Культура Древней Руси в Х-ХІІ веке

Содержание

Слайд 2

КУЛЬТУРА – это вся преобразовательная деятельность человека, выраженная в материальных и духовных

КУЛЬТУРА – это вся преобразовательная деятельность человека, выраженная в материальных и духовных памятниках и ценностях.
памятниках и ценностях.

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ:

Дошедшие до нас памятники связаны главным образом с церковью и христианской

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ: Дошедшие до нас памятники связаны главным образом с церковью и
идеологией
Наличие анонимности в работе (художник не должен оставлять своё имя на творении, т.к. это эгоистично по отношению к Богу)
Оказания влияния на древнерусскую культуру Византии и принятие христианства
Но в тоже время слабая связь с культурой Западной Европы
Не появление чего-то одного, а множество направлений в культуре Др. Руси (устного народного творчества, литературы, зодчества, живописи и др.)

Слайд 4

Форма заполнения таблицы направлений культуры Древней Руси: (на примере фольклора)

Форма заполнения таблицы направлений культуры Древней Руси: (на примере фольклора)

Слайд 5

ПИСМЕННОСТЬ:

Азбука – великий шаг каждого народа. Он нуждается в своей письменности, книгах

ПИСМЕННОСТЬ: Азбука – великий шаг каждого народа. Он нуждается в своей письменности,
и литературе. Рождение славянской письменности это заслуга греческих миссионеров Кирилла и Мефодия, который придумали «кириллицу» (А- «аз», Б- «буки», В- «веди», Д- «добро» и т. д.)

Слайд 6

Кирилл и Мефодий.

Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ),

Кирилл и Мефодий. Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ), и Михаил
и Михаил (после пострижения
в монахи - Мефодий),
братья из г. Солуни
просветители славян,
создатели славянской азбуки,
проповедники христианства.
Канонизированы и почитаются как святые
и на Востоке, и на Западе.
В православии почитаются как святые равноапостольные.

Слайд 7

Первые древнерусские книги были как в Европе рукописными и дорогими. Книги были

Первые древнерусские книги были как в Европе рукописными и дорогими. Книги были
украшены МИНИАТЮРАМИ – небольшими изящными картинками.
Писали на ПЕРГАМЕНТЕ (выделанная телячья кожа)
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь.
Рукописи большого формата писали в два столбца
Стали появляться переводы византийский церковный книг, жизнеописания христианский святых
Открывались школы при монастырях и церквях
Пример 1-х книг 1056-1057 гг. «Остромирово Евангелие», 1115 г. «Мстиславово Евангелие», 1073 г. «Изборник» - сборник изречений.

Слайд 8

В Остромировом Евангелии — три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк,

В Остромировом Евангелии — три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк,
Иоанн и Лука (составители Евангелия).

Евангелист Иоанн

Евангелист Лука

Евангелист Марк

Слайд 9

Письменность

Письменность

Слайд 10

ЛИТЕРАТУРА
представлена Житием, Летописями, Словом
Житие- литературное описание людей, причисленных к лику святых (

ЛИТЕРАТУРА представлена Житием, Летописями, Словом Житие- литературное описание людей, причисленных к лику
житие о Борисе и Глебе, автор Нестор)
Летопись- предание с ежегодными записями о текущих событиях («Свод игумена Никона» 70-е г. XIв., «Начальный Свод» 1093-95 гг., «Повесть временных лет» 1113г., автор – монах Киево-Печерской лавры Нестор, «Поучение детям», автор В. Мономах)
Слово- одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы, торжественное или поучающее обращение. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.
( «Слово о Законе и Благодати».

Слайд 11

СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА

Древнерусский текст
Не лепо ли ны

СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА Древнерусский текст Не
бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню!
Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.

"Слово о полку Игореве" - известнейший памятник древней русской литературы - описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем (1185 г.).
По времени написания "Слово" относят к 1187-1188 году.

Слайд 12

Летописи

Летописи

Слайд 13

Отрывок из Повести временных лет, XII в.

О расселении славян
Славяне пришли и сели

Отрывок из Повести временных лет, XII в. О расселении славян Славяне пришли
по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Поляне же жили в те времена отдельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев.

