Культура и быт казанских татар

Содержание

Слайд 2

История этноса (этногенез)

Можно предполагать наличие кипчакско-половецкого элемента в составе современной казанско-татарского этноса.

История этноса (этногенез) Можно предполагать наличие кипчакско-половецкого элемента в составе современной казанско-татарского
По языку, казанские татары входят в северо-западную или так называемую кипчакскую группу тюркских языков. Культурно этот «кипчакский» элемент был, несомненно, связан с кочевническим миром южно-русских степей XI—XIII вв.

Слайд 3

Хозяйственный тип

Особенности:
Обработка земли у казанских татар была обычно менее тщательна, чем у

Хозяйственный тип Особенности: Обработка земли у казанских татар была обычно менее тщательна,
их соседей
Почти не использовали удобрений
Господствовало трехполье
Многие татары забрасывали свою землю, сдавали в аренду
Характерен плуг с колесным передком — «сабан»
Слабое развитие огородничества
Скотоводство составляет подсобную отрасль
Сильно развиты кустарно-ремесленные производства, иногда в ущерб земледелию (обработка кожи, ткачество, вышивка)

Слайд 4

Хозяйственный тип

Старинный татарский сабан (плуг)

Хозяйственный тип Старинный татарский сабан (плуг)

Слайд 5

Хозяйственный тип

Известно 3 типа ткацких станков:
один примитивный, без рамы, сходный с

Хозяйственный тип Известно 3 типа ткацких станков: один примитивный, без рамы, сходный
кочевническим, — он почти исчез из быта;
другой — «русский», видимо, заимствованный от русского населения;
третий — промежуточный, «татарский», наиболее распространенный, отличающийся от русского отсутствием заднего навоя (конец основы сплетается в жгут).

Слайд 6

Вышивка была распространена очень широко, на экране кадры документального фильма 1945 года

Вышивка была распространена очень широко, на экране кадры документального фильма 1945 года
про вышивальщиц, где можно увидеть наиболее распространенные мотивы

Слайд 7

Жилище

Макет татарской деревни, XIX век

Жилище Макет татарской деревни, XIX век

Слайд 8

Жилище

Господствующая форма построек — восточноевропейская срубная изба с двускатной крышей.
Характерной особенностью является

Жилище Господствующая форма построек — восточноевропейская срубная изба с двускатной крышей. Характерной
декорирование внешнего фасада — полихромная роспись вместо русской резьбы, а также особое сияние на фронтоне в виде солнца

Слайд 9

Жилище

Характерно прежде всего, что часть избы до печи обычно отделяется перегородкой и

Жилище Характерно прежде всего, что часть избы до печи обычно отделяется перегородкой
занавесью от остальной части избы, и за этой занавесью располагаются кровати. Это связано с мусульманским обычаем затворничества женщин

Слайд 10

Жилище

Вдоль стены широкие нары, на которых и спят и едят. Стола часто

Жилище Вдоль стены широкие нары, на которых и спят и едят. Стола
не бывает, а если и бывает, то служит он не для еды. Мебели вообще очень мало, зато много сундуков, ковров и подушек; особенно так было в прошлом у зажиточных.

Слайд 11

Костюм

Рубашка — в основе обычного туникообразного покроя, но длинная. Своеобразна женская рубашка-платье

Костюм Рубашка — в основе обычного туникообразного покроя, но длинная. Своеобразна женская
«кюльмек» — очень длинная, до пят, и широкая, расклиненная внизу.
Мужчины и женщины носят широкие шаровары, а в качестве верхней одежды — безрукавный камзол. Поверх него мужчины надевают обычно казакин кафтанообразного покроя или такой же, но теплый, бешмет, если это нужно. Такой же бешмет носят и женщины.
Вообще покрой мужской и женской одежды у татар сходен.

Слайд 12

Костюм

Покрой татарского мужского камзола

Татарский женский «кюльмек»

Костюм Покрой татарского мужского камзола Татарский женский «кюльмек»

Слайд 13

Головной убор

Головным убором мужчин служит тюбетейка и поверх нее шапка — меховая,

Головной убор Головным убором мужчин служит тюбетейка и поверх нее шапка —
овчинная, войлочная и др

Женский головной убор — это платок; часто поверх него — большая и тяжелая шаль;
Очень характерный, чисто татарский женский головной убор — калфак из ткани, покрытый вышивкой

Слайд 14

Обувь

Старинная обувь — высокие, до колен, «ичиги» из мягкой кожи либо из

Обувь Старинная обувь — высокие, до колен, «ичиги» из мягкой кожи либо
цветного сафьяна с мягкой же (у женщин и с твердой) подошвой; под них надевали суконные чулки. Вне дома поверх ичегов надевали кожаные калоши. Зажиточные носили и домашние кожаные туфли, иногда без задников. Наряду с этими «восточными» формами обуви широко распространены и восточноевропейские лапти из лыка (сходные с чувашскими).

