Слайд 3В III тысячелетии до н.э. в долине реки Инд
возникла древнейшая цивилизация.
Сегодня археологи
![В III тысячелетии до н.э. в долине реки Инд возникла древнейшая цивилизация.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-2.jpg)
открыли древние города
Мохенджо-Даро и Хараппу.
Слайд 4Улицы древних городов были вполне благоустроены.
![Улицы древних городов были вполне благоустроены.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-3.jpg)
Слайд 6Уже в то время было
широко распространено
искусство глиптики
резьбы по камню.
Чаще всего мастера
![Уже в то время было широко распространено искусство глиптики резьбы по камню.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-5.jpg)
вырезали печати
с изображениями разных животных.
Слайд 7До сих пор
вызывает восхищение
бронзовая статуэтка
танцовщицы,
найденная
в Мохенджо-Даро.
![До сих пор вызывает восхищение бронзовая статуэтка танцовщицы, найденная в Мохенджо-Даро.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-6.jpg)
Слайд 8Во II тысячелетии до н.э. в долины Инда и Ганга
пришли племена ариев.
А
![Во II тысячелетии до н.э. в долины Инда и Ганга пришли племена](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-7.jpg)
в 321 году до н.э. здесь возникло первое
объединенное государство – империя Маурьев.
Слайд 10При царе Ашоке
государственной
религией Индии
становится
буддизм.
И почти сразу
в стране
начинается
каменное
строительство.
![При царе Ашоке государственной религией Индии становится буддизм. И почти сразу в стране начинается каменное строительство.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-9.jpg)
Слайд 11Именно в это время
была создана колонна,
на вершине которой
мастер поместил
львиные фигуры.
И сегодня это
![Именно в это время была создана колонна, на вершине которой мастер поместил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-10.jpg)
завершение
(капитель)
является
символом Индии.
Слайд 12Главной буддийской святыней становится ступа –
холм, на вершине которого хранятся буддийские реликвии.
![Главной буддийской святыней становится ступа – холм, на вершине которого хранятся буддийские реликвии.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-11.jpg)
Слайд 13Все ступы строились
по единому образцу,
который повторял
священный рисунок
мандалу
план устройства
всего космоса.
![Все ступы строились по единому образцу, который повторял священный рисунок мандалу план устройства всего космоса.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-12.jpg)
Слайд 14И действительно,
концентрические
круги ступы
обрамлялись
невысокой оградой
с четырьмя воротами,
ориентированными
строго по сторонам
света.
![И действительно, концентрические круги ступы обрамлялись невысокой оградой с четырьмя воротами, ориентированными строго по сторонам света.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-13.jpg)
Слайд 15Торана – ворота ступы особо почитались и украшались
как выходы и входы мира.
![Торана – ворота ступы особо почитались и украшались как выходы и входы мира.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-14.jpg)
Слайд 16Все резные изображения
ворот ступы
считались охранными
и выполнялись
мастерами
очень тщательно.
![Все резные изображения ворот ступы считались охранными и выполнялись мастерами очень тщательно.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-15.jpg)
Слайд 17Из Индии ступы
вместе с буддизмом
распространились по всей
Юго-восточной Азии.
![Из Индии ступы вместе с буддизмом распространились по всей Юго-восточной Азии.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-16.jpg)
Слайд 19На острове Ява возник даже целый комплекс ступ - Боробудур.
![На острове Ява возник даже целый комплекс ступ - Боробудур.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-18.jpg)
Слайд 20Выстроенный
на естественном холме,
Боробудур
полностью повторяет
традиционную
схему мира
мандалу
и олицетворяет
великую гору богов
Меру,
располагающуюся,
по преданию,
в центре
![Выстроенный на естественном холме, Боробудур полностью повторяет традиционную схему мира мандалу и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-19.jpg)
вселенной.
Слайд 21Паломник, обходя
каждый из уровней горы,
проходит
мимо множества
больших
и малых ступ.
![Паломник, обходя каждый из уровней горы, проходит мимо множества больших и малых ступ.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-20.jpg)
Слайд 22Во время обхода его сопровождает множество
священных надписей, рельефов и фигур будд.
![Во время обхода его сопровождает множество священных надписей, рельефов и фигур будд.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-21.jpg)
Слайд 23По долинам
небольших рек
высечены скальные
храмы и монастыри.
![По долинам небольших рек высечены скальные храмы и монастыри.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-22.jpg)
Слайд 24На протяжении
трех веков
буддийские монахи
высекали
удивительные
творения.
![На протяжении трех веков буддийские монахи высекали удивительные творения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-23.jpg)
Слайд 25Части
скального монастыря
1. Стамбха – мемориальная колонна;
2. Центральный зал храма;
3. Ритуальная ступа;
4. Обходная
![Части скального монастыря 1. Стамбха – мемориальная колонна; 2. Центральный зал храма;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-24.jpg)
галерея вокруг ступы.
1
2
3
4
1
2
Слайд 26Аджанта. Высеченный в скале вход в храм.
![Аджанта. Высеченный в скале вход в храм.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-25.jpg)
Слайд 28Молельный зал и ступа в 26-й пещере Аджанты.
![Молельный зал и ступа в 26-й пещере Аджанты.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-27.jpg)
Слайд 29Стены многих скальных
храмов покрыты росписями
на сюжеты буддийских легенд.
![Стены многих скальных храмов покрыты росписями на сюжеты буддийских легенд.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-28.jpg)
Слайд 30Очень рано
сложился
скульптурный канон
изображения
Будды.
Поза,
определенные положения
рук, ног и головы,
даже положение
пальцев рук
были строго
канонизированы.
![Очень рано сложился скульптурный канон изображения Будды. Поза, определенные положения рук, ног](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-29.jpg)
Слайд 31Каноническими становятся
и черты лица Будды.
Будда изображался
с миндалевидным
овалом лица,
с длинными мочками ушей
(знак благородного
происхождения),
третьим
![Каноническими становятся и черты лица Будды. Будда изображался с миндалевидным овалом лица,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-30.jpg)
глазом
или драгоценностью во лбу
(знак духовного видения),
бугром на темени
(знак мудрости).
Слайд 32Каноничны и позы
Будды.
Фигура Будды,
сидящего
в позе лотоса,
встречается
по всей
Юго-восточной Азии.
![Каноничны и позы Будды. Фигура Будды, сидящего в позе лотоса, встречается по всей Юго-восточной Азии.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-31.jpg)
Слайд 33Монахи любовно одевают будд
в желтые монашеские одежды.
![Монахи любовно одевают будд в желтые монашеские одежды.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-32.jpg)
Слайд 34Фигуры
сидящего Будды
продолжают
создаваться
и в XX веке.
![Фигуры сидящего Будды продолжают создаваться и в XX веке.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-33.jpg)
Слайд 35И в маленьких
литых
фигурках
мастера
пытаются
передать
совершенство
форм Будды.
![И в маленьких литых фигурках мастера пытаются передать совершенство форм Будды.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-34.jpg)
Слайд 36Другой канонической позой Будды стала «поза нирваны».
![Другой канонической позой Будды стала «поза нирваны».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-35.jpg)
Слайд 37Часто мастера передают внутреннее совершенство Будды
с помощью чистого цвета белого камня.
![Часто мастера передают внутреннее совершенство Будды с помощью чистого цвета белого камня.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-36.jpg)
Слайд 38В разных странах Юго-восточной Азии черты лица Будды
приобретают яркий национальный колорит.
![В разных странах Юго-восточной Азии черты лица Будды приобретают яркий национальный колорит.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/345536/slide-37.jpg)