его именем были связаны все деловые отношения, за исключением кредитных операций. Последние осуществлялись в основном ростовщиками, которые давали деньги в займы под проценты. Однако считалось, что предпринимательская деятельность как тех, так и других построена на обмане. Поэтому занятие ростовщичеством и торговлей осуждалось церковью, расценивалось как не богоугодное и грешное явление.

Слайд 6

Ксенофонт
Написал книгу по моральной философии «Домострой». Это книга о том, как нужно

Ксенофонт Написал книгу по моральной философии «Домострой». Это книга о том, как
вести домашнее хозяйство (что тесно связано со значением самого слова «экономика»: «ойкос» - дом, домашнее хозяйство; «номос» - закон). Она содержит, в частности, следующие важнейшие экономические понятия и идеи.
а) Идея разделения труда и его связи с размерами рынка.
б) Выделение двух свойств («сторон») товара. С одной стороны, каждый товар характеризуется какими-либо полезными свойствами, которыми может воспользоваться его обладатель (здесь мы можем наблюдать зародыш идеи полезности). С другой стороны, каждый товар способен к обмену (а здесь мы можем наблюдать зародыш идеи меновой ценности или цены).
в) Анализ роли денег. Деньги, согласно воззрениям Ксенофонта, играют важную роль в хозяйстве, поскольку облегчают обмен.
Для Ксенофонта, как и для древнегреческих мыслителей в целом, характерно отрицательное отношение к ростовщичеству. Этот вид деятельности, по его мнению, выходит за рамки того, что разрешает этика (напомним, что в I период истории экономической мысли экономическая теория понималась как часть моральной философии). С его точки зрения, самое почетное и этически добродетельное занятие - земледелие.

Слайд 7

Платон
Создал концепцию «нового», «идеального» государства. Считал, что государство должно состоять из трех

Платон Создал концепцию «нового», «идеального» государства. Считал, что государство должно состоять из
сословий – правителей, стражей и трудящихся: земледельцев, ремесленников и торговцев. Разделение труда он признавал основным принципом построения государства, так как оно связывает людей в общество и позволяет разрешить противоречие между разнообразием потребностей и ограниченностью способностей отдельного человека. По мнению Платона, правители и стражи не должны были трудиться, торговать. Но торговлю и деньги он признавал необходимыми. Деньги, по его мнению, должны иметь только две функции: меру стоимости и средства обращения.
Во втором своем проекте устройства государства Платон выступает от лица аристократических кругов античных рабовладельцев. Он рекомендует «очищать» государство от неимущих путем переселения их в колонию, продолжает изобличать алчных стяжателей золота, призывает к постепенной кассации части долгов, к «добровольному» разделу некоторой доли имущества». Еще более подчеркивает необходимость сохранения рабства и рекомендует ряд мер для усиления эксплуатации рабов. В товарно-денежных отношениях он не исключает использование денег для внутреннего обращения и специальных монет для внешней торговли. В тоже время в государстве Платона запрещается прибегать к ссудам под проценты, покупать товары в кредит, а продажа товаров строго регламентируется. Он осуждал крупную торговлю с целью наживы и допускал лишь мелкую торговлю. Государство провозглашалось верховным собственником земли, а частная собственность была неприкосновенна. Как и Ксенофонт, Платон главнейшей отраслью экономики считал земледелие, а ремесло и торговлю ставил на второе место.

