Культура Грузинского Христианства

Содержание

Слайд 8

«<…> Все непременно должны знать, и особенно население Цхинвальского региона (и также

« Все непременно должны знать, и особенно население Цхинвальского региона (и также
жители Абхазии), что с ними грузины не воюют и никто не желает их изгнать. Грузия защищает целостность своих границ. Это справедливое желание, и оно находится в согласии с международными нормами. Всем известно, что автономия Южной Осетии является результатом насильственного захвата нашей страны властью Советов. Эта автономия на нашей исторической территории была создана лишь 80—90 лет назад, и она не должна быть использована как основа сепаратизма. <…> Мы и в дальнейшем желаем мирно сосуществовать, но грузинский народ никогда не смирится с посягательством на свои границы. Грузия никогда не присваивала чужих территорий, но свои защищала до конца. Так что это борьба за нашу территориальную целостность, а не этноконфликт. <…> Обращаемся к правительству России и призываем прекратить совершенно неоправданные агрессивные действия на территории Грузии и своей поддержкой не подстрекать сепаратистские силы.»

Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Грузии, Архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети

Слайд 12

ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ:
Желание рассказать чуть больше о христианстве в Грузии,

ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ: Желание рассказать чуть больше о христианстве в Грузии,
чем можно узнать из стандартного фильма или брошюры.
Желание вызвать у этнических грузин, учащихся по историческому, филологическому и теологическому направлениям, интерес к христианскому наследию их исторической Родины.

Слайд 13

1) История Грузинской Церкви / Митрополит Анания Джапаридзе
2) Иберия в процессе христианизации (I —

1) История Грузинской Церкви / Митрополит Анания Джапаридзе 2) Иберия в процессе
IV вв) / Матешвили Л.Д
3) Краткий очерк грузинской церковной истории/ Католикос-Патриарх Кирион II
4) Краткий обзор истории Грузинской Православной Церкви/ Архиепископ Николай Пачуашвили
5) История грузинской церкви до конца VI века/ Михаил Павлович Сабинин
6) Краткая история грузинской церкви/ Платон Иоселиани
7) Краткий очерк церковно-исторической жизни православной Грузии со времени появления в ней христианства и до вступления ее в подданство России/ Н.Ф.Покровский
8) Судьбы Грузинской Церкви/ Иван Дурново
9) История Абхазии без фальсификаций/Зураб Папаскири
10) Ислам в Грузии/ А.Сихарулидзе, М.Урушадзе
11) Люди Грузинской Церкви/ Лучанинов
12) Античная философская традиция и формирование христианского мировоззрения в Грузии/ Рамин Джинчарадзе
13) Теология и философия в Средневековой Грузии/ Тенгиз Иремадзе
14) Древне-грузинская историческая литература/ Иванэ Джавахишвили
15) История Грузии/ Николоз Бердзенишвили, Иванэ Джавахишвили
16) Тбилиси как один из научных центров / А. Бочоришвили
17) История Армении/ Мовсес Хоренаци
18) Грузинская агиографическая литература
19) Картлис Цховреба
20) Грузинская Церковь на Святой Земле/ Яна Чехановец
Храмы грузинской Турции / Вахтанг Гинтури
Духовная миссия грузин/ З.Гамсахурдия

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 14

Грузинская Церковь всегда защищала народ , никогда не забывая его славу
Илья

Грузинская Церковь всегда защищала народ , никогда не забывая его славу Илья Чавчавадзе
Чавчавадзе

Слайд 15

Не упрекай меня за то, что дружбы руку
Протягивать спешил я всем,

Не упрекай меня за то, что дружбы руку Протягивать спешил я всем,
кого встречал,
Что низость, яд вражды и недоверья муку
Между собратьями всегда я отрицал.
Нес веру в доброту людскую я, как светоч,
Когда был ясный день, когда царила тьма,
И сердце, верою той благостной согрето,
Сопротивлялось доводам ума.
Не говори, что это было заблужденьем,
Иль безрассудством, призрачной мечтой,
Верни мне веру ту: отдам я предпочтенье
Не опыту ума,— ошибке прежней той!
Я веру потерял!.. И нет былых наитий
И сердце холода бездушного полно,
Как опустевшая, забытая обитель,
Где жизни нет следа, где зябко и темно.
Блажен, кому хоть раз дано судьбою было
Почувствовать в груди горячей веры пыл,
Блаженней тот стократ, кто сердце до могилы
Исполненное веры сохранил!
Не упрекай меня за то, что дружбы руку
Протягивать спешил я всем, кого встречал,
Что низость, яд вражды и недоверья муку
Между собратьями всегда я отрицал!
1877 Пер. Б. Серебрякова

Слайд 16

Письмо царя Свимона (16 век):
‘’За распятого Иисуса Христа, за любовь к

Письмо царя Свимона (16 век): ‘’За распятого Иисуса Христа, за любовь к
Господу положу голову, пролью кровь свою и своего сына, но не отступлю от борьбы с турками , не допущу, чтобы неоценимая кровь, которую пролил Христос за нас, пропала.’’

