Классическая теория познания Гегеля

Содержание

Слайд 2

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и

Георг Вильгельм Фридрих Гегель Немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии
философии романтизма

 1770 г. - 1831 г. (61год)

Слайд 3

Философия Гегеля

на протяжении последних столетий играет заметную роль в духовном развитии человечества.

Философия Гегеля на протяжении последних столетий играет заметную роль в духовном развитии
Однако многие её разделы до сих пор продолжают оставаться недостаточно изученными и малопонятными. К таковым, в частности, относится его теория познания (гносеология), о сути которой мы знаем немного, хотя в его "Энциклопедии философских наук" имеется специальный раздел, где он с достаточной полнотой излагает эту теорию1.

Слайд 4

Главным препятствием на пути проникновения в смысл произведений Гегеля является трудный язык,

Главным препятствием на пути проникновения в смысл произведений Гегеля является трудный язык,
которым они написаны

Объясняется такой язык тремя причинами:

Слайд 5

Во-первых, новаторским содержанием его произведений, которое, как и всё новое вообще,

Во-первых, новаторским содержанием его произведений, которое, как и всё новое вообще, не
не сразу находит свою оптимальную форму

Слайд 6

Во-вторых,

в годы его жизни учёным приходилось писать свои труды обычным пером при

Во-вторых, в годы его жизни учёным приходилось писать свои труды обычным пером
свечах, поэтому многократно переделывать их в целях нахождения более удобных для читателя формулировок было делом весьма обременительным и затратным по времени.

Слайд 7

В-третьих,

в ту эпоху ещё не обо всех вещах можно было говорить и

В-третьих, в ту эпоху ещё не обо всех вещах можно было говорить и писать открытым текстом.
писать открытым текстом.

Слайд 8

Если бы смысл целого ряда учений Гегеля стал доступен его современникам, то

Если бы смысл целого ряда учений Гегеля стал доступен его современникам, то
сам он подвергся бы жесточайшим преследованиям как со стороны церкви, так и со стороны государства.  Поэтому он и другие философы того времени вынуждены были излагать свои мысли с большой осторожностью, применяя во многих случаях нарочито сложный, малопонятный язык, который позволял улавливать их суть лишь частично и по отдельным фрагментам.

Слайд 9

Достаточно вспомнить Людвига Фейербаха

который в 1830 г. опубликовал сочинение "Мысли о смерти

Достаточно вспомнить Людвига Фейербаха который в 1830 г. опубликовал сочинение "Мысли о
и бессмертии", где позволил себе излишнюю ясность суждений. Расплатился он за это тем, что был пожизненно лишён права преподавания, а книга была уничтожена

Слайд 10

Названные причины

– новизна задач, объёмность содержания и осторожность формулировок – обусловили тяжёлый

Названные причины – новизна задач, объёмность содержания и осторожность формулировок – обусловили
язык произведений Гегеля и, как следствие, их плохое понимание. Последнее обстоятельство, в свою очередь, привело к тому, что его философия со временем обросла массой домыслов и ярлыков вроде таких, как "у Гегеля диалектика стоит на голове", у него "миром правит абсолютная идея", он повествует "от имени мирового разума" и т.д. 

Слайд 11

Роль интеллекта в познании мира

В своём учении о человеке Гегель последовательно рассматривает

Роль интеллекта в познании мира В своём учении о человеке Гегель последовательно
все особенные формообразов-ания индивидуально-го духа: душу,  сознание,  самосознание, разум,  интеллекти волю. Он раскрывает строение каждой из этих форм и показывает их роль в системе деятельности духа человека. Функцию познания окружающего мира он отводит интеллекту.

Слайд 12

Задача интеллекта, по определению Гегеля, состоит в том, чтобы:

Задача интеллекта, по определению Гегеля, состоит в том, чтобы:

Слайд 13

Интеллект и деятельность познания

- по его мысли,  представляют собой одно и

Интеллект и деятельность познания - по его мысли, представляют собой одно и
то же. Все интеллектуальные способности человека – созерцание, представление, воображение, память, мышление – не имеют никакого самостоятельного значения вне деятельности познания и выступают лишь в качестве её рабочих моментов.

