Константин Дмитриевич Бальмонт

Содержание

Слайд 2

Родился во Владимирской губернии, в семье небогатого помещика

Родился во Владимирской губернии, в семье небогатого помещика

Слайд 3

Первые 10 лет провел в деревне, которую очень любил

Первые 10 лет провел в деревне, которую очень любил

Слайд 4

Учился в гимназии г. Владимира

Учился в гимназии г. Владимира

Слайд 5

В 19 лет поступил в Московский университет на юридический факультет. Через год

В 19 лет поступил в Московский университет на юридический факультет. Через год
обвинен в участии в студенческих беспорядках, три дня просидел в Бутырской тюрьме. Образование в университете не завершил, занимался самообразованием.

Слайд 6

Наступила черная полоса в жизни, но с помощью друзей получает заказы на

Наступила черная полоса в жизни, но с помощью друзей получает заказы на
переводы. Переводит - скандинавскую (норвежскую, Ибсена), - итальянскую, - немецкую (Шелли), -испанскую, -английскую, - французскую -голландскую литературу.

Слайд 7

Любознательность и подвижность – характерные черты его облика. Хотел увидеть и познать весь

Любознательность и подвижность – характерные черты его облика. Хотел увидеть и познать
мир. Выпускает сборник стихотворений. Приходит популярность.

Слайд 8

Зимой 1905 года совершает творческие поездки в Мексику и США. Переводит мексиканскую литературу

Зимой 1905 года совершает творческие поездки в Мексику и США. Переводит мексиканскую
и мифы индейцев (ацтеки и майя)

Слайд 9

Уезжает на 7 лет в Париж. Тоскует по Родине.

Уезжает на 7 лет в Париж. Тоскует по Родине.

Слайд 10

1912 г. совершает грандиозное кругосветное путешествие (Лондон, Канарские острова, южная Америка, Мадагаскар,

1912 г. совершает грандиозное кругосветное путешествие (Лондон, Канарские острова, южная Америка, Мадагаскар,
южная Австралия, Новая Гвинея, Цейлон и др.)

Слайд 11

1913 г. – возвращается в Москву. Ему рады, встречают шумно, устраивают вечера

1913 г. – возвращается в Москву. Ему рады, встречают шумно, устраивают вечера в его честь.
в его честь.

Слайд 12

Войну 1914 года встретил в Париже

Войну 1914 года встретил в Париже

Слайд 13

Крушение царизма воспринял ликующе

Революция 1917 года
не принял

Крушение царизма воспринял ликующе Революция 1917 года не принял

Слайд 14

В 1921 году уезжает за границу ( в Париж). До конца жизни

В 1921 году уезжает за границу ( в Париж). До конца жизни
К.Бальмонт стал эмигрантом. Очень тоскует по Родине. «Пусто, пусто. Духа нет в Европе…траур на многие годы…»

Слайд 15

Умер в оккупированном гитлеровцами Париже 24 декабря 1924 года. Похоронен близ Парижа (в

Умер в оккупированном гитлеровцами Париже 24 декабря 1924 года. Похоронен близ Парижа (в Нуази-ле-Гран)
Нуази-ле-Гран)

Слайд 16

Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи, Я впервые открыл

Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи,
в этой речи уклоны, Перепевные, гневные нежные звоны.

Слайд 17

В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или

В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или
покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния. В.Брюсов

Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе». А. Блок

Слайд 18

Творчество Константина Бальмонта

Творчество Константина Бальмонта

Слайд 19

Первая книга «Сборник стихотворений» включала в себя наряду с переводами 20 оригинальных

Первая книга «Сборник стихотворений» включала в себя наряду с переводами 20 оригинальных
стихотворений. Проникнутая тоскливыми мотивами, книга не нашла отклика. Весь тираж Бальмонт уничтожил сам.

…И что мне жизнь сулит?
К какой отраде манит?
Быть может, даст любовь и счастие?
О нет!
Она во всем солжёт, она во всём обманет
И поведет меня путём тернистых бед.
«Уходит светлый май» 1894г.

Слайд 20

90-е годы. Поэзия Бальмонта в 90-е годы была подражательная. В ней звучали

90-е годы. Поэзия Бальмонта в 90-е годы была подражательная. В ней звучали
характерные для «усталого» поколения жалобы на серую бесприютную жизнь, неприятие мира, меланхолия и скорбь, томление по смерти. Но даже в них уже видны оригинальные отличительные черты бальмонтовской поэзии: - повышенное внимание к звуковой стороне стих.; - тяготение к музыкальности; - увлечение аллитерациями (музыкальность, фонетические созвучия, ритмические эффекты должны эмоционально воздействовать на читателя)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный челн.

Слайд 21

Артюр Рембо «Гласные» А – чёрный; белый – Е; И – красный;

Артюр Рембо «Гласные» А – чёрный; белый – Е; И – красный;
У – зелёный. О – синий: тайну их скажу я в свой черед… В обилии гласных – воздушность и лёгкость стиха…

К. Бальмонт, 1900г.: «Итак, вот основные черты символической поэзии: она говорит своим особым языком, и язык этот богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение,…трогает наши слуховые и зрительные впечатления…»

Слайд 22

Так же в поэзии 90-х годов Бальмонта видны и другие её отличительные

Так же в поэзии 90-х годов Бальмонта видны и другие её отличительные
черты: - стремление к мечтам, сновидениям, торжество над действительностью; - утверждение культа мимолетности, мгновения, мига; - условно-символический язык, состоящий из загадочных намёков и расплывчатых определений.