Слайд 17

АНЕКДОТ НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ:
В Армении проводились раскопки. Была найдена проволока. Написан

АНЕКДОТ НА АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ: В Армении проводились раскопки. Была найдена проволока. Написан
труд "О существовании проволочного телеграфа в древней Армении."
Через год в Грузии, в Тбилиси, проводились раскопки, никакой проволоки не нашли. Была написана работа "О существовании беспроволочного телеграфа в Грузии"

Слайд 18

СОДЕРЖАНИЕ:
1) Единобожие (монотеизм) до принятия Христианства
в Грузии
(самоназвание – Сакартвэло)

СОДЕРЖАНИЕ: 1) Единобожие (монотеизм) до принятия Христианства в Грузии (самоназвание – Сакартвэло)

Упоминание предков грузин в Библии, евреи в древней Грузии.
2) Появление апостолов в Грузии,откушенный палец апостола Андрея жителями Колхиды,святая Нино, вклад Ассирийских Отцов в развитие Церкви, люди Грузинской Церкви, влияние
Христианства на политико-культурное устройство Грузии, наследие Грузинской Церкви, значение Христианства для грузинского самосознания.

Слайд 19

Древнейшие предания:
Картлис Цховрэба: мосхи и Ветхий Завет, Говорящий Армазский идол – предвестник

Древнейшие предания: Картлис Цховрэба: мосхи и Ветхий Завет, Говорящий Армазский идол –
Христовой проповеди (см. ‘’История Грузии’’ царевича Теймураза)
Иудеи в Грузии, милоть пророка Илии, единобожие до принятия Христианства
Царь Рев праведный

Слайд 21

«Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских!» (Пс.

«Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских!» (Пс.
119, 5);
Мосох(Мешех) ассоциируется грузинскими церковными историками с мосхами
Древнегреческий историк Гекатей Милетский отмечал, что мосохи это колхское (западногрузинское) племя , как и Страбон ( и ряд других ученых)

Колхидские монеты VI-III до н.э.

Заметим, что интернет-ученые очень любят оспаривать идеи о колхском происхождении мосхов, поэтому разговоры на данную тему всегда изобилуют весельем ☺

Слайд 22

Грузинский историк и епископ Леонтий Мровели утверждал, что все народы Кавказа имеют

Грузинский историк и епископ Леонтий Мровели утверждал, что все народы Кавказа имеют
общего предка, который берет свое начало от детей потомков Адама и Евы

Согласно грузинскому историку Леонтию Мровели у Таргамоса (Фогармы) было 8 потомков, от которых произошли населяющие Кавказ народы.
Данное предание можно найти в летописи XI века ‘’Жизнь картлийских царей.’’
Родоначильником грузин считался Картлос, правнук Иафета, праправнук Ноя

Слайд 23

Статуя царя-реформатора Парнаваза на проспекте Кетеван Цамебули в Тбилиси, Грузия .

Армазский идол

Статуя царя-реформатора Парнаваза на проспекте Кетеван Цамебули в Тбилиси, Грузия . Армазский
– предвестник Христовой проповеди

В книге царевича Теймураза ‘’История Грузии’’ мы узнаем о предании, согласно которому в момент рождения Иисуса Христа верховный грузинский идол Армази заговорил :
‘’Рожден я от святейшего света. Новорожденный готован затмить мой свет.’’

Слайд 24

Евреи в Грузии
Принято считать, что евреи в Грузии появились после разрушения

Евреи в Грузии Принято считать, что евреи в Грузии появились после разрушения
Второго Храма, так как упоминание об этом есть в грузинской летописи Картлис Цховреба. Однако, стоит отметить, что эта мысль подвергается критике ряда исследователей. Стоит отметить, что были найдены еврейские захоронения, а также могилы первых христиан.
По преданию евреи принесли милоть пророка Илии
Именно еврейское население Грузии было опорой святой Нино для проповеди
Предание гласит, что грузинские левиты вели переписку с первосвященником Анной

Слайд 25

В сентябре 1998 года Грузия праздновала 2600-летие совместного проживания грузинского и еврейского

В сентябре 1998 года Грузия праздновала 2600-летие совместного проживания грузинского и еврейского народов Хэдэр, Грузия
народов

