Культура Европы в эпоху Возрождения (Ренессанса) и Нового времен

Содержание

Слайд 2

Дата: 09.03.2022, группа: ТОРО-418.
Тема №6 Культура Европы в эпоху Возрождения и Нового

Дата: 09.03.2022, группа: ТОРО-418. Тема №6 Культура Европы в эпоху Возрождения и
времени
Задание: законспектировать слайд № 3,4,6,14,15,16,17,18,19,20

Культура Европы в эпоху Возрождения (Ренессанса) и Нового времени»

План:
Понятие Возрождения. Ренессанс как «Возрождение Античности».
Периодизация эпохи итальянского возрождения
Крупнейшие представители культуры (литературы, живописи, скульптуры, архитектуры) Возрождения.
Общие характеристики эпохи Нового времени
Культура XVII в. «Век гениев»
Культура XVIIIв. «Век разума»
Культура ХІХ в.

Слайд 3

(XV-XVI вв)

1. Переходный период от Средневековой культуры к Новому времени (просвещению);
2.

(XV-XVI вв) 1. Переходный период от Средневековой культуры к Новому времени (просвещению);
Переход от общества феодального – к буржуазному (капиталистическому)
3. Проявление интереса к культуре античности

фр. Renaissance, итал. Rinascimento

Слайд 4

Возрождение (Ренессанс) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и

Возрождение (Ренессанс) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и
Центральной Европы (в Италии 14 - 16 вв., в других странах конец 15 - 16 вв..), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность.

Впервые термин «Возрождение» применил художник и искусствовед Джорджо Вазари, автор "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1500), где он определил развитие искусства в Италии XV-XVI веков как возрождение после долгих лет упадка в эпоху Средневековья, т.е возрождение культуры древности

Слайд 6

Итальянское Возрождение принято делить на 4 периода:
Проторенессанс (вторая половина XIII – XIV вв.);
Раннее

Итальянское Возрождение принято делить на 4 периода: Проторенессанс (вторая половина XIII –
Возрождение (XV в.);
Высокое Возрождение (последняя четверть XV – первая треть XVI вв.);
Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).

Слайд 7

Данте Алигьери (итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка,

Данте Алигьери (итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель)
политический деятель)

Слайд 8

Франческо Петрарка (итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей

Франческо Петрарка (итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса)
итальянского Проторенессанса)

Слайд 9

Лопе де Вега (испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века

Лопе де Вега (испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании)
Испании)

Слайд 10

Уильям Шекспир (английский драматург, поэт и актер) произведения: Ромео и Джульетта, Гамлет, Буря

Уильям Шекспир (английский драматург, поэт и актер) произведения: Ромео и Джульетта, Гамлет, Буря

Слайд 11

произведения Мона Лиза (Джаконда)

Леонардо да Винчи
(итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер, техник, математик,

произведения Мона Лиза (Джаконда) Леонардо да Винчи (итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер,
анатом, ботаник, музыкант, философ)

Слайд 12

Рафаэль
(итальянский живописец, график и архитектор)

Произведения Сикстинская мадонна

Рафаэль (итальянский живописец, график и архитектор) Произведения Сикстинская мадонна

Слайд 13

Микеланджело Буанарроти
(итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт). 

произведения
Давид, роспись Сикстинской капеллы

Микеланджело Буанарроти (итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт). произведения Давид, роспись Сикстинской капеллы

Слайд 14

Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, оставив

Эпоха Возрождения внесла огромный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, оставив в
в наследство человечеству произведения, которые, в свою очередь, стали неиссякаемым источником вдохновения для последующих поколений творцов искусства.
Происходит бурное развитие науки, прежде всего в области математики и естествознания. На этой основе складывается новое представление о Вселенной.
Рождается новый метод исследования природы – сочетание опыта (практики) и теории (разума). Возникают идеи о праве человека на свободу, счастье, на развитие и проявление своих способностей, достойное духовное и физическое существование.

