Слайд 2Историческое развитие экклезиологии (Даннинг, 470)
Церковь описывается в книге Деяний. Христиане ранней церкви
старались определить свое отличие от Израиля, так как в начале их считали сектой иудеев, веровавших в Христа, как в обещанного Мессию.
Однако, христиане включили в свой канон Писания ВЗ. То есть они знали, что они преемники ВЗ Израиля.
Пятидесятница стала днем рождения церкви во время дарования Духа всей собравшейся общине учеников.
Слайд 3В 4 веке уже было разделение на священников и прихожан.
А также
возник вопрос о святости церкви.
Во времена гонений многие христиане отреклись, но когда угроза миновала, то они захотели вернуться в церковь.
Одни христиане (новациане, 3 век) утверждали, что второго покаяния быть не может, а общины, принявшие отступников, не могут принадлежать Церкви.
Другие христиане принимали таких покаявшихся христиан, и считали Церковь «смешанным телом», новым Ноевым ковчегом, содержащим чистых и нечистых.
Слайд 4Стали говорить о видимой и невидимой церкви.
А также больше думать о святости
церкви в связи с праведностью духовенства. То есть церковь стала практически приравниваться к духовенству (епископам).
В 13 веке Фома Аквинский оформил это толкование в богословское учение, которое стало нормой до 16 века (до Реформации, священство всех верующих).
Слайд 5К 4-му веку закрепилось понимание, что вне Церкви нет спасения (отпадение от
католической церкви равносильно потере спасения – до 16 века), так как Церковь – вместилище Духа (у Августина).
В учении Августина также достигла расцвета мысль о видимой и невидимой Церкви (не все, кто принадлежит земной церкви являются членами истинной церкви, но все истинно верующие обязательно принадлежать видимой церковной организации)
Слайд 6В 16 веке Мартин Лютер выступил против злоупотребления индульгенциями. Он сформулировал учение
о церкви в евангельских понятиях (стр. 473): Церковь, как место, где правильно проповедуется Слово и правильно совершаются таинства. То есть для него Церковь – это действие. Церковь создается Словом, проповедуемым и действующим.
Кальвин говорил о видимой и невидимой церкви.
Анабаптисты требовали удаления от мира и соблюдения строгой дисциплины.
Взгляды Весли сочетают в себе все элементы предыдущих взглядов: и живая вера, и библейская проповедь, и таинства, и дисциплина.
Слайд 7Признаки Церкви (черты истинной церкви)
Единая, Святая, Кафолическая или Соборная (то есть, Вселенская)
, и Апостольская. (стр. 479, год 381)
Основание Единства Церкви в Господе. Христос основал Церковь. А также единство – действие Духа Святого.
Мы (христиане) должны покаяться в том, что у нас есть разделения и разные церкви. Мы должны говорить о других: «верую в общение святых». И должны помнить, что даже все наши разделения не могут заставить Церковь отказаться от ее миссии.
Слайд 8Соборная или Вселенская. Это говорит о том, что служение Христа распространяется на
всех людей: все нации, расы, всех мужчин и женщин, людей всех возрастов.
Святая. Это реальная святость, а не вмененная. Все, кто имеет живую веру, то есть рожден заново, в какой-то степени освящен. Есть в церкви: «дети, юноши и отцы» по степени духовного роста. То есть святость – реальна в церкви, но это и идеал. Нужна дисциплина, чтобы сохранить Церковь непорочной.
Апостольская. Апостолы несли весть о воскресении Христа. То есть, это не просто историческая преемственность, а способность нести истину Евангелия силой Духа.
Слайд 9Церковь как социокультурное явление
Так как Церковь – сообщество людей, то у нее
есть исторически обусловленная форма. Внешность, то как Церковь выглядит в зависимости от времени и культуры. Но это внешнее выражение не отражает реальной сущности Церкви в полной мере.
Даже в ранней Церкви в Деяниях внешняя форма позаимствована из окружения: иудейского и языческого (другого люди не знают).
Поэтому когда мы хотим возродить истинную Церковь, нам не надо стремиться к форме первого века. Нам надо возрождать духовную силу ранней Церкви Нового Завета.
Слайд 10Те функции, которые выполняет Церковь, важнее ее формы (внешнего вида). Именно функции
определяют организационные качества Церкви. Форма важна лишь до тех пор, пока она служит функции.
Нам подойдет любая форма организации до тех пор, пока Церковь способна выполнять свою миссию, пока эта организация соответствует задачам Церкви, которые определяются волей Божьей.
Сущность евангельской вести всегда неизменна, но методика ее распространения должна соответствовать времени и ситуации.