Средства выразительности языка

Содержание

Слайд 2

Тема занятия :
« Средства
выразительности
языка»

Тема занятия : « Средства выразительности языка»

Слайд 3

Тема занятия :
« Средства
выразительности
языка»

Цели занятия:

Тема занятия : « Средства выразительности языка» Цели занятия:

Слайд 4

Тема занятия :
« Средства
выразительности
языка»

Цели занятия:
повторить термины;
совершенствовать умения находить средства

Тема занятия : « Средства выразительности языка» Цели занятия: повторить термины; совершенствовать

выразительности в тексте, различать их виды;
определять их роль в тексте.

Слайд 5

Заповеди занятия:

Все способны писать.
Слушай своего товарища.
Не торопись спрашивать.
Корректируй себя сам.

Заповеди занятия: Все способны писать. Слушай своего товарища. Не торопись спрашивать. Корректируй себя сам.

Слайд 6

А Н Т О Н О М А С И Я

Э

А Н Т О Н О М А С И Я Э
П И Т Е Т

М Е Т О Н И М И Я

С Р А В Н Е Н И Е

П Е Р И Ф Р А З А

О Л И Ц Е Т В О Р Е Н И Е

Г И П Е Р Б О Л А

Л И Т О Т А

Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного

Слово определяющее предмет или явление и подчеркивающее его качества, свойства, особенности

Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений

Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим

Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления
описанием их существенных признаков или указанием на их
характерные черты

Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера,
силы, значения

Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно
неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств,
качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д.

Слайд 7

Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости

Г

Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости
Р А Д А Ц И Я

Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

А Н Т И Т Е З А

Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций

П А Р А Л Л Е Л И З М

Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок

Повторение слова или словосочетания в конце строки

Э П И Ф О Р А

Сочетание противоположных по значению слов

О К С Ю М О Р О Н

И Н В Е Р С И Я

Прием ,который дает читателю возможность догадаться, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании

У М О Л Ч А Н И Е

А
НАФОРА

Анафора - повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф

Слайд 8

Антонимы

Эпифора

Гипербола

Укажите обратное понятие

?

?

?

Синонимы

Литота

Анафора

Антонимы Эпифора Гипербола Укажите обратное понятие ? ? ? Синонимы Литота Анафора

Слайд 9

Следует различать

Следует различать

Слайд 10

Следует различать тропы стилистически фигуры

Следует различать тропы стилистически фигуры

Слайд 11

Следует различать тропы стилистически фигуры

оборот речи, в котором слово употреблено

Следует различать тропы стилистически фигуры оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении
в переносном значении

Слайд 12

Следует различать тропы стилистически фигуры

оборот речи, в котором слово употреблено

Следует различать тропы стилистически фигуры оборот речи, в котором слово употреблено в
в переносном значении


языковые единицы, сознательно отступающие
в своем построении от различных норм литературного языка с целью воздействия

Слайд 13

Следует различать тропы стилистически фигуры

Анафора
Эпифора
Параллелизм
Антитеза
Градация
Инверсия

Следует различать тропы стилистически фигуры Анафора Эпифора Параллелизм Антитеза Градация Инверсия Умолчание
Умолчание
Эллипсис
Риторическое обращение
Риторический вопрос
Многосоюзие
Бессоюзие
Оксюморон

Эпитет
Сравнение
Метафора
Аллегория
Гипербола
Литота
Олицетворение
Перифраза
Метонимия
Синекдоха
Антономасия

Слайд 14

Проверьте свои знания Установите соответствие термина и понятия


1.Эпитет.
2. Гипербола
3. Метафора
4. Сравнение
5. Метонимия

Проверьте свои знания Установите соответствие термина и понятия 1.Эпитет. 2. Гипербола 3.

