Слайд 2 ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ
Кто и когда первым на Руси завел хоровод — за
давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца. И «хождение за солнцем» прочно утвердилось в славянской культуре на многие века.
Слайд 4ПРОДОЛЖЕНИЕ
А также карагод, танок, круг, улица. Множество названий любимого народом танца. По
Далю — собрания сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями. По сложившейся традиции молодые девушки, выйдя на улицу, начинали «играть песни» или заводили «прибаутки», встретившись на ярмарочной площади. В центре событий, как правило, оказывалась хороводница. Женщина, самая заводная в округе. Балетмейстер и хоровик по призванию — песни заводила и придумывала новые танцевальные картины.
Слайд 5ПРОДОЛЖЕНИЕ
Хоровод для крестьянской девушки, что для барышни из высшего света — один
из способов приглядеть мужа. Где-то хороводный возраст — с 12 лет, а где-то и позже. Главное — количество дочек в хозяйстве. Так что семья отправляла, как на бал, сначала девиц постарше. Младших до поры держали в тени. В хороводе парни приглядывали себе невест: хороша ли, плывет ли павой, поет ли голосисто.
Слайд 6ХОРОВОД С ЮГА НА СЕВЕР
За руку, за мизинец или платок, пояс, венок.
Связующее звено в хороводе может быть разным. А традиции в каждом крае — свои. На Севере в чести сдержанность. Плывут по кругу девушки чинно и спокойно. И песни заводят все больше протяжные и напевные.
Слайд 7ПРОДОЛЖЕНИЕ
К примеру, в Коми на Красную горку использовалось семнадцать фольклорных песенных сюжетов,
сложившихся за столетия. Каждая из фигур должна исполняться под определенную песню и в своем ритме: от неспешного поначалу до стремительного. Действо наполнено образами: мужчины и женщины разделяются сторона на сторону, девушки роняют платки, которые поднимают парни. Хороводная игра — символ сватовства.
Слайд 8ПРОДОЛЖЕНИЕ
В центральных губерниях народ был побойчее. Хороводы заводили весело и беззаботно, с
притопами, да прихлопами, с задорными песнями. Чем южнее, тем горячее. И на гуляньях, и в хороводе, который вот-вот грозил обернуться плясовой. Теплыми вечерами и на улицах многолюднее, и в хоровод участников больше собиралось.
Слайд 10ПРОДОЛЖЕНИЕ
Танцы — занятие праздное. А посему и хороводы водили в установленные сроки
— и по поводу.
Весной заводили игру «Ручеек» — символ таяния снега. В язычестве первыми весенними хороводами задабривали богов плодородия. В день Лады цепочкой, взявшись за руки, поднимались на холмы, посвящая хоровод Матушке-земле, закликая весну. В июле славили Купалу и просили созревания плодов — вокруг огня да с венками. В честь Берегини хоровод водили вокруг березки — символа чистоты и покровительницы семьи и домашнего очага.
Слайд 11ПРОДОЛЖЕНИЕ
С принятием христианства хороводы заводили вне поста и полевых работ. Начинали со
Святой недели сразу за Пасхой и до Красной горки, посевной — с перерывом на страду. Летом — по праздникам, как на Троицу. Вновь о танцах можно было подумать и во второй половине августа — осенние от Успения до Покрова, где уже начинаются заседки, работа при огне и посиделки.
Слайд 13ПРОДОЛЖЕНИЕ
Игровые и орнаментальные. На Руси водили два вида хоровода. Орнаменты — ни
сюжета, ни ролей. Знай ходи кругом, заплетай рядами из хороводной цепи фигуры. Хореографические хитросплетения связывали с образами русской природы. «Во поле березка стояла» с веточками едва распустившегося весной белоствольного дерева.
Виделись в хороводах узоры кружевниц и резчиков по дереву. Народное творчество, в свою очередь, напоминало змейку хоровода на кружевах или резной доске. Увлечь новыми фигурами, сложными и витиеватыми, — целое искусство и задача хитроумной хороводницы.
Слайд 14ПРОДОЛЖЕНИЕ
Театрализованное действо с главными героями и сюжетом вкупе с хождением кругом. Особенность
хороводов игровых. Сюжетная песня, действующие лица, что выражают свой характер мимикой и танцевальными фигурами. Изображали не только людей, но и зверей и птиц. Водили хороводы и на актуальные темы: выбор жениха или невесты, дела семейные и даже с социальным подтекстом — высмеивая помещиков.
Слайд 16ПРОДОЛЖЕНИЕ
Хоровод водили сомкнутый, двигаясь по кругу, и линия на линию или змейкой.
На основе традиционного танца каждая губерния и даже село создавали свои танцевальные картины. Круг в круге, два круга рядом или переливаясь друг в друга «восьмеркой».
Каждый рисунок хоровода получал свое название: «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель», столбы», «вожжа», «плетень», «сторона на сторону», «плясовая» и непосредственно «круг».
Слайд 17ПРОДОЛЖЕНИЕ
Главное — не забывать, что хоровод — творчество в чистом виде со
своими знаками и символами: венок — брак, платок — подушка, шелковая плеть — символ покорности и силы. Движутся танцующие в хороводе «по солнцу» или «против солнца» — по старой памяти.
