История русской философии. Западники

Содержание

Слайд 2

Западники

В. Г. Белинский (1811‑1848)
А. И. Герцен (1812‑1870)
Т. Н. Грановский (1813-1855)
Н. В. Станкевич (1813-1840)
М. А. Бакунин (1814-1876)
К. Д.

Западники В. Г. Белинский (1811‑1848) А. И. Герцен (1812‑1870) Т. Н. Грановский
Кавелин (1818-1885)

Слайд 3

Западники

В. Г. Белинский
Гуманистический персонализм
Критика религии и социальной роли церкви
Критика славянофильства
А. И. Герцен
Критика

Западники В. Г. Белинский Гуманистический персонализм Критика религии и социальной роли церкви
славянофильства
Разочарование в Западе
Крестьянский социализм и историческая миссия России
М. А. Бакунин
Мистика революции
Антитеологизм
Анархизм
К. Д. Кавелин
Личностное начало как предпосылка культурного прогресса
Неразвитость личностного начала в России

Слайд 4

В. Г. Белинский (1811‑1848)

Взгляд на русскую литературу 1846 года (1847)
Ответ «Москвитянину» (1847)
Письмо к Гоголю

В. Г. Белинский (1811‑1848) Взгляд на русскую литературу 1846 года (1847) Ответ
(1847)

Основные сочинения

Слайд 5

В. Г. Белинский Гуманистический персонализм

… Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира. <…> Если бы мне

В. Г. Белинский Гуманистический персонализм … Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб
и удалось взлезть на верхнюю ступень лестницы развития – я и там бы попросил вас отдать мне отчёт во всех жертвах условий жизни и истории, <…> иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головой. Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен на счёт каждого из моих братьев по крови. Говорят, что дисгармония есть условие гармонии. Может быть, это очень выгодно и усладительно для меломанов, но уж, конечно, не для тех, кому суждено выразить своей участью идею дисгармонии…

В. Г. Белинский. Из письма к В. П. Боткину.

Слайд 6

В. Г. Белинский Критика религии и церкви

Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме,

В. Г. Белинский Критика религии и церкви Россия видит своё спасение не
не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения и гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собой ужасное зрелище страны, <…> где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей.

В. Г. Белинский. Из письма к Н. В. Гоголю.

Слайд 7

В. Г. Белинский Критика славянофильства

Существование и важность этой литературной котерии чисто отрицательные… Положительная сторона их доктрин заключается

В. Г. Белинский Критика славянофильства Существование и важность этой литературной котерии чисто
в каких-то туманных, мистических предчувствиях победы Востока над Западом, которых несостоятельность обнаруживается фактами действительности, всеми вместе и каждым порознь. Но отрицательная сторона их учения гораздо более заслуживает внимания, не в том, что она говорит против гниющего будто бы Запада (Запада славянофилы решительно не понимают, потому что мерят его на восточный аршин), но в том, что они говорят против русского европеизма; а об этом они говорят много дельного.

В. Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1846 года.

Слайд 8

А. И. Герцен (1812‑1870)

Письма об изучении природы (1845‑1846)
С того берега (1850)
О развитии революционных идей

А. И. Герцен (1812‑1870) Письма об изучении природы (1845‑1846) С того берега
в России (1851)
Русский народ и социализм (1851)
Былое и думы (1852‑1866)

Основные сочинения

Слайд 9

А. И. Герцен (1812‑1870)

Критика славянофильства
Необратимость истории
Реакционность славянофильского идеала
Вред национального обособления
Разочарование в

А. И. Герцен (1812‑1870) Критика славянофильства Необратимость истории Реакционность славянофильского идеала Вред
Западе
Западничество как утопия
Мещанский характер западного общества
Неспособность Запада осуществить собственный социальный идеал
Крестьянский социализм и историческая миссия России

Слайд 10

Критика славянофильства Необратимость истории

А. И. Герцен. «Былое и думы».

История не возвращается, жизнь богата тканями, ей никогда

Критика славянофильства Необратимость истории А. И. Герцен. «Былое и думы». История не
не бывают нужны старые платья. Все восстановления, все реставрации были всегда маскарадами.

Слайд 11

Критика славянофильства Необратимость истории

А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».

Поклонники исторического принципа, они [славянофилы] постоянно забывали,

Критика славянофильства Необратимость истории А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в
что всё, происшедшее после Петра I, – тоже история и что никакая живая сила, не говоря уже о выходцах с того света, не могла ни вычеркнуть совершившиеся факты, ни устранить их последствия.

