Композиция в пейзаже

Содержание

Слайд 2

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства
произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

В зависимости от типа изображённого мотива выделяют:
сельский,
городской (в том числе архитектурный и индустриальный),
морской пейзаж или марина.
Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Слайд 3

Если видишь - на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и

Если видишь - на картине Нарисована река, Или ель и белый иней,
облака,
Или спешная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж!
(отрывок из стихотворения А.Кушнира)

Слайд 4

Композиция в пейзаже рисунка


Для удобства можно использовать самодельный видоискатель: вырезать в

Композиция в пейзаже рисунка Для удобства можно использовать самодельный видоискатель: вырезать в
куске картона прямоугольное отверстие и при поиске места иногда смотреть через него, чтобы абстрагироваться от лишних элементов.
Это помогает, потому что глаз человека воспринимает пространство панорамным и всегда сложно определиться, какой именно фрагмент ландшафта лучше запечатлеть.

Если вы рисуете природу с натуры, вам необходимо продумать композицию вашего рисунка. Вы должны выбрать точку обзора, выделить главную часть композиции пейзажа, определить, сколько места займет фон, и так далее.
Перед тем как начать, исследуйте местность на предмет выгодных ракурсов, которые дадут вам самый интересный и необычный обзор.

Бумажный
видоискатель

Слайд 5

После выбора места следует определиться с форматом, то есть формой картины.

Существуют

После выбора места следует определиться с форматом, то есть формой картины. Существуют
три традиционных формата

Горизонтальный 
(или пейзажный)

Вертикальный 
(или портретный)

Квадратный

Слайд 6

Пейзажный формат 
Изображенные Яном Сидуэем скалы в северной Франции идеально вписываются в

Пейзажный формат Изображенные Яном Сидуэем скалы в северной Франции идеально вписываются в
горизонтальный формат. Изогнутая береговая линия заставляет глаз следить за ней вплоть до начала скал в глубине картины. У их подножья плещется вода, притягивающая внимание своим темным оттенком. Все это заставляет взгляд скользить по рисунку снова и снова.

Слайд 7

Портретный формат
 Эта работа кисти Венди Джелберт идеально легла на вертикальный формат.
Взгляд

Портретный формат Эта работа кисти Венди Джелберт идеально легла на вертикальный формат.
проходит снизу вверх по отвесной стене дома, и лестница по диагонали приводит нас к центру рисунка.
Камни золотистого оттенка привлекают взгляд обратно, в нижнюю часть изображения, и путь наверх повторяется вновь.

Слайд 8

  Работая над пейзажем, сталкиваешься с проблемой неограниченного пространства. Создание иллюзии глубины

Работая над пейзажем, сталкиваешься с проблемой неограниченного пространства. Создание иллюзии глубины пространства
пространства и бесконечно глубокой перспективы - главная художественная задача в композиции пейзажа.

Пространство в пейзаже

Пространство в пейзаже можно разделить на отдельные планы:
первый - ближний,
второй - средний,
третий - дальний.

Важным средством создания иллюзии глубины и усиления выразительности сюжета является масштаб и воздушно-линейная перспектива:
размер и контраст предметов по мере их удаленности уменьшается.

Ближний план

Дальний план

Средний план

Слайд 10

Неважно, пишете вы пейзаж маслом, акварелью или гуашью.
Принципы рисования пространства

Неважно, пишете вы пейзаж маслом, акварелью или гуашью. Принципы рисования пространства везде
везде одинаковы.​​
Первое правило работы над пейзажем заключается в том, что :
«Объекты дальнего плана всегда выглядят более холодными по цвету, нежели объекты ближнего плана».

Слайд 11

В. Поленов. Монастырь над рекой

В. Поленов. Пейзаж с речкой

А. Куинджи. Море

А. Куинджи.

В. Поленов. Монастырь над рекой В. Поленов. Пейзаж с речкой А. Куинджи.
После дождя

Слайд 12

Второе правило:
«Детальность переднего плана и общность дальнего».

Второе правило: «Детальность переднего плана и общность дальнего».

Слайд 13

Глаз человека по-разному видит передний и дальний план.
Если мы смотрим на предметы

Глаз человека по-разному видит передний и дальний план. Если мы смотрим на
вблизи, то видим их четко, а дальние при этом размываются.

Слайд 14

Третье правило:
«На переднем плане более контрастные сочетания света и теней, а

Третье правило: «На переднем плане более контрастные сочетания света и теней, а
вдали они сближаются по тону»

Светлое темнеет, темное – светлеет.​
Это различие соотношений тона вблизи и вдали.

Слайд 15

Ф.Васильев. В крымских горах

С. Андрияка

Ф.Васильев. В крымских горах С. Андрияка

Слайд 16

Композиционный центр

Центр композиции - это то, что является главным, и оно должно

Композиционный центр Центр композиции - это то, что является главным, и оно
быть акцентировано.
Взгляд человека в картине должен сначала попадать на композиционный центр, т.е. на место, где будет
наибольший контраст.
Затем человеческий взгляд должен «ползать» по картине, находя все больше деталей, рассматривая подробности картины.

Для определения композиционного центра существует прием, когда выделяется какой-либо направляющий элемент.
Роль таких элементов может выполнять уходящая вдаль дорога, ветки дерева, облака, провода и тому подобное. Главное - эти элементы должны «указывать» на композиционный центр картины.

Слайд 17

Поиск композиции в эскизе

Поиск композиции в эскизе

Слайд 18

Этапы построения пейзажа. Работа с эскизом

Этапы построения пейзажа. Работа с эскизом

Слайд 19

Представьте себе, что все деревья выстроились по линеечке, как на параде.

Представьте себе, что все деревья выстроились по линеечке, как на параде. А
А листочки на них абсолютно все одинаковые и растут ровными рядами.
«Такого не бывает» — скажете Вы. И будете правы, потому что, по меньшей мере, подобную картину можно увидеть разве только в посадках искусственных насаждений.
В живой природе всё разнообразно и растёт хаотично.
Например, стволы деревьев имеют различную толщину, а расстояния между ними разные. Где-то дерево толще, где-то тоньше. Одно дерево растёт дальше от другого, другое ближе. Иными словами, размеры объектов пейзажа и расстояния между ними — разные.

То есть ритм повторяющихся элементов композиции хаотичен, разнообразен и изменчив. В природе очень мало «одинаковостей». Один листочек крупнее, другой меньше, третий совсем крохотный. Одно расстояние между ними большое, другое меньше, третье — совсем короткое.
Иными словами мы получаем ритм большого, среднего, малого; большого, среднего, малого…
И так далее.

Ритм в пейзаже

Слайд 21

Перспектива в пейзаже

Перспектива в пейзаже

Слайд 22

Большое значение в пейзаже имеет
линия горизонта.
В зависимости от уровня ее

Большое значение в пейзаже имеет линия горизонта. В зависимости от уровня ее
расположения на холсте, у картины будет разное настроение и сюжет.

Слайд 23

Этапы работы над живописным пейзажем
Работа ведется от общего к частному

1. Определяем

Этапы работы над живописным пейзажем Работа ведется от общего к частному 1.
цветовые пятна
2. Делаем общую заливку цветом
3. Намечаем свет и тени
4. Работаем с цветовыми отношениями
5. Уточняем рисунок, добавляем детали
6. Обобщаем рисунок, завершаем

Слайд 24

ГРАФИКА

ГРАФИКА