Хэдэр, Грузия

Слайд 26

Царь Рев запретил приносить Армазскому идолу в жертву детей и в качестве

Царь Рев запретил приносить Армазскому идолу в жертву детей и в качестве
жертвы приказал использовать овец и коров. Во все эпохи было делом трудным и рискованным вступать в конфронтацию с духовенством, однако Реви не сдался и своего добился, за что народ прозвал его "Рев Праведный."
Бытует мнение, что он был знаком с Евангельскими текстами
Царь Рев отменил запрет на исповедание христианства, хотя оставался язычником
Причислен к лику святых

Слайд 27

Апостолы в Иверии и Колхиде

В Картлис Цховрэба сказано, что Грузия ‘’досталась’’

Апостолы в Иверии и Колхиде В Картлис Цховрэба сказано, что Грузия ‘’досталась’’
Святой Мариам Богородице (ღვთისმშობლი/ Гхвтисщобэли) , но вместо нее в Грузию прибыл апостол Андрей.
‘’Которые их не приемлют – те враги мои.’’ Житие Илариона Грузина
Последователем апостола Андрея был колх Палма, который стал епископом
Проповедь под Чкондиди, откушенный палец
Согласно определению Руис-Урбнисского Собора* апостол Андрей проповедовал по всей территории Грузии, а не только Колхиды.
*инициатор Собора царь Давид
Нерукотворный образ святой Мариам Богородицы (ღვთისმშობლი / Гхвтисщобэли)

Слайд 28

Ац­кур­ский об­раз – ко­пия неру­ко­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­не­сен­ный в Гру­зию свя­тым

Ац­кур­ский об­раз – ко­пия неру­ко­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­не­сен­ный в Гру­зию свя­тым
апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным

В Ацкури апостол воскресил сына вдовы местного правителя Самдзивара; ап. Андрей усмирил гнев жрецов храма Аполлона и Артемиды, оставив икону на ночь в языческом храме, где статуи богов наутро оказались разбитыми. По просьбе уверовавших самцхийцев ап. Андрей создал нерукотворную копию иконы, приложив обычную доску к Образу Пресв. Богородицы, новый образ был поставлен в небольшой часовне в Ацкури, откуда и произошло название иконы
(КЦ. Т. 1. C. 38-42).

Слайд 29

Храм святого Стефана, заложенный Фаддеем Степанцмидским, каппадокийским подвижником, одним из ассирийских отцов

Храм святого Стефана, заложенный Фаддеем Степанцмидским, каппадокийским подвижником, одним из ассирийских отцов V - VI век
V - VI век

Слайд 31

Апостолы в Иверии (Восточная Грузия) и Колхиде (Западная Грузия)

Ефрем Мцире (Ефрем

Апостолы в Иверии (Восточная Грузия) и Колхиде (Западная Грузия) Ефрем Мцире (Ефрем
Малый) писал о проповеди апостола Варфоломея в Грузии, что схоже с мнением итальянского миссионера и путешественника Арканджело Ламберти, автора книги ‘’Описание Колхиды.’’

2) Эпифан Константинопольский сообщал, что впоследствии апостола сопровождали апостолы Симон Кананит и Матфей
3) Упоминал о проповеди апостола Андрея и Евсевий Кесарийский

4) Георгий Мтацминдели(Святогорец) защищал права грузинской автокефалии в Византии (также было уопмянуто и обвинение в искажении текстов Писания)
5) По преданию апостол Симон похоронен в Сохуми (Себастополис)

Слайд 32

Священномученник Климент Римский имел большое влияние на колхов
(по свидетельству святого Поликарпа)

Священномученник Климент Римский имел большое влияние на колхов (по свидетельству святого Поликарпа)

Слайд 33

Святая Нино

Святая Нино

Слайд 34

Упоминания:
Латинский церковный историк Руфин сообщает нам о девушке по имени Нонна

Упоминания: Латинский церковный историк Руфин сообщает нам о девушке по имени Нонна

Армянский историк Мовсес Хоренаци упоминает святую Нино в своей книге ‘’История Армении.’’
О святой можно узнать из грузинского свода летописей ‘’Картлис Цховрэба.’’
Родство со святым Георгием и Патриархом Ювеналием
Приход Нино в Грузию в 303 году (постановление Руис- Урбнисского Собора) *Год смерти святого Георгия
Покоится в Бодбийском женском монастыре

Слайд 36

XI век (постройка)

Всегда прекрасен этот храм: утром, освещаемый солнцем, он отливает цветом

XI век (постройка) Всегда прекрасен этот храм: утром, освещаемый солнцем, он отливает
ящерицы; к закату весь омыт золотом, а в сумерки, когда на него глядит звездный свод, контуры его, полные суровой гармонии, как бы рассекают небо.
‘’Десница великого мастера’’ Константинэ Гамсахурдиа

IV век (первый собор)

Слайд 38

Траурные чохи, Гамсахурдиа второй слева

Траурные чохи, Гамсахурдиа второй слева

Слайд 41

Усыпальница, Бодбе

Усыпальница, Бодбе

Слайд 42

Святая Шушаник – хранительница креста:
Крест святой Нино хранила святая Шушаник (см.