Слайд 12

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала

Нам, сверх того, не к чему возвращаться. Государственная жизнь допетровской России была уродлива,

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала Нам, сверх того, не к чему возвращаться.
бедна, дика – а к ней-то и хотели славяне возвратиться, хотя они и не признаются в этом…

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Слайд 13

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала

Новгородский вечевой колокол был только перелит в пушку Петром, а снят

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала Новгородский вечевой колокол был только перелит в
с колокольни Иоанном Васильевичем; крепостное состояние только закреплено ревизией при Петре, а введено Годуновым; <…> и кнут, батоги, плети являются гораздо прежде шпицрутенов и фухтелей.

Допетровская Россия была ничем не лучше петровской.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Слайд 14

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала

Если форма и дух Запада не подходили России, то что же

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала Если форма и дух Запада не подходили
было общего между нею и устройством Восточной Римской империи? <…> Что иное представляет собой эта Византия, как не Рим, – Рим времён упадка, Рим без славных воспоминаний, без угрызений совести?

Допетровская Россия была ничем не лучше петровской.
В византийском наследии нет ничего ценного.

А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».

Слайд 15

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала

В чём видно благотворное влияние восточной церкви? <…> Восточная церковь проникла в

Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала В чём видно благотворное влияние восточной церкви?
Россию в цветущую светлую киевскую эпоху, при великом князе Владимире. Она привела Россию к печальным и гнусным временам, описанным Ко[то]шихиным, она утвердила и благословила все меры, принятые против свободы народа.

Допетровская Россия была ничем не лучше петровской.
В византийском наследии нет ничего ценного.
Влияние восточной церкви было чисто негативным.

А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».

Слайд 16

Критика славянофильства Вред национального обособления

Непосредственных основ быта недостаточно. <…> Одна мощная мысль Запада, к которой

Критика славянофильства Вред национального обособления Непосредственных основ быта недостаточно. Одна мощная мысль
примыкает вся длинная история его, в состоянии оплодотворить зародыши, дремлющие в патриархальном быту славянском.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Слайд 17

Критика славянофильства Вред национального обособления

Восприимчивый характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности и большая способность усвоения и пластицизма делают

Критика славянофильства Вред национального обособления Восприимчивый характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности
их по преимуществу народом, нуждающимся в других народах, они не вполне довлеют себе.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Слайд 18

Разочарование в Западе Западничество как утопия

Я знаю, что моё воззрение на Европу встретит у нас

Разочарование в Западе Западничество как утопия Я знаю, что моё воззрение на
дурной приём. Мы, для утешения себя, хотим другой Европы и верим в неё так, как христиане верят в рай.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Слайд 19

Разочарование в Западе Западничество как утопия

Поживши год, другой в Европе, мы с удивлением видим,

Разочарование в Западе Западничество как утопия Поживши год, другой в Европе, мы
что вообще западные люди не соответствуют нашему понятию о них, что они гораздо ниже его.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Слайд 20

Разочарование в Западе Мещанский характер западного общества

В идеал, составленный нами, входят элементы верные, но или

Разочарование в Западе Мещанский характер западного общества В идеал, составленный нами, входят
не существующие более, или совершенно изменившиеся. Рыцарская доблесть, изящество аристократических нравов, строгая чинность протестантов, гордая независимость англичан, роскошная жизнь итальянских художников, искрящийся ум энциклопедистов и мрачная энергия террористов – всё это переплавилось и переродилось в целую совокупность других господствующих нравов, мещанских.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Слайд 21

Разочарование в Западе Мещанский характер западного общества

Современное поколение имеет одного Бога – капитал и не

Разочарование в Западе Мещанский характер западного общества Современное поколение имеет одного Бога
имеет богов кроме его. <…> Пора прийти к покойному и смиренному сознанию, что мещанство окончательная форма западной цивилизации, её совершеннолетие – état adulte; им замыкается длинный ряд её сновидений, оканчивается эпопея роста, роман юности – всё, вносившее столько поэзии и бед в жизнь народов.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Слайд 22

Разочарование в Западе Социальное бессилие Запада

Было время, когда полусвободный Запад гордо смотрел на Россию, раздавленную императорским

Разочарование в Западе Социальное бессилие Запада Было время, когда полусвободный Запад гордо
троном, и образованная Россия, вздыхая, смотрела на счастие старших братий. Это время прошло. Равенство рабства водворилось.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Слайд 23

Разочарование в Западе Социальное бессилие Запада

Европа показала удивительную неспособность к социальному перевороту. Мы думаем, что Россия не

Разочарование в Западе Социальное бессилие Запада Европа показала удивительную неспособность к социальному
так неспособна к нему, и на этом сходимся со славянами. На этом основана наша вера в её будущность.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Слайд 24

Крестьянский социализм и историческая миссия России

С тех пор, как туман, покрывавший февральскую революцию,

Крестьянский социализм и историческая миссия России С тех пор, как туман, покрывавший
рассеялся, резкая простота заменила путаницу, – осталось только два интересных вопроса: вопрос социальный и вопрос русский. В сущности эти два вопрос составляют один и тот же.
Разумное и свободное развитие русского народного быта совпадает с стремлениями западного социализма.

