Какую деятельность следует считать творческой

Содержание

Слайд 2

Термин «творчество» охватывает не только деятельность личности, но и создаваемые ею ценности,

Термин «творчество» охватывает не только деятельность личности, но и создаваемые ею ценности,
которые из жизни и судьбы конкретного человека переходят в общество, культуру, науку и прочие сферы[1, с.23].
И творчеством считается процесс, который может привести к созданию определённого продукта. Но этот процесс многогранен, сложен и зачастую неподвластен никому, кроме самого создателя[1, с.23].

Слайд 3

Н. А. Бердяев считал, что творчество – единственный вид деятельности, который делает

Н. А. Бердяев считал, что творчество – единственный вид деятельности, который делает
человека человеком [2, с.56].

Движущая сила человечества – это творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей психологии, как и разработка теоретических основ творчества [3, с.98].
И несмотря на то что проведено огромное количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической и педагогической мысли.

Слайд 4

Отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью человека

Отсутствие строгих критериев для определения границы между творческой и нетворческой деятельностью человека
сейчас общепризнанно.
Большинством современных зарубежных ученых, занимающихся вопросами творчества, признается, что в области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор еще не получено желаемых результатов. Например, авторы многих исследований, проведенных в последние десятилетия в США, склонны разделять точку зрения Гизелина, согласно которой определение разницы между творческой и нетворческой деятельностью остается совершенно субъективным[4, с.45].

Слайд 5

В нашей отечественной литературе творчество чаще всего определяется как «деятельность человека, созидающая

В нашей отечественной литературе творчество чаще всего определяется как «деятельность человека, созидающая
новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [5, с.196].
При психологическом подходе к анализу творчества такой критерий явно непригоден. Вместе с тем критерий общественной значимости в ряде случаев действительно имеет решающее значение в творческих актах.
Подобное понимание творчества сохранялось долгое время. Однако, как отмечает С. В. Максимова, в такую трактовку творчества не укладывались многие известные его феномены, такие как «проблематизация собственного мира» (Г. С. Батищев), «трансцендентность», «борьба, полет в бесконечность» (Н. А. Бердяев), «неадаптивность» (А. Г. Асмолов), «выход за границы, преодоление» (Н. Абаньяно), «бунт» (Ж. - П. Сартр) и пр. Кроме того, критерии новизны казались размыты - «для кого? в чем? по сравнению с чем?» (А. П. Огурцов).

Слайд 6


Д. Б. Богоявленская впервые предложила понимание творчества как выход за рамки требуемого.

Д. Б. Богоявленская впервые предложила понимание творчества как выход за рамки требуемого.
Однако теперь, считает Максимова, понятие творчества практически совпало с понятием «неадаптивная активность» (В. А. Петровский). В этом случае под категорию творчества должны попасть и действия хулигана, преступника, которые трудно рассматривать в одном ряду, например, с произведением искусства [6, с.87].
Кроме того, остается открытым вопрос о различении проявлений творчества и творческого потенциала.

Слайд 7

Поэтому С. В. Максимова рассматривает творчество как единство двух его составляющих -

Поэтому С. В. Максимова рассматривает творчество как единство двух его составляющих -
неадаптивной и адаптивной активностей. В результате неадаптивной активности спонтанно возникает поле видимых, но еще не реализованных возможностей.
В искусстве продуктом является внешний образ, который создают артисты, режиссеры, художники, композиторы. У ученых это чаще всего новая идея, мысль, новый закон; у конструкторов - новая машина, механизм; у модельера - новый фасон одежды и т. д. [7, с.94].

Слайд 8

Ф.Д. Батюшков выделял творчество научное, поэтическое, музыкальное, в изобразительных искусствах, творчество администратора,

Ф.Д. Батюшков выделял творчество научное, поэтическое, музыкальное, в изобразительных искусствах, творчество администратора,
полководца и т. д. [8, с.126].
М.С. Каган и А.М. Эткинд пишут об общении как творчестве, а Е. Ю. Сидоркина полагает, что необходимо говорить о «творчестве в общении», под которым понимает гибкость тактик общения, адекватность тактик собственной индивидуальности, проектирование, формирование и развитие отношений, рефлексию о людях и о себе в связи с общением. Творческими приемами и действиями в общении могут являться любые неожиданные действия, вызывающие активную встречную реакцию, разрушающие стереотипы и рутинные события. [3, с.12] Такой подход к творчеству имеет право на существование. Творчество, например, необходимо тренерам для оказания, стимулирующего или расслабляющего воздействия на спортсменов [9, с.73].

Слайд 9

Заключение
Творческой может называться любая деятельность, в результате которой создаётся что-то качественно новое.

Заключение Творческой может называться любая деятельность, в результате которой создаётся что-то качественно
Но чётких границ между творчеством и обычной деятельностью просто нет, и это признают многие психологи. Вернее, они могут определяться, но лишь субъективно.
В процессе создания чего-либо человек может опираться как на собственный опыт, так и на опыт других людей, а также на какие-то ожидания, общепризнанные тенденции. Чужие идеи могут использоваться для вдохновения, которое является неотъемлемой частью процесса. И это вовсе не говорит о том, что создатель просто «украл» чужие мысли. Он их преобразовал, изменил, добавив что-то своё. И это тоже творчество.
Имя файла: Какую-деятельность-следует-считать-творческой.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0