Культура Древней Руси

Содержание

Слайд 2

ПОНЯТИЕПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТАРНАЯ НАРОДНАЯ СУБКУЛЬТУРЫ

РАЙОН ПОЯВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЕ СОСЕДЕЙ РАЙОН ПОЯВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЕ СОСЕДЕЙ

ПОНЯТИЕПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТАРНАЯ НАРОДНАЯ СУБКУЛЬТУРЫ РАЙОН ПОЯВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЕ СОСЕДЕЙ РАЙОН ПОЯВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЕ
РАСПРАСТРАНЕНИЕ ЦЕНТРЫ

УСЛОВИЯ УСЛОВИЯ ТРАДИЦИИ И ВЛИЯНИЯ И И ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ФИНАНСИРОВАНИЕ

ЦЕРКОВЬ КИРИЛЛ, НЕСТОР ЦЕРКОВНЫЕ КАНОНЫ

ФОЛЬКЛЁР ПИСЬМЕННОСТЬПИСЬМЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРА ПИСЬМЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРА ЗОДЧЕСТВОПИСЬМЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРА ЗОДЧЕСТВО РЕМЕСЛО МУЗЫКАМУЗЫКА ИЗО

ШЕДЕВРЫ ДОСТИЖЕНИЯ НЕДОСТАТКИ

ОЦЕНКИ УРОВЕНЬ НАСЛЕДИЕ УНИКАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДР.

IХ – XIII вв. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ КРЕЩЕНИЕ 988 г.

КУЛЬТУРА

Слайд 3

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ

КУЛЬТУРА - все виды и результаты преобразовательной деятельности человека

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРА - все виды и результаты преобразовательной деятельности человека
и общества.
ДЕЛЕНИЕ НА ЭЛИТАРНУЮ И НАРОДНУЮ ТОЛЬКО ОФОРМЛЯЛОСЬ
КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ – вид культуры, рассчитанный и доступный узкому кругу людей.
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА – народное творчество, опирающееся на традиции данной местности и отражающее основные духовные ценности народа.
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВПИТЫВАЛА МЕСТНЫЕ
СУБКУЛЬТУРА - малый культурный мир.(молодежи, профессиональных групп, горожан, крестьян, церкви, и др. ).
КАНОН – правило, норма, образец. Свод догм.

Схема

Слайд 4

КУЛЬТУРА РАЗВИВАЛАСЬ В УСЛОВИЯХ :

- СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

- СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ

- ПОЛИТИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРА РАЗВИВАЛАСЬ В УСЛОВИЯХ : - СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА - СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ -
РАЗДРОБЛЕННОСТИ

- СМЕНЫ ЯЗЫЧЕСТВА ХРИСТИАНСТВОМ

- ПОСТОЯННОЙ ВОЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Схема

Слайд 5

Византия

Степь

Варяги

СЛАВЯНЕ

УГРО-ФИНЫ

БАЛТЫ

ВЛИЯНИЯ

Схема

Византия Степь Варяги СЛАВЯНЕ УГРО-ФИНЫ БАЛТЫ ВЛИЯНИЯ Схема

Слайд 6

Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское и

Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское и
степное), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.
Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.
Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских и угро-финских племен. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.
Второй важнейшей составляющей явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии предопределило ее влияние на все направления русской культуры.

КУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ

Схема

Слайд 7

Приднепровье

Приильменье

ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРЫ

МОНАСТЫРИ

ГОРОДА

ВЛАДИМИР

НОВГОРОД

КИЕВ

Схема

Приднепровье Приильменье ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРЫ МОНАСТЫРИ ГОРОДА ВЛАДИМИР НОВГОРОД КИЕВ Схема

Слайд 8

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

Укрепляющееся государство финансировало культурные объекты для укрепления своего авторитета.
Христианская церковь также

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ Укрепляющееся государство финансировало культурные объекты для укрепления своего авторитета. Христианская
не жалела средств на создание произведений искусства для укрепления новой веры.
Нарождающаяся знать стремилась украсить свой быт произведениями искусства.
По этим трём направлениям и финансировалась культура того времени.

Ярослав Мудрый

Схема

Слайд 9

Создатели славянской письменности КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

НЕСТОР – летописец, автор «Повести временных лет»

Создатели славянской письменности КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ НЕСТОР – летописец, автор «Повести временных лет» Схема
Схема

Слайд 10

Оно в значительной степени предопределило идейную направленность и художественные особенности письменной литературы

Оно в значительной степени предопределило идейную направленность и художественные особенности письменной литературы
на Руси. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Схема

Слайд 11

ПИСЬМЕННОСТЬ

Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами и

ПИСЬМЕННОСТЬ Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами
резами", а также руническим письмом...
Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов.
Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаголицей и кириллицей. Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. В основу кириллицы было положено греческое торжественное (уставное) письмо. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии. Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев.

Создатели славянской письменности КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Схема

Слайд 12

ЛИТЕРАТУРА

Книги в то время были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV

ЛИТЕРАТУРА Книги в то время были рукописными. Материалом для письма вплоть до
в. служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным. В качестве недорогого материала для письма использовалась береста.
Вся древнерусская литература делится на переводную (религиозную, историческую) и оригинальную. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание Вся древнерусская литература делится на переводную (религиозную, историческую) и оригинальную. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения Вся древнерусская литература делится на переводную (религиозную, историческую) и оригинальную. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести, например «Слово о полку Игореве».
К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.