А. И. Герцен. «Былое и думы».

Слайд 25

Т. Н. Грановский (1813-1855)

Лекции по истории средневековья (1849/50)
О современном состоянии и значении всеобщей

Т. Н. Грановский (1813-1855) Лекции по истории средневековья (1849/50) О современном состоянии
истории (1852)

Основные сочинения

Слайд 26

Н. В. Станкевич (1813-1840)

Переписка (опубл. 1858)

Основные сочинения

Н. В. Станкевич (1813-1840) Переписка (опубл. 1858) Основные сочинения

Слайд 27

М. А. Бакунин (1814-1876)

Реакция в Германии (1842)
Федерализм, социализм и антитеологизм (1867)
Философские рассуждения о

М. А. Бакунин (1814-1876) Реакция в Германии (1842) Федерализм, социализм и антитеологизм
божественном призраке, о действительном мире и о человеке (1870-1871)
Государственность и анархия (1873)

Основные сочинения

Слайд 28

М. А. Бакунин Мистика революции

Энергия всеобъемлющей сущности [противоречия] как раз состоит в неустанном самосожжении положительного на чистом огне

М. А. Бакунин Мистика революции Энергия всеобъемлющей сущности [противоречия] как раз состоит
отрицательного.

М. А. Бакунин. «Реакция в Германии».

Слайд 29

М. А. Бакунин Антитеологизм

Существование Бога обязательно предполагает отречение от человеческого разума и человеческой справедливости; оно является отрицанием человеческой свободы

М. А. Бакунин Антитеологизм Существование Бога обязательно предполагает отречение от человеческого разума
и неизбежно приводит не только к теоретическому, но и к практическому рабству. <…>
Если Бог существует, значит, человек – раб. Человек разумен, справедлив, свободен, – значит, Бога нет.

М. А. Бакунин. «Федерализм, социализм и антитеологизм».

Слайд 30

М. А. Бакунин Анархизм

Деспотизм заключается не столько в форме государства или власти, сколько в самом принципе государства и политической

М. А. Бакунин Анархизм Деспотизм заключается не столько в форме государства или
власти…

М. А. Бакунин. «Кнуто-германская империя и социальная революция».

Слайд 31

К. Д. Кавелин (1818-1885)

Взгляд на юридический быт древней России (1847)
Задачи психологии (1872)
Задачи этики

К. Д. Кавелин (1818-1885) Взгляд на юридический быт древней России (1847) Задачи
(1884)

Основные сочинения

Слайд 32

К. Д. Кавелин Личностное начало как предпосылка прогресса

... Когда мы говорим, что

К. Д. Кавелин Личностное начало как предпосылка прогресса ... Когда мы говорим,
народ действует, мыслит, чувствует, мы выражаемся отвлечённо: собственно действуют, чувствуют, мыслят единицы, лица, его составляющие. Таким образом, личность, сознающая сама по себе своё бесконечное, безусловное достоинство, – есть необходимое условие всякого духовного развития народа.

К. Д. Кавелин. «Взгляд на юридический быт древней России».

Слайд 33

К. Д. Кавелин Неразвитость личностного начала в России

Само по себе оно [общинное

К. Д. Кавелин Неразвитость личностного начала в России Само по себе оно
начало] не имело зачатков жизни и развития. Оно клонилось всё более и более к упадку, потому что не было основано на личном начале, первом необходимом условии всякой гражданственности.

К. Д. Кавелин. «Взгляд на юридический быт древней России».

Слайд 34

Западники и славянофилы

Самобытность (национализм)

Универсализм (космополитизм)

Социокультурная ориентация

Вера и религия

Разум и наука

Духовная ориентация

Органическое развитие

Общественный

Западники и славянофилы Самобытность (национализм) Универсализм (космополитизм) Социокультурная ориентация Вера и религия
договор

Политическая онтология

Культура как продукт стихийного развития

Культура как сознательное творчество

Социальная онтология

Славянофилы

Западники

Имя файла: История-русской-философии.-Западники.pptx
Количество просмотров: 182
Количество скачиваний: 0