История социальнокультурной деятельности

Содержание

Слайд 2

До революции бытовал термин «внешкольное образование». Объектом его был неграмотный взрослый, цель

До революции бытовал термин «внешкольное образование». Объектом его был неграмотный взрослый, цель
состояла в обучении его грамотности. Выдающиеся теоретики внешкольного образования В. П. Вахтеров, А. А. Петров, С. Г. Шацкий внесли большой вклад в повышение грамотности дореволюционной России.

Слайд 3

На Первом всероссийском съезде по внешкольно­му образованию (май 1919 года) был поставлен

На Первом всероссийском съезде по внешкольно­му образованию (май 1919 года) был поставлен
вопрос о связи внешкольной работы с работой политической. Н. К. Крупская обосновывала внешкольное образование как политическое и научное (читай - марксистское) просвещение. Клуб она вос­принимала как лабораторию, в которой вырабатывается ком­мунистическое общественное мнение.

Слайд 4

Старое название вступало в явное противоречие с новым содержанием. В 1920 году

Старое название вступало в явное противоречие с новым содержанием. В 1920 году
новый статус внешкольного образо­вания нашел отражение в новом названии - политико-просвети­тельная работа. Как писала Н. К. Крупская, в недрах Наркомпроса создавался сильный аппарат коммунистического просве­щения взрослых - Политпросвет, стоявший в гораздо большей мере, чем все другие государственные органы, под непосред­ственным руководством партии и под ее контролем. Политпро­свет - служебный орган партии. За партией, по мнению Н. К. Крупской, оставалось руководство и контроль, за Полит­просветом - выполнение.

Слайд 5

С 1945 года все виды политико-просветительной работы ста­ли называться культурно-просветительной работой и

С 1945 года все виды политико-просветительной работы ста­ли называться культурно-просветительной работой и
организа­ционно в основном перешли в ведение Министерства культуры, Министерства просвещения и ВЦСПС (Всесоюзного Централь­ного Совета Профессиональных Союзов). Параллельно с терми­ном «культурно-просветительная работа» широко употреблялись термины «культурно-массовая работа», «культурно-воспитатель­ная работа», «культурно-досуговая деятельность».

Слайд 6

Изменение названия не повлекло за собой каких-либо суще­ственных коррективов в содержании.
В

Изменение названия не повлекло за собой каких-либо суще­ственных коррективов в содержании. В
рамках термина «культурно-просветительная работа» шла острая борьба за смягчение идеологических догматов пу­тем трактовки культурно-просветительной работы как ини­циативного самодеятельного движения масс.

Слайд 7

Период «оттепели» дал выход мощному самодея­тельному культурно-просветительному движению. Возникали известные по всей

Период «оттепели» дал выход мощному самодея­тельному культурно-просветительному движению. Возникали известные по всей
стране клубы «Сигма», «Под интегралом», Куйбышевский городской клуб молодежи «Амирани», «Тер­психора», клубы авторской песни, любителей фантастики. Перестройке 90-х годов предшествовали маг­нитофонная революция 60-х, «самиздат» и «тамиздат», фести­вали авторской песни.

Слайд 8

в 90-е годы ученые, определяющие стратегию и тактику культурно-просветительной работы, на организо­ванном

в 90-е годы ученые, определяющие стратегию и тактику культурно-просветительной работы, на организо­ванном
Министерством культуры совещании ректоров вузов культуры было принято решение о замене специ­альности «Культурно-просветительная работа» «Прикладной культурологией»

Слайд 9

возникает потребность в термине, не отменяю­щем «культурно-просветительную работу» (тем более по по­литическим

возникает потребность в термине, не отменяю­щем «культурно-просветительную работу» (тем более по по­литическим
или идеологическим соображениям), а развивающем и обогащающем его. С. Т. Шац­кий был куда как ближе к истине, обозначая клуб как форму организации социальной жизни. Еще точнее - говорить о клубе как о форме организации социально-культурной жизни.

Слайд 10

необходим был термин, в котором нашли бы отражение отношения не между субъектом

необходим был термин, в котором нашли бы отражение отношения не между субъектом
и объектом куль­турного влияния, а между равными по значению субъектами.
представляет определенный интерес зарубеж­ный опыт. В начале 60-х годов во Франции появился термин «социокультурный аниматор», обозначавший организатора социально-культурной деятельности. В соответствии с приня­той во Франции терминологией социокультурные аниматоры -лица, владеющие совокупностью методов деятельности, позво­ляющей им активно вовлекать членов коллектива в культур­ную и социальную жизнь группы.

Слайд 11

Социально-культурная деятельность - родовое понятие. Куль­турно-просветительная работа, культурно-массовая работа, культурно-досуговая деятельность -

Социально-культурная деятельность - родовое понятие. Куль­турно-просветительная работа, культурно-массовая работа, культурно-досуговая деятельность -
видовые понятия. Перво­начальная попытка заменить культурно-просветительную ра­боту прикладной культурологией оказалась несостоятельной. Культурология не является родовой дисциплиной для того класса явлений, о которых здесь идет речь.

Слайд 12

В узком смысле, в контексте «социально-культурного» оп­ределение «культурный» означает сосредоточение на нормах,

В узком смысле, в контексте «социально-культурного» оп­ределение «культурный» означает сосредоточение на нормах,
ценностях в сфере свободного времени. Речь идет, к примеру, не о поведении вообще, а о поведении человека в сфере свобод­ного времени.

Слайд 13

Парные категории «социальное» и «культурное» дополняют и обогащают друг друга, создавая качественно

Парные категории «социальное» и «культурное» дополняют и обогащают друг друга, создавая качественно
новый феномен единства общего и индивидуального. В самом деле, определение деятельности как «социальной» указывает на принадлежность человека к социуму, на формирование его как «совокупности социальных отношений» (К. Маркс), на подготовку исполнения в социуме определенной социальной роли.

Слайд 14

Определение деятельности как «культурной» указывает на формирование индивидуальной неповторимости каждого члена общества.

Определение деятельности как «культурной» указывает на формирование индивидуальной неповторимости каждого члена общества.
Смысл индивидуального существования состоит в обретении самобытности.
Соотношение социального и культурного может быть про­слежено еще по одному параметру: социальное - форма взаи­модействия, культурное - его результат-Главный «продукт» социально-культурной деятельности -культурные люди: социальные слои, группы, в широком смыс­ле слова - социум, освоившие культуру

Слайд 15

При таком понимании культурного человека становится по­нятным, почему культура должна стать приоритетным

При таком понимании культурного человека становится по­нятным, почему культура должна стать приоритетным
направ­лением в деятельности государства. Академик Д. С. Лихачев говорил, что культура - главный смысл и главная ценность су­ществования отдельных народов, этносов, государств. Вне куль­туры их самостоятельное существование лишается смысла.

Слайд 16

Таким образом, под социально-культурной деятельностью следует понимать взаимодействие людей по производству, рас­пространению,

Таким образом, под социально-культурной деятельностью следует понимать взаимодействие людей по производству, рас­пространению,
сохранению значимых культурных ценностей, в ходе которого изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир.

Слайд 17

В разные исторические периоды СКД называлась:
-внешкольное образование (до 1920 г.)
-политико-просветительская

В разные исторические периоды СКД называлась: -внешкольное образование (до 1920 г.) -политико-просветительская
работа (с 1920 по 1970 г.)
-культурно-просветительская работа (с 1970 по 1990 г.)
-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)
-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)

Подитог

Слайд 18

СКД это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения

СКД это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения
и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.

Слайд 19

КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает решению многих социальных проблем своими

КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает решению многих социальных проблем своими
своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)