Слайд 3Река Вятка. На том берегу располагалась раньше Дымковская слободка.
Слайд 4Дымковская слободка сегодня.
Слайд 5Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке
и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге. Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, снова перелопачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Слайд 6Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан,
ручки, головку.
Слайд 7Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы <примазки> при всем желании
не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
Слайд 8Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем
3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
Слайд 9Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела,
разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы!
Слайд 10Сегодня игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя, а для росписи применяются
темперные краски и мягкие колонковые кисти. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.