Изобразительное искусство барокко

Содержание

Слайд 2

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини

«…Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и

Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини «…Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск,
этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью…»
Лоренцо Бернини

Слайд 3

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni
Lorenzo Bernini; 7 декабря (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598 (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680 (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — великий итальянский архитектор (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — великий итальянский архитектор и скульптор (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко, ученик своего отца Пьетро Бернини. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью»

Автопортрет.
1598-1680

Слайд 4

Экстаз Святой Терезы (итал. Estasi di santa Teresa d'Avila) — алтарная группа

Экстаз Святой Терезы (итал. Estasi di santa Teresa d'Avila) — алтарная группа
в капелле Корнаро в римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа, созданная в 1645—1652 годах Джованни Лоренцо Бернини по заказу венецианского кардинала Федерико Корнаро. Скульптура посвящена святой Терезе, испанской монахине и католической святой, жившей в XVI веке. В одном из писем святая Тереза рассказала, как однажды во сне «к ней явился ангел в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Бернини воплотил это мистическое видение в мраморе.
Скульптуры, выполненные из белого каррарского мрамора, расположены в алтарной нише среди колонн из цветного мрамора, на фоне позолоченных бронзовых лучей, которые символизируют божественный свет. Святая Тереза погружена в состояние духовного озарения, запрокинув голову, охваченная томлением святая лежит на облаках, стоящий рядом ангел направляет в ее сердце золотую стрелу.

Экстаз Святой Терезы
1645-1652 гг.

Слайд 5

Фонтан Четырёх рек (итал. (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из

Фонтан Четырёх рек (итал. (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из
самых знаменитых фонтанов (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648 (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 г. папа Иннокентий X (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648—1651 гг. по проекту Бернини. В 1644 г. папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, привезённый в Рим императором Каракаллой. Был объявлен конкурс на лучший проект, однако великий Бернини не был допущен к участию из-за происков недругов. Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырёх частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Его покровитель Людовизи, будучи женат на племяннице папы, поставил макет фонтана в столовой, где тот обедал. Иннокентий был поражён неслыханной дотоле гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана.
Фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведукаФонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго.

Слайд 6

Фонтан Тритона — фонтан в Риме, созданный Джованни Лоренцо Бернини.
Этот фонтан расположен

Фонтан Тритона — фонтан в Риме, созданный Джованни Лоренцо Бернини. Этот фонтан
на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Фонтан был сделан в 1642 году по заказу папы Урбана VIII (Барберини) вскоре после завершения строительства палаццо.
Постамент фонтана образуют 4 дельфина, на кончиках хвостов которых располагается огромная раковина. На раскрытых створках этой раковины находится статуя Тритона, сына бога Посейдона. Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана.

Фонтан Тритона

Слайд 7

«Слон Минервы» перед Санта-Мария-сопра-Минерва

Аполлон и Дафна
(1622—1625 гг.) — мрамор, 243 см,

«Слон Минервы» перед Санта-Мария-сопра-Минерва Аполлон и Дафна (1622—1625 гг.) — мрамор, 243 см, галерея Боргезе, Рим.
галерея Боргезе, Рим.

Слайд 8

Бюст Людовика XIVБюст Людовика XIV в Версале.

Экстаз Блаженной Людовики Альбертини (1671-1674 гг.)-

Бюст Людовика XIVБюст Людовика XIV в Версале. Экстаз Блаженной Людовики Альбертини (1671-1674 гг.)- мрамор, Сан-Франческо-а-Рипа, Рим
мрамор, Сан-Франческо-а-Рипа, Рим

Слайд 9

Живопись барокко

Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной живописью,

Живопись барокко Изобразительное искусство барокко наиболее ярко и выразительно представлено декоративной монументальной
покорявшей и ослеплявшей современников своим праздничным блеском, накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой.
Главные ее темы — торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых, а также античные аллегорические сюжеты, прославление воинских побед, утверждение новых законов, идея неограниченной власти государства и церкви.