Слайд 8

Аристотель

Аристотель выделяет два вида хозяйственной деятельности. Первый вид - «экономика» - натуральное

Аристотель Аристотель выделяет два вида хозяйственной деятельности. Первый вид - «экономика» -
хозяйство, включающее земледелие, ремесло и мелкую торговлю. Экономика связана с удовлетворением естественных потребностей людей и является оправданной с точки зрения моральной философии. Второй вид - так называемая «хрематистика», включает крупную торговлю и ростовщичество. Она связана с наживой, безграничным накоплением богатства в денежной форме и является плохой с позиций этики.
Между экономикой и хрематистикой нет «водонепроницаемого барьера». Например, если торговая деятельность направлена на удовлетворение необходимых потребностей, то она «вписывается» в экономику, а если ее цель - нажива, то ее следует отнести к хрематистике. Точно также нельзя однозначно говорить об этичности употребления денег. Если деньги используются в обмене, который осуществляется в рамках экономики, то тогда их использование оправдано с моральной точки зрения; если же они применяются, например, в ростовщических операциях, то это нарушает нормы этики, из которых исходит Аристотель. Дело в том, что деньги по своей природе не способы приносить какие-либо «плоды»; иными словами, «деньги не рождают деньги». Поэтому барыш, получаемый ростовщиком, является результатом не «хозяйственной силы денег», а эксплуатации кредитором должника.
У Аристотеля также появляются зачатки идей о справедливой цене товара (которые получили дальнейшее развитие в работах средневековых схоластов). По его мнению справедливая, т.е. соответствующая требованиям этики, цена товара должна отражать затраты труда на его производство.

Слайд 9

Фома Аквинский

Наиболее известным произведением средневековых схоластов, посвященным проблематике предпринимательства, является «Сумма теологии»

Фома Аквинский Наиболее известным произведением средневековых схоластов, посвященным проблематике предпринимательства, является «Сумма
Фомы Аквинского. Как и Аристотель, он осуществляет анализ различных аспектов экономической жизни с нормативной точки зрения. При этом он пытается следовать моральной философии католицизма. Иными словами, зачатки экономической теории у него представляют собой синтез идей Аристотеля с христианской этикой (в ее католическом варианте).
Фома отрицательно относится к взиманию ссудного процента. Важнейший аргумент против существования процента основан на том, что кредитор получает возможность обогащаться без труда со своей стороны, таким образом оказываясь «паразитом», которому достаются плоды чужого труда. Кроме того, ссуда вещи означает ее передачу в собственность должнику; поэтому, если эта вещь и приносит некий «плод», то он является собственностью должника, а не кредитора. Что же касается тезиса, согласно которому ссудный процент отражает время, на которое выдана ссуда, то здесь Фома указывает на следующий аспект: время не принадлежит никому, оно дано Богом равномерно для всех. Поэтому кредитор, берущий плату за время в виде процента, обманывает ближнего (т.е. должника, имеющего на время такое же право, что и кредитор), а также Бога, за свободный дар которого он требует цену. Наконец, существование ссудного процента порождает зависть и распри, противоречит принципам христианского милосердия, согласно которым ближнему следует помогать из чувства любви к нему, а не ради выгоды.

Слайд 10

Прибыль и справедливая цена Фомы Аквинского
Как и Аристотель, Фома Аквинский осуждает получение

Прибыль и справедливая цена Фомы Аквинского Как и Аристотель, Фома Аквинский осуждает
торговой прибыли; однако, с его точки зрения, она оправдана в тех случаях, когда:
а) является средством существования того, кто ее получает; или
б) используется на благотворительные цели.
Таким образом, если торговля не осуществляется только ради барыша, то она приемлема.
Следует также отметить, что Фома значительно развил аристотелевскую идею справедливой цены. С точки зрения Фомы, необходимо выделить два типа справедливости
а) Справедливость «сообразно вещи». Здесь речь идет о том, что цена товара должна покрывать средние издержки его производства.
б) Справедливость «отношения части к целому». А здесь речь идет о том, что цена должна обеспечивать приемлемое существование каждого слоя. Иными словами, цена товара должна определяться тем, представитель какого слоя его продает. Чем к более привилегированному слою общества относится продавец товара, тем выше должна быть цена этого товара.