Схема

Слайд 13

л.

О

Новгородская берестяная грамота

НАЗАД

л. О Новгородская берестяная грамота НАЗАД

Слайд 14

ЛЕТОПИСАНИЕ

Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные

ЛЕТОПИСАНИЕ Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой
(«по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.
Древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет», составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них — Лаврентъевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения — единство и величие Русской земли. С XII в. расцвет получает летописание местных центров.

НЕСТОР – летописец, автор «Повести временных лет»

НАЗАД

Слайд 15

ЖИТИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ХОЖДЕНИЯ

Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных

ЖИТИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ХОЖДЕНИЯ Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц,
(т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.).
Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. Яркий образец нравоучительного красноречия — «Поучение Владимира Мономаха», представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.
Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) — разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра — «Хожение игумена Даниила» в Палестину.

НАЗАД

Слайд 16

Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве»

Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец
(конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества — мир и войну. Своеобразие «Слова о полку Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом.

«Слово о полку Игореве»

НАЗАД

ИТОГИ

Слайд 17

Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не

Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не
было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. После крещения Руси распространяется каменное строительство.
С конца Х в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей.
Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.

ЗОДЧЕСТВО

Золотые ворота в Киеве

Схема

Слайд 18

Каменное строительство начинается в конце Х в. Первые каменные сооружения были

Каменное строительство начинается в конце Х в. Первые каменные сооружения были построены
построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (2) (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол (1). В восточной части здания (алтарной)(3) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой (5), украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон-хоры(4), где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.
В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей.
В первой половине XI в. были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве В первой половине XI в. были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве и Новгороде, сохранившиеся до наших дней.
Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавье и пирамидальность, башенность. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, например Владимиро-СуздальскаяВладимиро-Суздальская и Новгородско-Псковская.

КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Схема

Слайд 19

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ

НАЗАД

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ НАЗАД

Слайд 20

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ

НАЗАД

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ НАЗАД

Слайд 21

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженным декоративизмом.

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженным декоративизмом.
Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире.

Церковь Покрова на Нерли

Золотые ворота во Владимире.

Успенский собор на р. Клязьме

Дмитриевский собор во Владимире

НАЗАД

Слайд 22

НАЗАД

ИТОГИ

НАЗАД ИТОГИ

Слайд 23

НАЗАД

НАЗАД

Слайд 24

НАЗАД

НАЗАД

Слайд 25

НАЗАД

НАЗАД

Слайд 26

НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость,

НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость,
простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице.

Новгородский кремль

Церковь Спаса на Нередице

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре

Псковский кремль

НАЗАД

Слайд 27

НАЗАД

НАЗАД

Слайд 28

НАЗАД

НАЗАД

Слайд 29

НАЗАД

НАЗАД

Слайд 30

НАЗАД

НАЗАД

Слайд 31

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло.
русских городах работали ремесленники более 100 специальностей.
Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, сканиИсключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерниИсключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII—XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины Х в. было широко развито изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева.
Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи.

Схема

Слайд 32

ПОНЯТИЯ

СХЕМА

ЗЕРНЬ – ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков.

ЭМАЛЬ – стекловидная

ПОНЯТИЯ СХЕМА ЗЕРНЬ – ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков. ЭМАЛЬ
масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет.

СКАНЬ – ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебреной проволоки в виде гладкой или свитой верёвочки.

НАЗАД

Слайд 33

МУЗЫКА

В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и

МУЗЫКА В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка
христианское богослужебное пение.
Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи — первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором.
Богослужебная музыка распространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах.

Схема

Слайд 34

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и
тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фрескамиДревнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаикамиДревнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами. Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее «рукопись лицевая». Скульптура была представлена в основном резьбой по дереву и камню, использовавалась в украшении стен храмов.

Схема

Слайд 35

ФРЕСКИ

Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были

ФРЕСКИ Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески
выполнены греческими мастерами. Изучение сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве приводит к выводу о влиянии русских традиций на живопись византийских мастеров. Основная тематика фресок — изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого) и бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).

Мозаика («мерцающая живопись») как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в Х—XI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты — специального стекловидного материала. На Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства. После XII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.

НАЗАД

Слайд 36

ИКОНЫ

Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены

ИКОНЫ Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены
на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Особенно тщательно выписывались лицо и руки, которым уделялось главное внимание. Все это должно было способствовать восприятию иконы как Божественного изображения.

ИЗО

ИТОГИ

Слайд 37

СКУЛЬПТУРА

Монументальная скульптура не получила распространения в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображения

СКУЛЬПТУРА Монументальная скульптура не получила распространения в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные
святых носили случайный характер и преследовались православной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широко распространена была лишь резьба по дереву и камню, использовавшаяся в украшении стен храмов.

НАЗАД

Слайд 38

ИТОГИ

Формирование самобытности
Расцвет местных школ
Шедевры: «СловоШедевры: «Слово…, ИконаШедевры: «Слово…, Икона…, Церковь…»
Пресечение языческого (скульптура)

ИТОГИ Формирование самобытности Расцвет местных школ Шедевры: «СловоШедевры: «Слово…, ИконаШедевры: «Слово…, Икона…,
Схема
Имя файла: Культура-Древней-Руси-.pptx
Количество просмотров: 207
Количество скачиваний: 0