Культура эпохи средневековья

Содержание

Слайд 2

Средние века (средневековье) — эпоха господства в Западной и Центральной Европе

Средние века (средневековье) — эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального
феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности. Сменяется Возрождением. Охватывает период с IVпо XIV века. В некоторых регионах сохранялась и в гораздо более позднее время. Средневековье условно делится на Ранее Средневековье (IV—1 половина X века), Высокое Средневековье (2 половина X—XIII века) и Позднее Средневековье (XIV—XV века).

Слайд 3

1. ХРИСТИАНСКОЕ СОЗНАНИЕ – ОСНОВА СРЕДНЕВЕКОВОГО МЕНТАЛИТЕТА

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая

1. ХРИСТИАНСКОЕ СОЗНАНИЕ – ОСНОВА СРЕДНЕВЕКОВОГО МЕНТАЛИТЕТА Важнейшей особенностью средневековой культуры является
роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным соци­альным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредст­венно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о ми­ре, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах.

Слайд 4

2. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Раннее средневековье в Европе - это период с конца IV

2. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Раннее средневековье в Европе - это период с конца
в. до середины X в. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

Слайд 5

В период с V по Х в. на фоне общего затишья в

В период с V по Х в. на фоне общего затишья в
строительстве, архитектуре и изобразительном искусстве выделяются два ярких явления, важных для последующих событий. Это меровингский период (V -VIII вв.) и "каролингский ренессанс" (VIII - IX вв.) на территории Франкского государства.
.Меровингское искусство. Архитектура меровингской эпохи, хотя и отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, подготовила вместе с тем почву для расцвета дороманского зодчества в период "каролингского возрождения".
"Каролингский ренессанс". В каролингском искусстве, воспринявшем как позднеантичную торжественность и византийскую импозантность, так и местные варварские традиции, сложились основы европейской средневековой художественной культуры.
Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками и фресками.

Слайд 6

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и
возрождаться. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла церковь, которая развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. Как говорили современники: «Европа покрылась новым белым платьем церквей». Возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, Развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства - живопись, театр, музыка, скульптура.

3.Высокое Средневековье

Слайд 7


Особенности литературы этой поры:
Формируются и процветают новые сословные направления: рыцарская и

Особенности литературы этой поры: Формируются и процветают новые сословные направления: рыцарская и
городская литература.
Расширилась сфера литературного употребления народных языков: в городской литературе предпочитают народный язык, даже церковная литература обращается к народным языкам.
Литература обретает абсолютную самостоятельность по отношению к фольклору.
Возникает и успешно развивается драматургия.
Продолжает развитие жанр героического эпоса.

Слайд 8

Музыка

Развитие музыкальной теории в Западной Европе осуществлялось в рамках церковной учености. Наследуя

Музыка Развитие музыкальной теории в Западной Европе осуществлялось в рамках церковной учености.
традиции древних греков, философы рассматривали музыку в системе семи «свободных искусств», где она соседствовала с арифметикой, геометрией и астрономией. Знание музыки, основанное на понимании законов красоты числа и пропорций, ценилось выше практики: «Музыкант тот, кто приобрел познания в науке пения не рабством практического пути, а разумом с помощью умозаключений» (Боэций).

Слайд 9

Театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью.

Театр в форме литургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью.
Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, многие из которых содержали театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драмати­зации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой. Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье.

Средневековый театр

Слайд 10

Великие архитектурные стили :

Романский стиль

Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой

Великие архитектурные стили : Романский стиль Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем
Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Своё название романский стиль получил от латинского слова "Рома" - Рим, поскольку архитекторы этого времени применяли древнеримские строительные приемы.

Слайд 11

Готический стиль

Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по

Готический стиль Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по
всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

Слайд 12

Классические образцы готического стиля

Одна из известнейших построек средневековья, выполненных в

Классические образцы готического стиля Одна из известнейших построек средневековья, выполненных в готическом
готическом стиле,- Собор Парижской Богоматери- памятник искусства, овеянный тайнами и легендами.

Слайд 13

4. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период

4. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в
классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.

Слайд 14

В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не

В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не
страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.
Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.
Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник.
Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Слайд 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, средние века в Западной Европе — время напряженной духов­ной жизни, сложных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, средние века в Западной Европе — время напряженной духов­ной жизни,
и трудных поисков мировоззренческих конст­рукций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и зна­ния предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на ос­нове доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, но­вый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования.
В средние века культура выполнила роль «строительных лесов» по отношению к западной культуре: когда «здание» европейской культуры было построено, культуру Средневековья «разобрали» и забыли. Но без неё западная культура не возникла бы.
Имя файла: Культура-эпохи-средневековья.pptx
Количество просмотров: 267
Количество скачиваний: 0