Слайд 11

Изменение взглядов на предпринимательство

Наиболее важную роль в повышении престижа торговли и

Изменение взглядов на предпринимательство Наиболее важную роль в повышении престижа торговли и
купечества сыграли меркантилисты, которые считали основным богатством страны золото и серебро. Источник богатства они видели в торговле. Государство, по их мнению, должно проводить протекционистскую политику, поощрять экспорт, сдерживать импорт, всемерно поддерживать потенциальное купечество, а оно должно ввозить золото и серебро. Один из теоретиков меркантилизма А. де Монкретьен в своем «Трактате политической экономии» в 1615 г. писал, что торговля есть главная цель различных ремесел. Купечество он сравнивал с насосом, который накачивает богатством страну.
Идеи меркантилизма нашли поддержку в России. Одним из первых поддержал их видный русский ученый, крупный государственный деятель и дипломат XVII в. А.Л. Ордин-Нащокин. Он выступал за развитие внешней торговли как важнейшей статьи доходов Российского государства, отстаивал интересы купцов-оптовиков в конкуренции с иностранными коммерсантами. Эти свои взгляды и требования он воплотил в Новоторговом уставе (1667 г.) и в Таможенном уставе (1653 г.).

Слайд 12

Меркантилисты
Меркантилистская система представляет собой сложную концепцию, возникновение которой связано с последствиями великих

Меркантилисты Меркантилистская система представляет собой сложную концепцию, возникновение которой связано с последствиями
географических открытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления капитала», возникновение новых типов хозяйствующих субъектов - собственников-предпринимателей и наемных работников. По оценке Н.Д. Кондратьева, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть».
Меркантилизм возник в ходе борьбы национальных государств, стремившихся к получению самостоятельности. В большинстве своем экономисты были деловыми людьми и государственными деятелями, излагавшими свои взгляды не в теоретических трактатах, а в разного рода памфлетах на злобу дня. Основные представители: Уильям Стаффорд, Томас Ман, Антуан де Монкретьен.

Слайд 13

Ранний меркантилизм (система денежного баланса)

Охватывает XV-XVI вв. Поскольку богатство - это деньги,

Ранний меркантилизм (система денежного баланса) Охватывает XV-XVI вв. Поскольку богатство - это
главная цель государства состоит в привлечении в страну полновесной иностранной монеты и воспрепятствовании утечке за границу собственной валюты. Для этого использовались главным образом принудительные средства. Так, в Англии иностранный купец по прибытии обязан был обменять свою полноценную, принимаемую по весу, монету на неполноценные порченые английские деньги, ценность которых определялась курсом, официально устанавливавшимся королевским декретом. Чтобы помешать утечке денег из страны, был введен запрет на их вывоз. Согласно «Статуту истрачения», всякий иностранец, привозивший товар в Англию, покидая ее, должен был истратить все вырученные деньги на покупку английских товаров.

Слайд 14

Поздний меркантилизм (система торгового баланса)

Приходится на XVI-XVIII вв. Цель осталась прежней (максимизация

Поздний меркантилизм (система торгового баланса) Приходится на XVI-XVIII вв. Цель осталась прежней
количества драгоценных металлов в стране), однако изменились средства ее достижения - нужно не препятствовать вывозу денег из страны, а привлекать их в страну.
Мировоззренческие принципы меркантилистов:
1) золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;
2) регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;
3) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
4) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
5) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;
6) рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы.
В период меркантилизма координирующие и регулирующие хозяйственную жизнь меры государства проявляли себя через различные указы и статуты, посредством которых предполагалось возвести «всеобщую коммерциализацию в ранг национальной политики». В то же время меркантилисты не допускали идею коммерциализации труда и земли - исходного условия формирования рыночной экономики. Поэтому «при меркантилистском хозяйственном строе независимая экономическая система попросту не существовала». Такого рода государственная забота меркантилистов о развитии рыночной системы совершенно нерыночными способами предопределила объективную невозможность политики свободной конкуренции.