Слайд 10

Монументальная живопись барокко получила широкое распространение в западноевропейских странах, особенно во Франции.

Монументальная живопись барокко получила широкое распространение в западноевропейских странах, особенно во Франции.
Но здесь она развивалась в рамках уже сложившихся стилей — классицизма XVII в. и рококо, возникшего в начале XVIII столетия.

Шарль Лебрен. Канцлер Сегье верхом на лошади. Около 1660 года. Масло, холст. Лувр, Париж .

Слайд 11

Поражали своей парадной пышностью декоративные композиции Шарля Лебрена (1619—1690) в Версале и

Поражали своей парадной пышностью декоративные композиции Шарля Лебрена (1619—1690) в Версале и
Лувре. Провозглашенный им «метод изображения страстей», предполагавший помпезное и льстивое восхваление высокопоставленных особ, принес художнику головокружительный успех. В 1662 г. он стал первым живописцем короля, а затем директором королевской мануфактуры гобеленов (вытканных вручную ковров-картин, или шпалер) и руководителем всех декоративных работ в Версальском дворце.
В Зеркальной галерее дворца (см. ил. на с. 49) Лебрен расписал золоченый плафон множеством аллегорических композиций, прославляющих царствование и завоевания «короля-солнца» Людовика XIV. Нагромождаемые живописные аллегории и атрибуты, яркие краски и декоративные эффекты барокко явно контрастировали с архитектурой классицизма.

Зеркальная галерея дворца в Версале. Франция.

Слайд 12

Характерные черты барокко нашли отражение в жанре парадного портрета. Художники видели свою

Характерные черты барокко нашли отражение в жанре парадного портрета. Художники видели свою
главную задачу в передаче противоречивых чувств и переживаний, тончайших психологических оттенков человеческой души. Вот почему среди портретов XVII в. нет профильных изображений, люди в них обращены лицом к зрителю. Чаще всего это монархи, государственные и общественные деятели, высшая знать — кавалеры и дамы, а также богатые купцы и священники. Величественные позы, гордые, надменные взгляды... Портреты изобилуют множеством символических атрибутов и аллегорических намеков. Сложные драпировки, яркие, запоминающиеся детали, занавесы из тяжелых тканей создают праздничную торжественную атмосферу.

Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта, ок. 1637

Слайд 13

Рубенс- король живописи

«История искусства не знает ни единого примера столь универсального таланта,

Рубенс- король живописи «История искусства не знает ни единого примера столь универсального
такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа».

Питер-Пауль Рубенс. Художник с женой Изабеллой Брант на фоне куста жимолости. Около 1609 года. Холст на дереве. Старая Пинакотека, Мюнхен.

Слайд 14

РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия — 30 мая

РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия — 30 мая
1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко.

Рубенс. «Меркурий, Аргус и Ио». 1635-38. Картинная галерея. Дрезден.

Слайд 15

Рубенс. «Союз Земли и Воды». Около 1618. Эрмитаж.

Питер-Пауль Рубенс. Низвержение Сеннахериба. Первая

Рубенс. «Союз Земли и Воды». Около 1618. Эрмитаж. Питер-Пауль Рубенс. Низвержение Сеннахериба.
половина 17 века. Дерево. Старая Пинакотека, Мюнхен.

Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений.

Рубенс. «Охота на лису и волка».

Слайд 16

Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций.

Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера, выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций.
В мастерской Рубенса работали и его ученики: А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. Первая треть 17 века. Старая Пинакотека. Мюнхен.

Якоб Йорданс. «Бобовый король». Около 1638. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Франс Снейдерс. Охота на оленя. Вторая четверть 17 века. Холст. Королевский музей изящных искусств в Брюсселе.

Имя файла: Изобразительное-искусство-барокко.pptx
Количество просмотров: 174
Количество скачиваний: 1