Слайд 22. Категориальный аппарат эстетики.
Происхождение термина катарсис и его значение у античных
мыслителей. Пифагорейская теория очистительного воздействия музыки. Аристотелевская трактовка катарсиса. Трагическое и катарсис. Концепция катарсиса у Ф. Ницше. Катарсис в трактовке А.Ф. Лосева. Проблема катарсиса в романтическом и классическом искусстве. Психологическая теория Л.С.Выготского. Катарсис в современном искусстве.
Слайд 32. Категориальный аппарат эстетики.
bonum, pulchrum (bellum), verum
pulchrum – pulchritudo
«Pulchritudo cordis
est pulcherrimum»
м. р. – pulcher ж. р. – pulchra cр. р. - pulchrum
«Pulchra es, o Maria virgo»
«Florentia est Italiae urbium pulcherrima»
καλὸς (καί) (κ)ἀγαθός – καλοκαγαθία
καλόν – прекрасное
Bellezza – bello(a) – ит., Beauty - beautiful – англ.
Слайд 42. Категориальный аппарат эстетики.
И. Кант:
Критика чистого разума,
Критика практического разума,
Критика способности суждения
рациональное
- чувственное
aisthesis (αἴσθησῐς) – noesis (νόησις)
Слайд 52. Категориальный аппарат эстетики.
"искусство"
techne – τέχνη
С техне связаны творчество (пойэсис)
и практическая деятельность (праксис). Практическая деятельность имеет цель в себе самой, то "цель творчества находится вне его".
Ars longa, vita brevis
Ars musicae
Ars Poetica - Quintus Horatius Flaccus
Περὶ ποιητικῆς - Ἀριστοτέλης
Слайд 62. Категориальный аппарат эстетики.
Искусность заключалась в знании правил
Liberalis искусства: поэзия, музыка
Vulgares
("механические«) искусства:
включая и скульптуру, и живопись.
Слайд 72. Категориальный аппарат эстетики.
С XV в. живопись, скульптура, архитектура, музыка, поэзия,
театр, танец отличают от ремесел и умений.
В 1747 г. Шарль Баттё (Le beaux arts reduits a un même principe) назвал их "изящными" искусствами.
Слайд 82. Категориальный аппарат эстетики.
Расширение понятия «искусство» в ХХ в.:
кино, фотография, дизайн,
ланшафтное искусство, мода, стиль жизни.
Слайд 92. Категориальный аппарат эстетики.
Эссенциалистские определения искусства как
создания:
прекрасного,
Подражания,
Переживания (катарсис)
Экспресии
Слайд 102. Категориальный аппарат эстетики.
Антиэссенциалистские определения искусства –
М.Вейц. (The Role of Theory
in Aesthetics,
1957): "Привести необходимые и достаточные условия искусства невозможно, а потому его теория логически невозможна, а не только трудна фактически".
Слайд 112. Категориальный аппарат эстетики.
Антиэссенциалистские определения искусства –
В.Е.Кенник (Does Traditional
Aesthetics Rest
on a Mistake? 1958):
Нет "общих правил, стандартов, критериев, канонов или законов, которые были бы применимы ко всем произведениям искусства". "Нет свойства, которое было бы общим свойством всех произведений искусства".
Слайд 122. Категориальный аппарат эстетики.
Г.Зедльмайра (Verlust der Mitte, 1961)
Современные споры о
границах искусства:
«конкретная поэзия», концептуализм (Дж. Кошут) и др.
Многообразие гибридных художественных форм, интермедиальность, постмедиальность.
Слайд 132. Категориальный аппарат эстетики.
Pulchritudo
La proporzionalità fa pulchritudine
L.Ghiberti
прекрасное заключено в
пропорции частей (античность)
Средние века - Псевдо-Дионисий:
прекрасное состоит в «пропорции и блеске»
Ульрих Страсбургский: прекрасное – это «consonantia cum claritate»
Слайд 142. Категориальный аппарат эстетики.
Pulchritudo
Ренессанс: под влиянием античной мысли прекрасное - "armonia
occultamente risultante della compositione di piu membri»
«гармония, скрытно возникающая из сочетания частей»
Познание прекрасного происходит не только чувствами, но и при помощи разума. Прекрасное – проявление идеи (Плотин)
Слайд 152. Категориальный аппарат эстетики.
Pulchritudo – связь с космологией и теологией
Κόσμος античности
Ср.в.
- pulchritudo interior, spiritualis
Фома Аквинский - прекрасное – это совершенное:
"Изображение называется прекрасным, когда в совершенстве представляет вещь"
Палладио рекомендовал форму круга, ибо она "лучше всех пригодна для воплощения единственности, бесконечности, единосущности и справедливости Бога"
Слайд 162. Категориальный аппарат эстетики.
Прекрасное - многообразие в единстве
«Analysis of Beauty» (William
Hogarth, 1753)
Line of Beauty - S-shaped (serpentine)
Слайд 172. Категориальный аппарат эстетики.
Прекрасное – в метафоре (Э.Тезауро, 17 в.)
Аддисон, Хатчесон,
Юм, Хом, Берк –
Прекрасное – это выражение чувств, а не пропорций.
Прекрасное – это наша реакция, тем же, что вызывает эту реакцию – необязательно
являются пропорции.
Слайд 182. Категориальный аппарат эстетики.
Романтики –
Эстетическое переживание.
Эмпирическая эстетики - прекрасное в
эмпатии (Фишер, Липпс),
Интуитивизм - в экспрессии (Кроче)
Антиэстетизм дадаизма и футуризма.
Эклектика интертекстуальности.