Стремление выразить более сложные, противоречивые состояния души потребовало от поэтов «серебряного века» нового отношения к поэтическому слову. Точные слова и конкретные значения исчезают, появляются намеки и недоговоренности. Поэты интенсивно используют метафоры.

Слайд 23

1900 годы – новый этап в поэтическом развитии Бальмонта. Выходит сборник стихотворений «Горящие

1900 годы – новый этап в поэтическом развитии Бальмонта. Выходит сборник стихотворений
здания»

уныло-сумрачное настроение сменяется радостным жизнеут-
верждающим мироощущением ;
на смену тоскливой жалобе – гимн бытию;
неподвижность сменяется движением;
полутона – яркими красками;
«усталый» герой перерождается в вольнолюбивую личность, устремлённую к Солнцу, т.е. свету, огню.

Слайд 24

«Я знаю, что есть два бога: бог покоя и бог движения. Я

«Я знаю, что есть два бога: бог покоя и бог движения. Я
люблю их обоих. Но я не долго медлю с первым. Я побыл с ним. Довольно. Я вижу быстрые блестящие глаза. Магнит моей души! Я слышу свист ветра. Я слышу пенье струн. Молот близ горнов. Раскаты мировой музыки. Я отдаюсь мировому. Мне страшно. Мне сладко. Мир вошёл в меня. Прощай, моё Вчера. Скорей к неизвестному Завтра!

Запах Солнца? Что за вздор! Нежно-светлоткаными
Нет, не вздор. Ландышами пьяными,
В солнце звуки и мечты, Что победно расцвели
Ароматы и цветы В остром запахе земли.
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор. Солнце светит звонами,
Листьями зелёными,
Солнце пахнет травами, Дышит вешним пеньем птиц,
Свежими купавами, Дышит смехом юных лиц.
Пробуждённою весной
И смолистою сосной, Так и молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Аромат Солнца Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!

Слайд 27

С 1901 по 1902 гг. Бальмонт работает над новым сборником стихотворений «Будем

С 1901 по 1902 гг. Бальмонт работает над новым сборником стихотворений «Будем
как Солнце». В нем он предпринял попытку построить космогоническую (Вселенскую) картину мира, в центре которой находилось верховное божество – Солнце. Себя Бальмонт уподоблял первобытному человеку, который слагает гимны стихийным силам, звёздам, Луне и т.д. Главная из жизненных стихий, считал поэт,- Огонь.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.

Слайд 28

Космогония определяет и новый лирический облик героя; его состояние души – это

Космогония определяет и новый лирический облик героя; его состояние души – это
горение, пожар чувств, любовный экстаз. Поэт славит желание, сладострастие, безумства ненасытной любви.

Пусть будет завтра и мрак и холод,
Сегодня сердце отдам лучу.
Я буду счастлив! Я буду молод!
Я буду дерзок! Я так хочу!

Слайд 29

Сборники стихотворений «Будем как Солнце» и «Только любовь. Семицветник» стали вершиной творчества

Сборники стихотворений «Будем как Солнце» и «Только любовь. Семицветник» стали вершиной творчества Бальмонта.
Бальмонта.

Слайд 31

В 1905 году выходит очередной сборник стихотворений «Литургия красоты. Стихийные гимны», в

В 1905 году выходит очередной сборник стихотворений «Литургия красоты. Стихийные гимны», в
которых начинает звучать вызов и упрёк современности, проклятие людям, отпавшим от первооснов Бытия, от Природы, от Солнца.

«Люди Солнце разлюбили, надо к Солнцу их вернуть.
Свет Луны они забыли, потеряли Млечный Путь».

Слайд 32

У поэта есть цель: домчаться « в мир чудесный, К неизвестной Красоте!»

Красота

У поэта есть цель: домчаться « в мир чудесный, К неизвестной Красоте!»
ему виделась и целью, и пафосом, и смыслом его жизни. Красота как цель. Красота, царящая и над добром, и над злом.

Слайд 33

В 1905 году обостряется национальная тема в творчестве Бальмонта. Теперь Россия в

В 1905 году обостряется национальная тема в творчестве Бальмонта. Теперь Россия в
стихотворениях поэта – это прежде всего древняя «былинная» Русь, предания и сказы. Выходят сборники стихотворений «Злые чары», «Жар – птица», «Зелёный вертоград», «Зовы древности», где Россия – представлена неотъемлемой частью общеславянского мира. «ЕСМЬ СЛАВЯНИН И ПРЕБУДУ ИМ»

Бог ветров и бурных гроз, Бог зиждительных дождей,
Бог славян, Перун, Влаги и огня,
Ты мне дал волну волос, В ярком пламени страстей
Золотистых струн. Не покинь меня.
Струн курчавых, не прямых, Дай мне, дай мне взрывов злых
Светлых завитков, Для журчанья струн,
Золотистый дал мне стих, Местью сделай ты мой стих
Много дал стихов. За моих, Перун!