Слайд 15

XVII в. – эпоха зарождения, становления рационализма и научного мировоззрения; критика феодализма
XVIII

XVII в. – эпоха зарождения, становления рационализма и научного мировоззрения; критика феодализма
в. – эпоха Просвещения и Великой французской революции
XIX в. – эпоха расцвета буржуазной культуры и начало ее кризиса

Общие характеристики эпохи Нового времени

Слайд 16

Рационализм

Р. Декарт: разум – главное орудие в познании мира
Становление науки как альтернативы

Рационализм Р. Декарт: разум – главное орудие в познании мира Становление науки
религии в объяснении мироздания (методология науки)
В экономике – строгий расчет, продуманная организация труда
В политике – подчинение государства принципам целесообразного функционирования
В обыденной жизни – опора на здравый смысл

Слайд 17

Практицизм

Ф. Бэкон: знание – сила, его источник – опыт, а мерило ценности

Практицизм Ф. Бэкон: знание – сила, его источник – опыт, а мерило
– практическая польза
Стремление извлечь пользу во всех сферах деятельности
в экономике – приумножение богатства,
в науке – теория всегда проверяется практикой, экспериментом
научные открытия проникают в технику и производство, что приводит к промышленному перевороту и становлению техногенной цивилизации

Слайд 18

Свобода и автономность личности

Все люди равны по рождению и обладают естественными правами
Человек

Свобода и автономность личности Все люди равны по рождению и обладают естественными
свободен в выборе и совершает его руководствуясь понятиями пользы и целесообразности
Формируется новый образ человека – активная, рациональная, ответственная за свою деятельность перед людьми и Богом, автономная, самостоятельная личность.

Слайд 19

Экспансионизм

Стремление господствовать над природой и управлять ею.
Расширение влияния Европы во всем мире

Экспансионизм Стремление господствовать над природой и управлять ею. Расширение влияния Европы во
и становление колониальных империй

Слайд 20

Искусство

Формирования понятия «стиля» в искусстве
Осознанность стилевых принципов и задач творчества
Формирование национальных школ
Сосуществование

Искусство Формирования понятия «стиля» в искусстве Осознанность стилевых принципов и задач творчества
художественных стилей и двух тенденций в искусстве – рациональной и эмоциональной
Рациональная – (Античность – Возрождение) – Классицизм – Ампир – Реализм
Эмоциональная – (Готика) – Барокко – Рококо – Романтизм

Слайд 23

Научная революция

Формируется методология классического естествознания в трудах Р.Декарта и Ф. Бэкона
Важнейшими методами

Научная революция Формируется методология классического естествознания в трудах Р.Декарта и Ф. Бэкона
научного познания становятся эксперимент, механическая гипотеза

Культура XVII в. «Век гениев»

Слайд 24

Утверждение гелиоцентрической системы мироздания в трудах Г. Галилея, И. Кеплера
Становление механики и

Утверждение гелиоцентрической системы мироздания в трудах Г. Галилея, И. Кеплера Становление механики
механистической картины мира (И. Ньютон)

Слайд 25

Цель науки – открыть объективные законы существования и развития природы и общества
Появляются

Цель науки – открыть объективные законы существования и развития природы и общества
новые формы организации исследовательской работы – научные общества, Академии наук

Слайд 26

Производство и техника

Развитие мануфактур и двигателя мануфактурного производства – водяного колеса
Винтовой пресс

Производство и техника Развитие мануфактур и двигателя мануфактурного производства – водяного колеса
в книгопечатании и чеканке монет, появление пружинных и маятниковых часов

Слайд 27

Эпоха расцвета абсолютистских монархий (Франция – век Людовика XIV) – один монарх,

Эпоха расцвета абсолютистских монархий (Франция – век Людовика XIV) – один монарх, один закон, одна религия
один закон, одна религия

Слайд 28

Общество

Т. Гоббс: государство – общественный договор – в обществе каждый преследует свои

Общество Т. Гоббс: государство – общественный договор – в обществе каждый преследует
интересы и происходит «война всех против всех», необходимо отдать часть своих прав в пользу государства и условиться о соблюдении законов во имя сохранения мира.

