Содержание
- 2. I этап -- психология как наука о душе Люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала,
- 3. Каждый из названных философов внес достойный вклад в развитие научных знаний, в том числе психологических, например,
- 4. Согласно Аристотелю, душа есть причина и начало живого тела. Аристотель – ближайший ученик Платона. Мир и
- 5. Учение о душе развивалось в постоянной борьбе материалистического и идеалистического способов объяснений. Однако, с одной стороны,
- 6. II этап - психология как наука о сознании Точка отсчета – открытие в 1879г.в Лейпциге первой
- 7. В XVII веке благодаря теориям Рено Декарта зарождается психология, в основе которой лежит представление о сознании.
- 8. Идеи Р. Декарта получили дальнейшее развитие, в т.ч. в трудах английского философа Джона Локка, которые способствовали
- 9. III этап -- психология как наука о поведении В начале ХХ века бихевиористы заявили, что если
- 10. Однако теория Д. Уотсона, полностью отрицавшая личностные характеристики, оказалась слишком радикальной для того периода и подверглась
- 11. Э. Толмен в отличие от Д. Уотсона уже не игнорировал индивидуальные личностные проявления, но и свел
- 12. Бихевиоризм расширил класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев, решались проблемы научения, образования навыков
- 13. Психология – наука о бессознательном Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально
- 14. Фрейд выдвинул в качестве центрального для всех его концепций положение о том, что наряду с сознанием
- 15. IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики Гуманистическая психология -
- 16. Такими принципами являются: Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря
- 17. Трансперсональная психология Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная дисциплина, трапсперсональные тенденции
- 18. Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание – ЭГО – "Я"; 2)
- 20. Скачать презентацию
Слайд 2I этап -- психология как наука о душе
Люди начали задумываться над существованием
I этап -- психология как наука о душе
Люди начали задумываться над существованием
Слайд 3Каждый из названных философов внес достойный вклад в развитие научных знаний, в
Каждый из названных философов внес достойный вклад в развитие научных знаний, в
Слайд 4Согласно Аристотелю, душа есть причина и начало живого тела. Аристотель – ближайший
Согласно Аристотелю, душа есть причина и начало живого тела. Аристотель – ближайший
Слайд 5Учение о душе развивалось в постоянной борьбе материалистического и идеалистического способов объяснений.
Учение о душе развивалось в постоянной борьбе материалистического и идеалистического способов объяснений.
Расчленения в некогда едином понятии о душе совершались под влиянием прогресса в опытном исследовании строения и функций организма, а также под влиянием социальных потребностей. Выяснилось, что не тело в целом, а определенные органы тела (нервы, мозг) нераздельно связаны с психикой. Душа как организующее начало любого проявления жизни и душа как организующее начало ощущений и движений, неотделимых от нервов, оказывались двумя разными душами.
Слайд 6II этап - психология как наука о сознании
Точка отсчета – открытие в
II этап - психология как наука о сознании
Точка отсчета – открытие в
Постепенно историческое развитие приводит к стремлению получать новые знания из опыта. Английский философ 13 века Роджер Бэкон (ок. 1214-1294) считал, что без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере. Правда, речь еще не шла об опытном познании души. Основы эмпирического познания души заложил Фрэнсис Бэкон (1561-1626).
Именно Ф. Бэкон своими работами завершает этап психологии как науки о душе и начинает новый, когда психология представляется как наука о сознании. Он призывает отказаться от пустых изучений сущности души и перейти к рассмотрению таких явлений, которые в наше время называются психическими.
Слайд 7В XVII веке благодаря теориям Рено Декарта зарождается психология, в основе которой
В XVII веке благодаря теориям Рено Декарта зарождается психология, в основе которой
Новым содержанием наполнилось у Р. Декарта понятие души или психическое. За психическое принималось только то, что непосредственно осознает сам субъект. Декарт отделил психические функции от непсихических (физиологических) на основании того, что психические функции осознаются, а физиологические (телесные) – нет.
Эта концепция придала особую остроту психофизической проблеме, т.е. проблеме соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Для объяснения телесных функций Декарт ввел понятие «рефлекс». Суть рефлекса по Декарту в том, что внешние воздействия благодаря «животным духам» переносятся по нервам и создают напряжение определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. Тело Декарт считает машиной, работа которой подчиняется материальным законам и не нуждается в привлечении души.
Декарт попытался таким образом объяснить возникновение ощущений, ассоциаций, страстей, однако, распространить свою рефлекторную схему на всю психическую деятельность он не сумел. Сознание в то время определялось, как способность человека думать, чувствовать, к чему-то стремиться, что-то желать. Основная же задача психологии – подвергать анализу состояния и содержания сознания.