Слайд 16

СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА

И все это увидев, возрадуйся, и

СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА И все это увидев, возрадуйся,
возвеселись, и восхвали Бога Благого, всего устроителя. Ты видел уже, если не телом, то духом: Господь показывает тебе все сие. Тому радуйся и веселись, что семена веры твоей не иссушены зноем неверия, но с дождем Божия поспешения принесли обильные плоды.
Радуйся, апостол во владыках, не мертвых телами воскресивший, но нас, душою мертвых, умерших от недуга идолослужения, воскресивший. Ибо твоею (волей) ожили и жизнь Христову познали. Скорчены были бесовской ложью, но твоею (волей) выпрямились и на путь жизни вступили. Слепы были от бесовской лжи, но твоею (волей) простерлись сердечными очами; ослеплены (были) неведением, но твоею (волей) прозрели для света Трисолнечного Божества. Немы были, но твоею (волей) заговорили. И ныне уже, малые и великие, славим Единосущную Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты правдою был облечен, силою препоясан, истиною обут, умом венчан и милостью, как гривной и утварью златой, красуешься.

Слайд 17

Из "Поучения" Владимира Мономаха

Я, худой, дедом своим Ярославом, нареченный в крещении Василием,

Из "Поучения" Владимира Мономаха Я, худой, дедом своим Ярославом, нареченный в крещении
отцом возлюбленным и матерью благословенным, своею из рода Мономахов ... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях (т.е. перед смертью - В.Г.), помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра……..
…..И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.
Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: "Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь;
не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится". "О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего" в ничтожной этой жизни.

Слайд 18

ЖИТИЕ И ХОЖЕНИЕ ДАНИИЛА, ИГУМЕНА РУССКОЙ ЗЕМЛИ

"Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли

ЖИТИЕ И ХОЖЕНИЕ ДАНИИЛА, ИГУМЕНА РУССКОЙ ЗЕМЛИ "Житье и хожение Даниила, Русьскыя
игумена" не только древнейшее описание паломничества в Святую Землю, но и одно из первых замечательнейших созданий древней русской литературы. Исследователи предполагают, что Даниил пострижен в Киево-Печерском монастыре, позднее стал игуменом одного из монастырей Черниговской земли и возглавил русских паломников, совершивших "хожение" в Святую Землю в 1104-1107 гг.
Я, недостойный игумен Даниил, худший из всех монахов, смиренный, одержимый многими грехами, недоволен во всяком деле добром, понужден был своими помыслами и нетерпением, захотел видеть святой град Иерусалим и землю обетованную. И с Божией помощью посетил Иерусалим и видел Святые места, обходил всю землю Галилейскую и Святые места около града Иерусалима, где Христос ходил своими ногами и великие чудеса показал в тех местах Святых. И видел все своими очами грешными, что беззлобивый Бог позволил мне увидеть и что я долгое время жаждал увидеть
Братья и отцы, господа мои, простите меня грешного и не хулите мое худоумие и грубость, что написал о святом граде Иерусалиме и о земле той доброй и о своем хоженье по святым местам. Кто путешествовал со страхом Божиим и смирением, тот не погрешит никогда против милости Бога. Но я неподобно ходил по святым местам, во всякой лености и слабости, в пьянстве и творил всякие неподобные дела. Однако, надеясь на милость Божию и на вашу молитву, полагаю, простит Христос мои бесчисленные грехи. И вот описал свой путь и места святые и не горжусь и не хвалюсь своим путешествием, что будто бы сотворил доброе дело: ничего доброго в путешествии не делал, но только ради любви к святым местам написал обо всем, что видел своими глазами, дабы не забыть то, что пришлось недостойному мне увидеть.

Слайд 19

ЗОДЧЕСТВО

Можно поделить на два типа :
А) деревянное (крестьянские избы, боярские терема, характеризующиеся

ЗОДЧЕСТВО Можно поделить на два типа : А) деревянное (крестьянские избы, боярские
многояросностью строений, наличие пристроек, худ. резьбой по дереву)
Б) каменное (храмы, церкви, соборы. Часто применяется тип строительства заимствованный из Византии – крестово-купольное строение).Пример, в Киеве Десятинная церковь(25-главая ц. Успения Богородицы), Софийский собор 1037г., в Новгороде Софийский собор, но проще по постройке, всего 5 глав, сохранился до наших дней, в Чернигове Спасский собор и др.

Слайд 20

Деревянные строения

Деревянные строения

Слайд 21

Успенский собор
во Владимире
1158-1160

Церковь Покрова
на Нерли
1165 г.

Дмитриевский собор
во Владимире
1194-1197 гг.

Золотые ворота
во Владимире
1158-1164 гг.

Каменные

Успенский собор во Владимире 1158-1160 Церковь Покрова на Нерли 1165 г. Дмитриевский
строения

Слайд 22

Софийский собор в Киеве,1037г.