Слайд 19 ИНТЕРЕСНЫЕФАКТЫ О ХОРОВОДЕ
Хоровод ошибочно считают танцем. Это языческий ритуал, направленный на
задабривание языческого бога солнца Ярилы. И исполнять его полагается медленно, плавно, напевая печальные песни. Неизменным атрибутом веселья на Руси хоровод стал намного позже.
Слайд 20ПРОДОЛЖЕНИЕ
Изначально водить хоровод разрешалось только девочкам. Они должны быть не старше 12
лет (в 12 лет девушка на Руси уже считалась невестой).
Слайд 22ПРОДОЛЖЕНИЕ
В центре хоровода обычно стояло не дерево (ель или берёза, как
сейчас), а человек — жертва.
Песни, исполняемые при ведении хоровода, как правило, были о родной земле или о повседневном крестьянском труде. Девушки, участвовавшие в хороводе, не только двигались по кругу, но и рисовали движениями восьмёрки.
Слайд 23ПРОДОЛЖЕНИЕ
Хороводы вокруг берёз водили неспроста. В русской культуре берёза считается исцеляющим
деревом, дарящим плодородие. Кружась вокруг неё, девушки напитывались силой природы, истинной женской энергией, оздоравливались. Эти "оздоровительные" хороводы были актуальны в течение всего лета.
Слайд 24ПРОДОЛЖЕНИЕ
Первые весенние хороводы начинали водить со Святой недели (следующей за Пасхой)
и заканчивали вечером на Красную горку.
Одна из символических фигур, выписываемых теми, кто водит хоровод, называется "столбы". В ней задействованы только женщины, ещё не имеющие детей. Это неподвижный квадрат, танцовщицы с конца которого по трое выходят чуть в сторону и, обойдя остальных, встают вначале. Танцевальный обряд символизирует продолжение рода, рождение новой жизни.
Слайд 27ПРОДОЛЖЕНИЕ
В древности существовала специфическая игровая разновидность хоровода. Если во время песни сюжет,
действия и содержание раскрывались в словесной форме, то в ходе пляски все это выражалось движениями, яркой мимикой, жестами, созданием оригинальных образов персонажей. Зачастую в игровых плясках участвовали люди, переодетые в костюмы зверей, мифических существ. Участники старались подражать их повадкам.
Слайд 28ПРОДОЛЖЕНИЕ
Сюжеты подобных плясок отражали быт, культуру, традиции, труд, религиозные взгляды древних народов.
Нередко хоровод раскрывал процесс выбора невесты либо жениха, говорил о взаимоотношениях между полами, содержал намеки на сказочные темы.
Игровые пляски требовали участия талантливых артистов, которые выбирались из народа. От них ожидали умения перевоплощаться в самые различные образы.
Слайд 29ПРОДОЛЖЕНИЕ
Иногда во время танца использовались не только костюмы, но и дополнительные предметы,
которые позволяли в полной мере раскрыть характер обыгрываемых персонажей.
Слайд 31ПРОДОЛЖЕНИЕ
«Тихие» круговые пляски, которые не сопровождались песнями и аккомпанементом музыкальных инструментов, называли
орнаментальными. Основной акцент здесь осуществлялся на создание наиболее оригинальных, запутанных фигур. Рисунки нередко передавали содержание тех же песен, социальных и культурных явлений, верований и былин.
Слайд 32ПРОДОЛЖЕНИЕ
Исполнение орнаментальных хороводов отличается строгой последовательностью действий, ограниченным количеством фигур. Чаще всего
подобные танцы включали несколько элементов, что органично переплетались и перестраивались между собой.
Слайд 34ПРОДОЛЖЕНИЕ
Детские хороводные танцы зачастую происходят в игровой форме. Такой характер пляски дает
возможность эмоционально зажатым, скованным малышам раскрыть себя для окружающего мира. Групповой танец расслабляет ребенка, заставляет его испытывать доверие к партнерам.
Слайд 35ПРОДОЛЖЕНИЕП
В некоторой степени детский хоровод связан не только с хореографией, песней и
музыкой, но также с точными науками. Во время танца участники перестраиваются в круги, колонны, спирали, линии. Подобные пляски знакомят малышей со всевозможными геометрическими рисунками.
Слайд 37ПРОДОЛЖЕНИЕ
Существует несколько базовых рисунков хоровода, на которых может строиться танец:
Круг – число
участников в таком построении не ограничивается. Минимальным количеством выступает три человека. Находясь лицом друг к другу танцоры берутся за руки, формируя замкнутый круг. Движение участников происходит согласно часовой стрелке. Идут танцоры простыми, приставными либо переменными шагами.
Слайд 38ПРОДОЛЖЕНИЕ
Два смежных круга – кольца хоровода располагаются на незначительном расстоянии друг от
друга. Каждая формация может двигаться, как по направлению часовой стрелки, так и в обратную сторону. Движения осуществляются шагами, аналогично предыдущему варианту.
Круг в круге – образовывается большое кольцо, а внутри другое, но поменьше. Движение участников может происходить в одном либо различных направлениях.