Дж. Локк: государство лучше всего обеспечивает сохранение прав гражданина руководствуясь принципом разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная)

Слайд 29

Искусство

Барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется

Искусство Барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и
в большинстве католических стран, связано с Контрреформацией.
Характеристики: грандиозность, пышность и динамика, пристрастие к эффектным зрелищам, сильным контрастам, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей
Виды искусства: культовая архитектура, скульптура, живопись

Слайд 30

Архитектура и скульптура: Л. Бернини

Архитектура и скульптура: Л. Бернини

Слайд 33

Живопись: Караваджо, Караччи, Д. Веласкес, П.П. Рубенс, Рембрандт

Живопись: Караваджо, Караччи, Д. Веласкес, П.П. Рубенс, Рембрандт

Слайд 37

Классицизм – (от лат. сlassicus - образцовый) возник во Франции, отражал идеалы

Классицизм – (от лат. сlassicus - образцовый) возник во Франции, отражал идеалы
абсолютизма и Просвещения
Характеристики: нравственный и героический пафос, утверждение гражданственных идеалов, вера в разумного человека, сознающего свой долг, интерес только к возвышенному и значимому.
Виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, литература, театр
Деление видов и жанров искусства на высокие и низкие

Слайд 41

Просвещение возникло в Англии
Оформилось как значительное идейное течение во Франции, Германии, России
Резкая

Просвещение возникло в Англии Оформилось как значительное идейное течение во Франции, Германии,
критика церкви и религии
Основная задача – пропаганда и распространение научных знаний как способ изменить человека и общество к лучшему (энциклопедия)

Культура XVIIIв. «Век разума»

Слайд 42

Энциклопедисты

Д.Дидро

Вольтер

Ж-Ж. Руссо

Ш. де Монтескье

Энциклопедисты Д.Дидро Вольтер Ж-Ж. Руссо Ш. де Монтескье

Слайд 43

Искусство

Рококо – (от фр. «rocaille» - ракушка) стиль возник во Франции в

Искусство Рококо – (от фр. «rocaille» - ракушка) стиль возник во Франции
н. XVIIIв. как развитие стиля барокко.
Характеристики: изысканность, декоративность интерьеров и композиций, игривость, любовные сюжеты
Виды искусства: архитектура, живопись, интерьер, мода

Слайд 50

Ампир (от фр. «empire» - империя) – дворцовый стиль, возник во Франции

Ампир (от фр. «empire» - империя) – дворцовый стиль, возник во Франции
в эпоху правления Наполеона, стал завершающим этапом классицизма, получил распространение в России
Характеристики: обращение к Римской античности, милитаризм, торжественность и парадность интерьеров, симметрия и строгость форм.
Виды искусства: архитектура, интерьер, скульптура

Слайд 54

Сформировалась индустриальная цивилизация как результат промышленной революции:
Фабричное и заводское производство, рост производительности

Сформировалась индустриальная цивилизация как результат промышленной революции: Фабричное и заводское производство, рост
труда
Переход к выпуску массовой стандартизированной продукции
Бурный рост городов как индустриальных и культурных центров

Культура ХІХ в.

Слайд 55

Повышение уровня благосостояния и изменение условий жизни с помощью техники (телефон, телеграф,

Повышение уровня благосостояния и изменение условий жизни с помощью техники (телефон, телеграф,
фотография, кинематограф, паровоз, автомобиль, электрический трамвай, метро, паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация и т.д.)
Формируется средний класс, возникает социальное напряжение между буржуазией и пролетариатом.
Главной ценностью индустриальной цивилизации становится технический прогресс.
Формирование системы наук и междисциплинарных исследований. Разрабатываются электромагнитная теория света (Д. Максвелл), теория строения атома (Э. Розерфорд, Н. Бор), изучается явление радиоактивности (А. Беккерель, П. Кюри),

Слайд 56

Искусство

Романтизм – идейное течение в философии и искусстве, возник как реакция на

Искусство Романтизм – идейное течение в философии и искусстве, возник как реакция
Просвещение и технический прогресс. Получил распространение в Германии, Англии, России
Характеристики: сосредоточенность на частном и личном, эмоциональном состоянии, интерес к народной культуре, всему странному, мистическому.
Виды искусства: литература, музыка, живопись

Слайд 58

Реализм (критический реализм) – стиль в искусстве, главной задачей которого является объективное

Реализм (критический реализм) – стиль в искусстве, главной задачей которого является объективное
и всестороннее отражение социальной реальности.
Виды искусства: литература, живопись