является первым значительным памятником древнерусского зодчества
храм был сооружен

Софийский собор в Киеве,1037г. является первым значительным памятником древнерусского зодчества храм был
на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников
первоначальная София Киевская была деревянной, и только несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Слайд 23

Собор Святой Софии. Новгород

Собор Святой Софии – главный православный храм Великого

Собор Святой Софии. Новгород Собор Святой Софии – главный православный храм Великого
Новгорода, возведенный в 1045–1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

Слайд 24

Золотые ворота. Киев

Собор Михаила Архангела в Смоленске (1191-1194)

Золотые ворота. Киев Собор Михаила Архангела в Смоленске (1191-1194)

Слайд 25

Кирилловская церковь (середина XII века) на окраине древнего Киева — Дорогожичах.

Кирилловская церковь (середина XII века) на окраине древнего Киева — Дорогожичах.

Слайд 26

ЖИВОПИСЬ

Представлена в виде :
А) фресок – роспись водяными красками по сырой штукатурке.
Б)

ЖИВОПИСЬ Представлена в виде : А) фресок – роспись водяными красками по
мозаики – рисунок или узор из разноцветных камешков, кусочков стекла.
А) икон -  живописное — реже рельефное — изображение богов и святых, являющееся предметом религиозного поклонения.

Слайд 27

Живопись

Богоматерь Владимирская

Спас Нерукотворный

Живопись Богоматерь Владимирская Спас Нерукотворный

Слайд 28

Мозаика

Фреска

Икона

Мозаика Фреска Икона

Слайд 30

Художественное ремесло

изготовление замков, оружия, кольчуг
ювелирные изделия
гончарные изделия

Художественное ремесло изготовление замков, оружия, кольчуг ювелирные изделия гончарные изделия

Слайд 31

ИНТЕРЕСНОЕ О СЛАВЯНАХ

Каждый мужчина в славянском поселении искусно владел топором, например, топором били

ИНТЕРЕСНОЕ О СЛАВЯНАХ Каждый мужчина в славянском поселении искусно владел топором, например,
«баклуши» — делали заготовки для деревянных ложек. Это была самая легкая работа, которую поручали старикам и детям. 
Если кто-то из славянских воинов бывал внезапно застигнутым нападением врагов, то он прятался в воде и мог находиться там очень долго, держа во рту трубку из камыша.
  Мужчина считался главным в семье, поэтому невеста должна была в знак покорности снять с жениха сапоги. На свадьбе присутствовали жрецы (колдуны), которые должны были оберегать молодых от злых сил.
Покойника сжигали на костре. Рядом с умершим клали горшок с едой, орудия труда, оружие.
В году пять основных праздников - Корочун (начало года, зимний солнцеворот 24 декабря), Комоедицы, или Масленица (весеннее равноденствие 24 марта), Купала (летний солнцеворот 24 июня), Перунов день (21июля) и Кузьминки (праздник урожая, праздник Рода, рожаниц ок. осеннего равноденствия 24 сентября).

Слайд 32

ИНТЕРЕСНОЕ О СЛАВЯНАХ

Древнерусские праздники были не многочисленны и в большинстве своем связаны

ИНТЕРЕСНОЕ О СЛАВЯНАХ Древнерусские праздники были не многочисленны и в большинстве своем
с различными периодами сельскохозяйственного производства и явлениями природы. Носили они преимущественно магический характер и составляли целостный календарный цикл.

Слайд 33

Стужня - Славянский Новый Год.

Новый год - Единственный Славянский праздник, который отмечается

Стужня - Славянский Новый Год. Новый год - Единственный Славянский праздник, который
на государственном уровне в Славянских государствах - это Новый год. Когда-то давным-давно, бог лютого холода Морок ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи, ставили на окно подарки: блины, кисель, печенье, кутью. Теперь же Морок превратился в этакого доброго старичка Деда Мороза, который сам раздаёт подарки. Таким он стал совсем недавно, в середине XIX века. Между прочим, в украшении ёлки есть глубокий обрядовый смысл: в вечнозелёных растениях, по поверьям, живут духи предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам.

Слайд 34

Стужня - Велесовы Дни.

Велесовы дни - Волосовы дни (совпадает с христианскими святками).

Стужня - Велесовы Дни. Велесовы дни - Волосовы дни (совпадает с христианскими
Вполне возможно, что моления Велесу не ограничивались только заключительным днем зимних святок, а начинались с нового года и продолжались все те шесть дней января, которые отмечены «разгулом нечисти». В пользу этого говорят болгарские новогодние обряды, в которых участвовали 12 «старцев», одетых в звериные и скотские маски и обвешанные по поясу коровьими бубенцами-боталами. Эти старцы – сурвакары (иногда их именовали «медведями») - сходились в ночь под новый год из разных деревень в село и начинали свое длительное и многообразное действо, состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженых. Среди масок есть маски медведя и быка.
Имя файла: Культура-Древней-Руси-в-Х-ХІІ-веке.pptx
Количество просмотров: 124
Количество скачиваний: 0