Слайд 8Идеи Р. Декарта получили дальнейшее развитие, в т.ч. в трудах английского философа
Идеи Р. Декарта получили дальнейшее развитие, в т.ч. в трудах английского философа
Под опытом Дж. Локк понимает все то, чем наполняется душа человека в течение его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его структура складываются из элементарных составляющих, обозначенных философом общим термином «идеи». Идеями Локк называл ощущения и образы, восприятия и состояния памяти, общие понятия и аффективно-волевые состояния.
По Локку, человек появляется на свет с душою, подобной чистому листу бумаги, на которой только при жизни внешний мир наносит своими воздействиями узоры. Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи выступают в качестве исходного материала для особой внутренней деятельности души. Это особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой способность души обращать свой взор на собственное состояние.
Слайд 9III этап -- психология как наука о поведении
В начале ХХ века бихевиористы
III этап -- психология как наука о поведении
В начале ХХ века бихевиористы
Отвергнув сознание как реальный регулятор человеческой деятельности, бихевиористы свели все психические явления к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменением внутри организма и т.д.
За единицу поведения принимается связь стимула и реакции (S – R). Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы, как психические, так и физиологические, по мнение бихевиористов, не поддаются научному анализу.
Слайд 10Однако теория Д. Уотсона, полностью отрицавшая личностные характеристики, оказалась слишком радикальной для
Однако теория Д. Уотсона, полностью отрицавшая личностные характеристики, оказалась слишком радикальной для
Оформление бихевиоризма как научного направления связано также с работами Э. Толмена, Э. Торндайка, благодаря которым психология была поставлена на естественно-научный путь развития. Укрепить позиции бихевиоризма удалось Эдварду Чейсу Толмену (1886-1959), американскому психологу. Он усилил формулу еще одной составляющей (промежуточной переменной) и придал ей следующий вид: S – I – R, где I – индивид как носитель когнитивной карты. Когнитивная карта – это образ знакомого пространственного окружения, она создается и видоизменяется в результате активного взаимодействия субъекта со средой.
Слайд 11Э. Толмен в отличие от Д. Уотсона уже не игнорировал индивидуальные личностные
Э. Толмен в отличие от Д. Уотсона уже не игнорировал индивидуальные личностные
Американский психолог Эдуард Брэдфорд Титченер (1867-1927) положили начало структуралистскому подходу к сознанию-направлению, считавшему предметом психологии элементы сознания и - структурные отношения между ними. В структуре сознания различались три категории элементов: ощущение – простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью, длительностью, образ и чувство (в его элементарной форме). Предметный характер восприятия отрицался и относился за счет «ошибки стимула». Под «ошибкой стимула» понимался ответ об интроспективных переживаниях, выраженный в терминах внешних ощущений, когда испытуемый подменял свои переживания, ощущения знанием о вызвавших их внешних раздражителях. Э. Титченер ввел метод аналитической интроспекции. Он изучал структуру сознания, отвлекаясь от функциональной роли интроспекции в поведении. Он считал, что хотя интроспекции доступно лишь собственное сознание, полученные результаты могут быть перенесены на других людей, животных, психически больных, исследователю необходимо лишь поставить себя на их место.
Слайд 12Бихевиоризм расширил класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев, решались
Бихевиоризм расширил класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, младенцев, решались
Слайд 13Психология – наука о бессознательном
Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным
Психология – наука о бессознательном
Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным
Слайд 14Фрейд выдвинул в качестве центрального для всех его концепций положение о том,
Фрейд выдвинул в качестве центрального для всех его концепций положение о том,
Слайд 15IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы
IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы
Гуманистическая психология - особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.
Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.
Слайд 16Такими принципами являются:
Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к
Такими принципами являются:
Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к
Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.
Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.
Слайд 17Трансперсональная психология
Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная
Трансперсональная психология
Хотя до конца 60-х годов трансперсональная психология не оформилась как отдельная
Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов. Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название "комплексов". Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал "архетипами". Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим "Я", соразмерным всему человечеству и всему космосу. Таким образом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии.
Слайд 18Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание –
Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов: 1) сознание –
Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в личности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует "персону" ("маску"), сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, – это "тень" ("тень" носит врожденный характер: если "сорвать "маску", то увидим "тень", которая проявляется в комплексах, симптомах"). Психологическая коррекция эффективна, лишь если происходит коррекция "тени" и "персоны“.