Содержание
- 2. Рождество Христово 17 век. Поволжье Дерево, левкас, темпера. 31,6х27,5 см. Характерной деталью иконографии является изображение Богоматери,
- 3. Благовещение 16 век. Вологда Дерево, левкас, темпера. 71,2х52,3 см. Икона из праздничного ряда иконостаса. Оригинальная подробность
- 4. Введение Богородицы во храм 16 век. Ярославль Дерево, левкас, темпера. 110,9х82,8 см. В иконе уникально изображение
- 5. Вознесение Христово 16 век. Среднерусские земли Дерево, левкас, темпера. 67,5х50 см. Икона из праздничного ряда иконостаса.
- 6. Святой Николай, с 16 клеймами жития 16 век. Ростовская школа Дерево, левкас, темпера. 77х56,5 см. В
- 7. Святой Иаков брат Господень 16 век. Новгород (?) Дерево, левкас, темпера. 31,1х25.4 см. Надпись с именем
- 8. Спас на престоле 16 век. Тверь (?) Дерево, левкас, темпера. 87х61 см. Стиль иконы противоречив. Моделировка
- 10. Скачать презентацию
Слайд 2Рождество Христово
17 век. Поволжье
Дерево, левкас, темпера. 31,6х27,5 см.
Характерной деталью иконографии является изображение
Рождество Христово
17 век. Поволжье
Дерево, левкас, темпера. 31,6х27,5 см.
Характерной деталью иконографии является изображение
Данный иконографический вариант получает распространение во второй половине XVII в. Он восходит к одной из самых ранних русских икон с подобной деталью - иконе "Рождество Христово" из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля, созданного в 1650-е годы.
Данный кремлевский иконостас и его иконы стали одним из основных образцов в дальнейшем развитии русского искусства.
В стиле иконы ощутима зависимость от живописи Москвы третьей четверти XVII в.
Ее красочная гамма проще, чем в московских произведениях. Икона является памятником живописи Поволжья второй половины - конца XVII в. Представляет художественную, историческую и музейную ценность
Слайд 3Благовещение
16 век. Вологда
Дерево, левкас, темпера. 71,2х52,3 см.
Икона из праздничного ряда иконостаса. Оригинальная
Благовещение
16 век. Вологда
Дерево, левкас, темпера. 71,2х52,3 см.
Икона из праздничного ряда иконостаса. Оригинальная
Редкую конфигурацию имеет изображение неба. Колорит иконы выдает ее вологодское происхождение.
Важную роль в нем играет краска индиго, положенная на зеленовато-голубую подложку, и столь же типичные для вологодской иконописи зеленая краска и коричневая краса с лиловатым опенком.
Обычен для вологодской иконы и очень желтый опенок золочения, с оранжевато-желтой подложкой.
Типы ликов и их письмо также типичны для Вологды. Изящество и легкость моделировок на одеяниях архангела сочетаете : плоскостной красочной кладкой на большей части поверхности.
Художественный памятник музейной ценности, интересный для истории русской культуры второй половины XVI в.
Слайд 4Введение Богородицы во храм
16 век. Ярославль
Дерево, левкас, темпера. 110,9х82,8 см.
В иконе уникально
Введение Богородицы во храм
16 век. Ярославль
Дерево, левкас, темпера. 110,9х82,8 см.
В иконе уникально
Редким для своего времени является изображение профиля в круглом окне здания, стоящего слева.
Композиция, рисунок и пропорции фигур, типы ликов находят ближайшие аналогии во фресках Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле 1563-1564 годов, а также в ряде икон несомненно ярославского происхождения.
Слайд 5Вознесение Христово
16 век. Среднерусские земли
Дерево, левкас, темпера. 67,5х50 см.
Икона из праздничного ряда
Вознесение Христово
16 век. Среднерусские земли
Дерево, левкас, темпера. 67,5х50 см.