Слайд 15

Томас Ман

Один из идеологов позднего меркантилизма. Автор книги «Рассуждения о торговле с

Томас Ман Один из идеологов позднего меркантилизма. Автор книги «Рассуждения о торговле
Ост-Индией», целью которых было оправдание деятельности Ост-Индской компании. Компания создана не только как предприятие, приносящее прибыль своим владельцам (акционерам), но и в качестве инструмента государственной политики. Ман утверждал, что компания была права, вывозя деньги из Англии, ибо в конце концов это оборачивается ввозом в страну еще большего количества денег. Нельзя брать лишь одну стадию торгового оборота для оценки конечных результатов деятельности какого-то хозяйствующего лица. Для пояснения своей позиции Ман использует «метафору земледельца»: земледелец, разбрасывая зерна («деньги»), рассчитывает на сбор урожая, который не только покроет затраты зерна, но и окупит их сторицей. Иными словами, чтобы увеличить приток драгоценных металлов в страну, нужно вначале потратить какое-то их количество.
Главная идея другой книги «Богатство Англии во внешней торговле» состоит в том, что потребление иностранных благ должно быть меньше, чем экспорт отечественных благ.
Ман был одним из авторов концепции торгового баланса. Торговый баланс - итоговая сводка всех операций страны во внешней торговле за определенный период (например, за год). В нем указываются все платежи, произведенные данной страной за товары и услуги, приобретенные у других стран, и все поступления «звонкой монеты» в эту страну за поставленные ею товары и услуги. Разность между экспортом и импортом (сальдо торгового баланса) - важнейший источник накопления богатства страны. Главное средство увеличения национального богатства - создание благоприятного для страны торгового баланса (максимизация положительного сальдо торгового баланса). Для этого применяется протекционистская политика, включающая в себя следующие элементы:
1. Внешнеторговая политика: запрещается ввоз в страну многих иностранных товаров, вводятся охранительные и запретительные пошлины, устанавливаются экспортные премии; поощряется создание торговых монополий.
2. Промышленная политика: насаждаются и развиваются мануфактурные производства, так как промышленные продукты обладают большей ценностью, чем первичные блага, и легче транспортируются. В области промышленной политики меркантилисты стремились к максимизации добавленной ценности. Этого можно добиться путем повышения степени обработки благ, а с другой стороны, сокращением затрат на их производство. Чтобы понизить расходы на рабочую силу принимались законы о потолке заработной платы, об ограничении перемещение рабочей силы (например, запрет на эмиграцию во Франции); ограничение экспорта пищевых продуктов с тем, чтобы понизить стоимость жизни; привлечение иностранных специалистов. Для уменьшения затрат на сырье предпринимался захват колоний с тем, чтобы превратить их в источники дешевого сырья и одновременно в рынки сбыта готовой продукции.

Слайд 16


Новую трактовку предпринимательства дали английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо,

Новую трактовку предпринимательства дали английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо, создавшие
создавшие науку об общественном богатстве или, по выражению самого Смита, науку о «богатстве народа». Предпринимателя они рассматривали как собственника капитала, организатора производства. Ради получения прибыли предприниматель идет на риск, поскольку вложения капитала в какое-либо дело всегда содержат в себе элементы риска. Полученная прибыль, по мнению А. Смита, является компенсацией собственника за риск. Д. Рикардо рассматривал предпринимательство как важнейший и обязательный элемент эффективного хозяйствования в условиях рынка.

Слайд 17

Адам Смит
Концепция «экономического человека»: каждый индивид при осуществлении своих действий руководствуется личными

Адам Смит Концепция «экономического человека»: каждый индивид при осуществлении своих действий руководствуется
интересами и стремится к максимальной выгоде для себя. Таким образом, каждый человек является «экономическим человеком». «Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их [других людей] эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения».
Концепция «невидимой руки» рынка: поведение отдельных людей, ведущих себя в соответствии с концепцией «экономического человека», в конечном счете приводит к максимально возможному общественному благосостоянию. Его максимизация достигается при неограниченной свободе рыночной деятельности. А. Смит не дает непосредственного определения «невидимой руки», упоминает ее как бы вскользь, утверждая, что индивид «преследует лишь собственную выгоду, причем он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