Святая Шушаник – хранительница креста: Крест святой Нино хранила святая Шушаник (см.
Яков Цуртавели ‘’Мученичество Шушаник’’ 5 век.
Несколько сотен лет крест находился в армянском монастыре Ванадад, затем в Карсе, из Карса унесен армянским католикосом Василием в город Ани, откуда взят царем Давидом 4 Строителем при спасении захваченной Армении к Грузии
Шушаник, отказавшись отречься от христианства, шесть лет подвергалась унижениям, побоям и заточениям в темнице, а на седьмой год скончалась.

Слайд 43

Святой Сухий - православный святой I—II веков, особо почитаемый в Армении, Осетии

Святой Сухий - православный святой I—II веков, особо почитаемый в Армении, Осетии
и Грузии.
Канонизирован Грузинской и Армянской Церквями

Слайд 44

Ассирийские Отцы

В 6 веке в Грузию прибыли 13 Ассирийских Отцов
По свидетельству

Ассирийские Отцы В 6 веке в Грузию прибыли 13 Ассирийских Отцов По
летописца ‘’До прихода ассирийских отцов во всей цилканской епархии не было ни одного богослужения, ни веры православной , а было только одно имя христиан.’’
Корнелий Кекелидзе отмечал, что никаких сведений о существовании монашества в полном смысле слова не было, но, если следовать Картлис Цховрэба, то мы узнаем, что царь Вахтанг активно строил монастыри*
*’’История древнегрузинской литературы.’’
4) Происхождение отцов является вопросом спора, часть исследователей симпатизирует мысли грузинского происхождения ассирийских отцов, что вполне возможно, если не забывать, что грузины очень рано начали вести паломническую деятельность, часть же утверждает, что грузинами ассирийские отцы не являлись. В Картлис Цховрэба имеется фрагмент, в котором описывается приветствие отцам по-грузински католикоса.
5) Ассирийские отцы спасли грузинский народ от национального вырождения

Слайд 45

Церетели, Тбилиси, Хроники Грузии

Церетели, Тбилиси, Хроники Грузии

Слайд 46

Монастырь Давид-Гареджи 6 век ( основан одним из ассирийских отцов и его

Монастырь Давид-Гареджи 6 век ( основан одним из ассирийских отцов и его
учениками

‘’Орджоникидзе пугал настоятеля монастыря тем, что отдаст Гареджи Азербайджану.’’- слова послушника из фильма Митрополита Илариона (Алфеева) ‘’ Православие в Грузии’’

Слайд 47

Вахтанг I Горгасали (5-6 в.в.)

Заложил основы будущей полной автокефалии Церкви
Неугодных

Вахтанг I Горгасали (5-6 в.в.) Заложил основы будущей полной автокефалии Церкви Неугодных
епископов дарил греческим братьям
Согласно Картлис Цхорврэба – активно был занят строительством монастырей и храмов
При нем появился первый грузинский католикос (Петр), который по преданию был учеником Григория Богослова
Завещал хранить любовь к грекам (несмотря на часть захваченных ими территорий)

Слайд 48

Нашествие арабов
Освобождение от иноцерковного влияния
Восстановление Опизского монастыря
Возрождение Ишханского монастыря

Нашествие арабов Освобождение от иноцерковного влияния Восстановление Опизского монастыря Возрождение Ишханского монастыря

Слайд 49

С 8 по 9 в.в. Крупным очагом грузинской культуры стал Тао-Кларджеи. Сюда

С 8 по 9 в.в. Крупным очагом грузинской культуры стал Тао-Кларджеи. Сюда
на служение прибыл Григол Хандзтели
Вклад грузинской Церкви увенчался объединением в 10 веке
В Тао возникли: Ошки, Ц каростави, Хандзта, Шатберди
Был основан Иверский монастырь (Иоанном Святогорцем)

Монастырь Святого Георгия, Убиси

Слайд 51

Политико-культурное устройство христианской Грузии

Царь Давид
Царица Тамара
Арабский историк Аль-Фарихи отмечал, что

Политико-культурное устройство христианской Грузии Царь Давид Царица Тамара Арабский историк Аль-Фарихи отмечал,
мусульманские ученые пользовались при грузинском дворе почетом, которого не имели в исламских странах
В 1284 году Иоанн Ерзнкаци в Тбилиси написал труд ‘’О движении небесных тел.’’
Имя файла: Культура-Грузинского-Христианства.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0