Слайд 14

Сам процесс познания, согласно Гегелю, включает в себя три последовательных этапа деятельности

Сам процесс познания, согласно Гегелю, включает в себя три последовательных этапа деятельности интеллекта:
интеллекта:

Слайд 15

Созерцание

Существует 3 степени созерцания

Вторая ступень созерцания – проявление внимания.

Третья ступень – формирование созерцания как такового. 

Начальный

Созерцание Существует 3 степени созерцания Вторая ступень созерцания – проявление внимания. Третья
пункт процесса познания –акт ощущения  предмета.

Слайд 16

Представление

Представление – это внутренне усвоенное созерцание. В акте созерцания нам необходимо очное присутствие предмета,

Представление Представление – это внутренне усвоенное созерцание. В акте созерцания нам необходимо
тогда как представление уже не требует этого.

Слайд 17

Первая ступень представления – акт  припоминания.

 Вторая ступень представления – воображение.

Способность воображения включает в себя:
а) воспроизводящую силу,

Первая ступень представления – акт припоминания. Вторая ступень представления – воображение. Способность
вызывающую образы предметов на поверхность нашего сознания;
б) ассоциирующую силу, соотносящую образы между собой и создающую общие представления предметов;
в) творческую силу, производящую символы и знаки, с помощью которых идеальные образы выносятся из нашей головы во внешний мир. 

Попавший в сферу представления образ предмета оказывается оторванным от всех тех внешних связей, в которых существует сам реальный предмет. В силу этого данный образ принимает одиночный и случайный характер. Он подобен песчинке, случайно залетевшей в замкнутое пространство человеческой головы.

Слайд 18

Третья ступень представления – память.

Её значение состоит в том, что она связывает идеальное

Третья ступень представления – память. Её значение состоит в том, что она
содержание нашего интеллекта (образы предметов и их имена) с реальным содержанием окружающего нас мира. 

Определения памяти:

Слайд 19

Умозаключения разума.

Сущность отдельных предметов, заключается не в них самих, а в той

Умозаключения разума. Сущность отдельных предметов, заключается не в них самих, а в
всеобщей системе, которой они принадлежат. Необходимость постижения таких систем обусловливает переход мышления человека на третью ступень его развития – умозаключений разума или просто разума.

Чтобы соотнести единичные предметы с образуемой ими всеобщей системой, требуется найти некую особенность, которая была бы присуща как самим предметам, так и их системе. Только при посредстве такой особенности мышление становится способным выстраивать разумные умозаключения

Слайд 20

созерцание, представление, мышление. В соответствии с этими же этапами наш интеллект использует три формы

созерцание, представление, мышление. В соответствии с этими же этапами наш интеллект использует
для выражения полученных им знаний о мире. На ступени созерцания знания о мире принимают форму произведений искусства. На ступени образного представления – форму религиозной картины мира. На ступени мышления – форму научной картины мира.

деятельность интеллекта по производству знаний включает в себя три последовательных этапа:

Слайд 21

Таково содержание одного из ключевых разделов философской системы Гегеля – его теории

Таково содержание одного из ключевых разделов философской системы Гегеля – его теории
познания. Как видим, в ней нет ничего идеалистического и мистического. Наоборот, она имеет сугубо материалистический и рационалистический характер, в том смысле, что отталкивается от ощущений реальных предметов и заканчивает производством их понятий. В ней, с одной стороны, раскрываются все этапы производства знаний: созерцание, представление, мышление, с другой – показывается ход формирования самих познавательных способностей человека: внимания, воображения, памяти и т.д. В силу этого именно гегелевская теория познания заслуживает присвоения ей статуса классической. 

Вывод

Слайд 22

Процитируем одного из видных критиков Гегеля, сыгравшего немалую роль в искажении его

Процитируем одного из видных критиков Гегеля, сыгравшего немалую роль в искажении его
философии: "Мой диалектический метод… не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления,.. есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней". Оставим здесь без комментариев утверждение К. Маркса, что у Гегеля "процесс мышления есть демиург действительного"; это тема отдельного разговора. Обратим внимание на другое: именно Гегель, как было показано выше, последовательно и детально описал процесс того, как материальное пересаживается в голову человека и преобразуется в ней. Сам же К. Маркс только декларировал данный тезис, но не потрудился дать ему какого-либо обоснования.   

В заключение

Имя файла: Классическая-теория-познания-Гегеля.pptx
Количество просмотров: 254
Количество скачиваний: 0