Слайд 18

Карл Маркс

Противоречивыми оказались взгляды на предпринимательство, на деятельность капиталистов-предпринимателей К. Маркса. С

Карл Маркс Противоречивыми оказались взгляды на предпринимательство, на деятельность капиталистов-предпринимателей К. Маркса.
одной стороны, он признавал и высоко оценивал достижения буржуазии в развитии производительных сил общества, в освоении природных богатств, в организации производства, но, с другой стороны, высказывался крайне негативно об истоках и сущности ее частнопредпринимательской деятельности. «Фигуры капиталиста и земельного собственника, – признавал Маркс, – я рисую далеко не в розовом свете» Очевидно, что главная причина указанного противоречия исходит из своеобразия методологии К. Маркса, основанной на материальных приоритетах, на классовых подходах.

Слайд 19

Макс Вебер

По-иному подошел к освещению этих проблем другой немецкий ученый М.

Макс Вебер По-иному подошел к освещению этих проблем другой немецкий ученый М.
Вебер. Он связывал развитие капитализма с рациональной организацией производства, с изменениями в психологии поведения людей, с утверждением протестантской религии, проповедовавшей индивидуализм, обогащение, экономию и бережливость, активную предпринимательскую деятельность. Наиболее подробно эти идеи М. Вебер изложил в работе «Протестантская этика и дух капитализма».

Слайд 20

Йозеф Шумпетер
Предприятие и предприниматели, по мнению Шумпетера, выступают двигателями механизмов производства, обмена

Йозеф Шумпетер Предприятие и предприниматели, по мнению Шумпетера, выступают двигателями механизмов производства,
и распределения. Предприятие - это «действие, которое надо осуществить», а предприниматель – «агент, реализующий все новые и новые комбинации факторов производства (за счет обновления товарной продукции, поиска новых рынков и т.д.)». Он должен постоянно преодолевать собственную инерцию, связанную с привычками и укоренившимися традициями, и сопротивление окружающей среды.
Он не объединял всех предпринимателей в единый класс и не рассматривал предпринимательство как профессию. По его мнению, это обязательное качество, отличающее каждого человека бизнеса.
Всех предпринимателей в зависимости от выполняемых ими функций он делил на четыре типа: 1) «фабриканты - творцы», которые являются собственниками средств производства и сами руководят предприятиями;
2) «капитаны индустрии», которые не являются собственниками предприятий, но, владея акциями, а часто и контрольным пакетом, имеют большое личное влияние;
3) «директора» или менеджеры;
4) «основатели», которые специализируются на разработке проектов создания предприятий и их осуществлении.
Несмотря на различия, все представители групп имеют общие черты: стремление к господству, «спортивный вкус» к «новым победам» и «радость творчества».

Слайд 21

Джон Мейнард Кейнс

Экономический кризис конца 1920-х - начала 1930-х гг. опроверг теорию

Джон Мейнард Кейнс Экономический кризис конца 1920-х - начала 1930-х гг. опроверг
рыночного автоматизма и стихийности, внес существенные коррективы в понимание предпринимательства. Они связаны с именем выдающегося английского ученого Дж. М. Кейнса и его основным трудом «Общая теория занятости, процентов и денег».
Кейнс трактовал предпринимателя как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное не столько новаторство и рационализм, сколько синтез определенных психологических качеств: риск, твердость духа, целеустремленность.
Преодолеть трудности предприниматель может лишь на основе собственного оптимизма и уверенности в себе. В то время когда иссякает жизнерадостность и остается один математический расчет, предпринимательство, по образному выражению Кейнса, «хиреет и испускает дух». Частная инициатива в инвестиционных процессах развертывается лишь тогда, когда «разумные расчеты дополняются и поддерживаются духом жизнерадостности, чтобы мысль о конечном ущербе просто отбрасывалась в сторону».
Имя файла: Исторический-опыт-предпринимательства.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0