Икона из праздничного ряда
Редкой деталью иконографии является отверстое небо, принимающее в себя мандорлу с возносящимся Христом.
Христос благословляет двуперстно, обеими руками. В группах апостолов лишь по две фигуры с каждой стороны изображены полностью.
Их возглавляют Петр и Павел.
Стиль памятника позволяет датировать его третьей четвертью XVI в.
Слайд 6Святой Николай, с 16 клеймами жития
16 век. Ростовская школа
Дерево, левкас, темпера. 77х56,5
Святой Николай, с 16 клеймами жития 16 век. Ростовская школа Дерево, левкас, темпера. 77х56,5
В среднике святой представлен в иконографии Николы Зарайского, с двумя обычными медальонами с изображениями Спаса и Богоматери вверху.
Редкостью являются два медальона над поземом, слева - с полуфигурой святителя, справа - с полуфигурой мученика. Два последних изображения, очевидно, появились по воле заказчика.
Редким является также клеймо 12-е, с изображением родителей, молящих Николу о спасении их утонувшего ребенка.
Клейма с циклом повествования о спасении трех купцов, выброшенных в море разбойниками, обычны для новгородских и псковских икон, но нечасто встречаются на иконах ростовской художественной традиции.
Слайд 7Святой Иаков брат Господень
16 век. Новгород (?)
Дерево, левкас, темпера. 31,1х25.4 см.
Надпись с
Святой Иаков брат Господень
16 век. Новгород (?)
Дерево, левкас, темпера. 31,1х25.4 см.
Надпись с
В византийском искусстве изображается в числе чтимых отцов церкви. Как творец первой литургии, содержавшей заупокойные службы, и автор послания, в котором говорится об исцеляющей силе молитвы (Иак.5:14-16), он с древних времен почитался еще и в качестве целителя.
День памяти - 23 октября, а также 4 января - в числе Семидесяти апостолов. В Новгороде ему молились об избавлении от эпидемий. (См.: Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV- XVI вв. ЦМиАР. Каталог собрания: Серия иконы / Ред.-сост. Л.М. Евсеева, В.М. Сорокатый. М., 2000, с. 167).
Самостоятельные иконные изображения Иакова Иерусалимского очень редки. Известны новгородские иконы, на которых он изображен вместе с другими святыми: "Никола Чудотворец, Иаков брат Божий, Игнатий Богоносец" конца XV в. (ГРМ) и "Иаков брат Божий, Косма и Дамиан" второй четверти XVI в. По мастерству исполнения и художественным достоинствам икона является памятником столичного уровня.
Она могла быть создана в лучших мастерских Москвы или Новгорода середины XVI в. Но особенности исполнения лика позволяют считать, что ее автором был новгородский иконописец.
Слайд 8Спас на престоле
16 век. Тверь (?)
Дерево, левкас, темпера. 87х61 см.
Стиль иконы противоречив.
Спас на престоле
16 век. Тверь (?)
Дерево, левкас, темпера. 87х61 см.
Стиль иконы противоречив.
Моделировка одеяний, характерная для позднего XVI в., сочетается с деталями, которые выглядят как цитаты из искусства XV в. Это, например, крупная, решительно моделированная десница Христа. Иконописец предпочитает сильные контрасты между начальной раскладкой красок и моделирующими слоями, как это было принято в искусстве русских северо-западных земель в целом.
Но даже некоторый провинциализм, сказывающийся в упрощенности композиционного решения, не может скрыть тяготения мастера к тверской художественной традиции.
Он выявляет прежде всего не цветовой контраст, как было принято в Новгороде, а контраст между светлым и темным, отчего его гамма сильно ахроматизируется.
Иконописец мог работать в каком-либо из городов или монастырей Верхнего Поволжья, прежде входивших в тверское княжество. Икона принадлежит к числу памятников, характеризующих неизученные и малоизученные явления русского искусства второй половины XVI в.