К 165-летию художника Михаила Врубеля. В мятежном поиске прекрасного

Содержание

Слайд 2

Михаил Александрович Врубель (17.03.1856-1.04.1910)

Предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку галерею к 165

Михаил Александрович Врубель (17.03.1856-1.04.1910) Предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку галерею к 165
–летию со дня рождения художника.
Врубель Михаил Александрович (1856— 1910), художник. Родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета. Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств.

Слайд 3

 Михаил Врубель. Демон летящий. 1899

«ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ » — незаконченная картина Михаила Врубеля.

Михаил Врубель. Демон летящий. 1899 «ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ » — незаконченная картина Михаила
Написана в 1899 году и является частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон».«   Врубель вернулся к демонической теме через восемь лет после работы над картиной «Демон и Тамара». Работа над картиной не закончена по неизвестной причине. «…И над вершинами Кавказа Изгнанник рая пролетал: Под ним Казбек, как грань алмаза, Снегами вечными сиял…» М.Ю. Лермонтов »

Слайд 4

Демон сидящий

Картина является одной из центральных произведений специального зала Третьяковки, посвященного творчеству

Демон сидящий Картина является одной из центральных произведений специального зала Третьяковки, посвященного
художника. И это неслучайно, ведь образ демона притягивал и не отпускал Врубеля до самого конца его жизни.
Впервые он обратился к этой теме ещё в Одессе в 1885 году. В бесконечных творческих исканиях он решается написать первое полотно с “Демоном”. Единственный, кто видел эту работу, был Валентин Александрович Серов. С его слов, картина “представляла собою поясное изображение демона двумя масляными красками, белой и черной”. Врубель сделал сотни эскизов и рисунков, но образ, к которому стремился художник, не удавался.

Слайд 5

«Демон Поверженный» — это картина 1901 года, выполнена на холсте маслом. Демон низвергнут

«Демон Поверженный» — это картина 1901 года, выполнена на холсте маслом. Демон
в ущелье. Его руки и тело стали беспомощными, крылья разметались. Крыльями демон окружен, как костром. Они сверкают и переливаются. Мыслью художника здесь была – это вечность и нетленность павлина. Не только красота этой птицы привлекла художника.

Проклятие картины "Демон поврженный". Это последняя картина Михаила Врубеля из цикла "Демоны". Он изобразил облик ангела-богоборца в момент поражения, низвергнутого с небес и рухнувшего на скалы, в момент превращения Ангела в Демона.

Слайд 6

Испания - Михаил Врубель. 1894. Холст, масло.

Жаркая Испания всегда будоражила воображение

Испания - Михаил Врубель. 1894. Холст, масло. Жаркая Испания всегда будоражила воображение
людей искусства. Художник писал картину под впечатлением от оперы "Кармен". Страсти, эмоции, искренность и темперамент - главные характеристики для этой картины.    Сюжет понятен всякому, кто видит работу. Каждая мелочь, многочисленные детали несут на себе отпечаток некоторого драматизма и экспрессии. Густой южный зной окутывает героев, солнце прорывается через окно, толстые стены не приносят прохлады. Энергия, напряжение чувствуется в позах героев, в их взглядах и даже в платке, небрежно брошенном на стул.

Слайд 7

Картина Михаила Врубеля «Венеция» – поражающее своей рельефной объёмностью полотно (эффект присутствия

Картина Михаила Врубеля «Венеция» – поражающее своей рельефной объёмностью полотно (эффект присутствия
в толпе), в котором отражены будни и праздники земной жизни, переплетение судеб и характеров.

Венеция - Михаил Врубель. 1893. Декоративное панно За шумным карнавалом, полным красок, танцев и песен, мастер разглядел некую пустоту и печаль. Стоит только бросить мимолетный взгляд на картину, как становится ясно, что ни один из изображенных на полотне не улыбается.    Город, играющий роль фона, как громоздкая декорация, мешающая актерам играть. Цветовая гамма тяжелая и безрадостная. Зритель словно чувствует жару, замедляющую праздничное действо. Участники словно выполняют тяжелую работу, от которой никак не могут отказаться.    Мастер писал картину не с натуры, а по памяти, используя фотографии. Отсюда предельная точность в изображении "моста вздохов", подобная точность нехарактерна для живописи мастера. Она делает фон еще более безжизненным и сухим.

Слайд 8

Картину «К ночи» Врубель написал вслед за «Сиренью» - на хуторе Н.

Картину «К ночи» Врубель написал вслед за «Сиренью» - на хуторе Н.
Ге в Черниговской губернии. В этой работе художник проявил свой редчайший дар колориста, довел до совершенного мастерства систему рисунка.

Это полотно многие критики относят к самому мистическому периоду творчества Михаила Врубеля. Красота и действительно мистика завораживает. Ночь уже близка, видна луна. Но на маковом поле пасутся лошади, а рядом с ними пастух. Но вот именно он завораживает.

Слайд 9

Пан 1899

Картина "Пан" единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то

Пан 1899 Картина "Пан" единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля,
его сказочной серии. В картине "Пан" эллинский козлоногий бог превращается в русского лешего. Сумерки ещё синеют, отражая вечернее небо, воды маленькой речки, а в густой мгле за чёрным частоколом старого бора встаёт молодой румяный месяц. О чём-то шепчутся берёзы, но тишина незаметно завораживает природу , вот начинают сверкать голубые, родниковой свежести глаза Пана.

Слайд 10

Сирень - Михаил Врубель. 1900. Холст, масло.
   Картина занимает особенное место

Сирень - Михаил Врубель. 1900. Холст, масло. Картина занимает особенное место в
в творчестве великого мастера модерна. Постоянные поиски новых форм, жгучее желание превратить каждую работу в осязаемое чудо, полное глубинного смысла. Цветущий куст сирени, увиденный мастером в Черниговской губернии, произвел настолько сильное впечатление, что художник тут же приступил к работе.    Перед зрителем чудо - как нимфа, гонимая паном, девушка укрылась за цветущим кустом сирени. Приблизительное, нечеткое изображение будоражит воображение зрителя. Художник не дает четкого образа, для него важнее буйство сиреневых красок, окружающее его героиню.

Слайд 11

Царевна-Лебедь, 1900

Царевна-Лебедь – героиня "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина, навеянная образами древнеславянских

Царевна-Лебедь, 1900 Царевна-Лебедь – героиня "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина, навеянная образами
мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н.А.Римского-Корсакова (1900). Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель (1868–1913.