Иван Иванович Шишкин - выдающийся живописец-пейзажист, воспевший красоту русского леса

Содержание

Слайд 2

Современники называли его «царем леса». Характерны и названия картин Шишкина: «Сосновый бор»,

Современники называли его «царем леса». Характерны и названия картин Шишкина: «Сосновый бор»,
«Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дождь в дубовом лесу», самая известная - «Утро в сосновом лесу».
Полотна его отличаются солнечностью, ясностью, радостью, в них он раскрывает поэтические черты русской природы. Картина «Корабельная роща» - последняя работа художника (1898). Смерть его наступила внезапно, во время работы над новой картиной.

Слайд 3

«Сосновый бор»

Иван Крамской, очень ценивший творчество художника, писал об этой работе так:

«Сосновый бор» Иван Крамской, очень ценивший творчество художника, писал об этой работе

«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями . И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, Шишкин-это «человек школа» .

Слайд 4

«Дождь в дубовом лесу»

В сюжете картины мы видим трех путников. Закрадывается мысль,

«Дождь в дубовом лесу» В сюжете картины мы видим трех путников. Закрадывается
что вдали, на втором плане, в глубину леса уходит сам художник. Шишкин в этой работе выступил как виртуозный исполнитель в станковой живописи.

Истинную ценность этого произведения составляет прекрасно выраженное состояние природы: начавшийся мелкий, моросящий дождь; мокрые, скользкие тропинки; серо-водянистый воздух.

Полотно передает влажность лесного воздуха, запах мхов и травы, пение птиц, тишину и покой.

Слайд 5

«Утро в сосновом лесу».

Лейтмотивом прославленной картины 1889 года является туман в сосновом

«Утро в сосновом лесу». Лейтмотивом прославленной картины 1889 года является туман в
лесу.

Истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы.

Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

Слайд 6

«Корабельная роща» - последняя работа художника (1898).

Эта картина - художественное завещание мастера,

«Корабельная роща» - последняя работа художника (1898). Эта картина - художественное завещание
торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни.

Монументальная картина - последний торжественный образ леса, символизирующий богатырскую силу русской природы.

Слайд 7

На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого

На полотне представлен типично русский лесной пейзаж с поднявшейся могучей стеной густого
хвойного бора. Опушка его буквально купается в лучах благодатного летнего солнца. Его ослепительный свет не только позолотил кроны деревьев, но и, зажигая трепетное сияние бликов, проник в глубь леса. Прогретой до самого дна кажется и вода железистого ручья, вытекающего из-за деревьев. Пронизана светом и каждая песчинка обнажившейся почвы его русла.

Картина сразу покоряет национальными особенностями русского пейзажа – величавой своей красотой, силой и крепостью.

Слайд 8

«Дубовая роща» 1887 г.

Мы словно читаем «историю» дубов, этих «персонажей», подобных

«Дубовая роща» 1887 г. Мы словно читаем «историю» дубов, этих «персонажей», подобных
героям произведений бытового жанра.
Мы рассматриваем их изогнутые ветви и кору, покрытую трещинами. Поляна оживает в разнообразии травяного покрова; она естественно сливается с дальним планом, а впереди выписаны четко различимые травы и цветы.

Слайд 9

«Зима» 1890

В сюжете полотна все сковано морозом и погружено в тень, лишь

«Зима» 1890 В сюжете полотна все сковано морозом и погружено в тень,
в глубине холста лучик солнца освещает небольшую поляну, слегка оттененную в нем розоватым цветом .От этих проблесков снег на земле и ветвях стройных сосен кажется сверкающе голубым. Птичка на ветке огромного дерева делает картину живой.

Слайд 10

«Полдень в окрестностях Москвы»

Пейзаж не характерен для творчества Шишкина.

Небо на картине

«Полдень в окрестностях Москвы» Пейзаж не характерен для творчества Шишкина. Небо на
огромно, необозримо и занимает большую часть композиции. Оно наполнено серебристо-пепельными облаками, сквозь которые пробивается радостный солнечный свет. Именно небо, чистое и великое, является в «Полдне» главным объектом изображения.

Во всей картине видится умиротворенность, устойчивость сельского бытия с извечно повторяющимся кругом времен года и крестьянских работ. По своим изобразительным особенностям картина «Полдень» занимает особое место в творчестве художника, являясь одним из лучших его произведений.

Слайд 11

«Рожь»
Всё рожь кругом, как степь живая, Ни за́мков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона

«Рожь» Всё рожь кругом, как степь живая, Ни за́мков, ни морей, ни
родная, За твой врачующий простор!
Н. А. Некрасов

Ширь безбрежная. От края до края золотятся хлеба. Сосны – великаны как бы застыли на страже, охраняя покой этой доброй хлебородной земли.

  "Рожь" – это песня земле, симфония на тему самого существенного земного блага. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих, природная благодать.

Слайд 12

«Солнечный день. Мерикюль» 1894

Картина выполнена Шишкиным в очень интересной гамме светло-зеленых и

«Солнечный день. Мерикюль» 1894 Картина выполнена Шишкиным в очень интересной гамме светло-зеленых
желтых тонов. Она изображает ветхий домик-землянку на берегу ручья.

Слайд 13

В картинах «Солнечный день. Береза»» 1894г., «Березовая роща» 1896 г., художник добился

В картинах «Солнечный день. Береза»» 1894г., «Березовая роща» 1896 г., художник добился
необычайно-декоративного эффекта, создав образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

Слайд 14

«На севере диком…» 1883

Одиночество... На скале, среди снега и тьмы, одиноко стоит

«На севере диком…» 1883 Одиночество... На скале, среди снега и тьмы, одиноко
могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется, нет такой силы, которая может её свалить, обломить, согнуть.

С достоинством возвышается могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли.

Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг. Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.

Слайд 15

Михаил Юрьевич Лермонтов "Сосна", 1843. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И

Михаил Юрьевич Лермонтов "Сосна", 1843. На севере диком стоит одиноко На голой
дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта.
Имя файла: Иван-Иванович-Шишкин---выдающийся-живописец-пейзажист,-воспевший-красоту-русского-леса.pptx
Количество просмотров: 338
Количество скачиваний: 1