6. Литота
7. Олицетворение
8. Перифраза
9. Синекдоха

а) сопоставление предмета, явления
б) красочное определение
в ) преувеличение
г) обозначение целого через его часть
д) преуменьшение
е) замена однословного названия описательным выражением
ж ) замена слов на основании смежности
з )перенос свойств человека на неодушевлённые предметы
и) сходство предмета по какому-либо признаку

Слайд 15

Проверьте себя

1б 6 д
2 в 7 з
3 и 8 е
4 а

Проверьте себя 1б 6 д 2 в 7 з 3 и 8
9 г
5 ж

Слайд 16

Допишите начатую фразу

.
1.Повторение слова или группы слов в начале смежных
стихов или

Допишите начатую фразу . 1.Повторение слова или группы слов в начале смежных
строф называется…
2.Постепенное повышение, последовательность в расположении ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения – это…
3.Противопоставление понятий, явлений, образов называется…
4.Создание новых понятий при помощи соединения контрастных по значению слов – это…
5.Утверждение, высказанное в форме вопроса и не требующее ответа, называется…
6.Нарушение привычного порядка слов в предложении – это…
7.Построение, при котором все предложения, входящие в текст, строятся по одной и той же схеме, называется…
8.Повторение слова или сочетания слов в конце смежных строк называется…
9.Намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося ,– это…

Слайд 17

Ключ к ответу

Анафора
Градация
Антитеза
Оксюморон
Риторический вопрос
Инверсия
Синтаксический параллелизм
Эпифора
Эллипсис

Ключ к ответу Анафора Градация Антитеза Оксюморон Риторический вопрос Инверсия Синтаксический параллелизм Эпифора Эллипсис

Слайд 18

Тропы:
Метафора – выражение, основанное на переносном значении, для создания образа.
Олицетворение –

Тропы: Метафора – выражение, основанное на переносном значении, для создания образа. Олицетворение
художественный прием, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы и явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.
Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размера, силы и т.д.
Эпитет – яркое, образное определение
Сравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим.
Литота – преуменьшение
Перифраза – замена одного однословного названия описательным выражением

Слайд 20

Правильные ответы

1.Перифраза
2.Синекдоха
3.Олицетворение
4. Сравнение
5. Эпитет
6.Перифраза
7. Метафора

Правильные ответы 1.Перифраза 2.Синекдоха 3.Олицетворение 4. Сравнение 5. Эпитет 6.Перифраза 7. Метафора

Слайд 21

Узнайте тропы в поэтических текстах

До чего рассвет сегодня звонок В пенисто - вишнёвых

Узнайте тропы в поэтических текстах До чего рассвет сегодня звонок В пенисто
облаках! (Э. Асадов).
Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С. Есенин).
Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: “Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришёл!” (А. Майков).
В белом пламени клонится куст Ледяных ослепительных роз. (А. Ахматова).

Слайд 22

Сравните с вашими ответами
Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Метафора

Сравните с вашими ответами Эпитет Сравнение Олицетворение Метафора

Слайд 23

1.Пять братьев годами равные, ростом разные.
2.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади

1.Пять братьев годами равные, ростом разные. 2.Среди двора стоит копна, спереди вилы,
метла.
3.Стоит старичок красный колпачок.

Слайд 24

Метафора

«Здесь одиночество меня поймало в сети». А. Ахматова
«Души застыли под коркою льда».

Метафора «Здесь одиночество меня поймало в сети». А. Ахматова «Души застыли под коркою льда». В. Высоцкий.

В. Высоцкий.

Слайд 25

1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий)
2. И над всем блистающим Парижем дождь метался,

1.Сыплет дождик большие горошины (Н.Заболоцкий) 2. И над всем блистающим Парижем дождь
гриву распустив.(В. Луговской)
3. Робкий дождик лапками сырыми пробует опавшие листы. (В. Луговской)
4. Шагал на огромных ходулях дождь, высок и в ниточку тощ. (С. Кирсанов)

Слайд 26

1). Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. 2) Прелесть

1). Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. 2) Прелесть
ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом., полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только ee душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу. 6) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна только русскому. 8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. 9) Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. 10) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

1). Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. 2) Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. 3) Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами – и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом., полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. 4) Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. 5) И еще в том была (уже совсем не осознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только ee душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох в березовом лесу. 6) Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы груди. 7) Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна только русскому. 8) Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. 9) Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. 10) И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Слайд 27

Богатство языка…богатство мыслей
Н.Карамзин
Слово – самое удивительное орудие
Л.Успенский
Богатства русского языка неизмеримы

Богатство языка…богатство мыслей Н.Карамзин Слово – самое удивительное орудие Л.Успенский Богатства русского
К.Паустовский
В каждом слове – бездна образов
К.Паустовский
Имя файла: Средства-выразительности-языка.pptx
Количество просмотров: 177
Количество скачиваний: 0