Слайд 15

Украшения

Женщины, особенно из богатых классов, носили многочисленные украшения: серьги, накосники, браслеты, кольца,

Украшения Женщины, особенно из богатых классов, носили многочисленные украшения: серьги, накосники, браслеты,
подвески на воротнике. Особенно оригинально «изю» — нагрудник из ткани с нашитыми бусами, бляхами, монетами и пр.; а также «хэситэ» — перевязь на груди через левое плечо (как старая орденская лента), тоже сплошь покрытая разными нашитыми бляхами и т. п.

Слайд 16

Семья и обрядность

У казанских татар существовали три способа приобретения невесты:
1) Похищение

Семья и обрядность У казанских татар существовали три способа приобретения невесты: 1)
путём насильственным, то есть против воли как самой девушки, так и её родных;
2) Добровольный уход девушки из родительского дома к жениху — по обоюдному с ним согласию, но без ведома и согласия родителей сторон;
3) В порядке обыкновенного сватовства, по воле и предварительному соглашению родителей сторон.
Все эти способы практиковались и у прочих народов Поволжья

Кража невесты. Детский рисунок в рамки выставки «В круге жизни: традиции и
обрядовая культура татарского народа в рисунках детей»

Слайд 17

Семья и обрядность

Кража невесты

Подкарауливали в засаде или настигали по пути
«Прячутся» у родственника

Семья и обрядность Кража невесты Подкарауливали в засаде или настигали по пути
или друга в др. селении
Договор между родителями обеих сторон
*Калым гораздо больше обыкновенного
4. По соглашении сторон молодые ночью приезжают в дом жениха и для совершения брака приглашается мулла того прихода, из которого похищена невеста

Уход невесты из дома

∙ Если родители вздумают выдать дочь вопреки ее согласия, не умоляются ее слезами, то девушка убегает за другого
∙ Если нет возлюбленного - то через кого-нибудь из родственников или знакомых предлагает себя какому-нибудь молодому парню, заручившись согласием последнего, и выходит за него
∙ Если жених из другого селения, то он ночью увозит невесту сам

Сватовство

1. Парень решает жениться, говорит об этом матери или родственнику
2. Посылают свах (родня жениха)
3. Если отказ, говорят сразу
Если не говорят, то можно ходить до 3х раз
4. При след. посещении назначают день для окончательного решения вопроса и уговора о калыме
Размер калыма зависит от качества невесты (молодости, красоты, состоятельности ее родителей и т.п.)
По изготовлении свадебных принадлежностей, назначается день бракосочетания

Слайд 18

Родильный обряд

Ответственность за принятие родов ложилась на повивальных бабок. Их называли просто

Родильный обряд Ответственность за принятие родов ложилась на повивальных бабок. Их называли
бабками, повитухами или пупочными бабками. Они повсеместно участвовали в принятии родов вплоть до середины прошлого века. В отсутствие повитух их обязанности ложились на старших членов семьи женского пола

Мулла дает имя ребенку. Детский рисунок в рамки выставки «В круге жизни: традиции и обрядовая культура татарского народа в рисунках детей»

Слайд 19

Родильный обряд

Рождение

Обряд угощения

Банный день

2 день после рождения
Первое купание в бане

Пир в честь

Родильный обряд Рождение Обряд угощения Банный день 2 день после рождения Первое
младенца

Имянаречение

Несколько дней после рождения

Заворачивали в нательную рубаху отца

смесь жеванного хлеба с медом и маслом

Слайд 20

Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар,

Погребальный обряд Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от
на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.
Кладбища казанских татар XVIII-XIX вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности — за речкой.

Слайд 21

Мифология

Ой иясе (Домовой)

Бичура (Кикимора)

Шурале (Леший)

Мифология Ой иясе (Домовой) Бичура (Кикимора) Шурале (Леший)

Слайд 22

Мифология

Убырь (упырь)

Урякъ (житель кладбищ)

Су анасы (водяная хозяйка)

Мифология Убырь (упырь) Урякъ (житель кладбищ) Су анасы (водяная хозяйка)
Имя файла: Культура-и-быт-казанских-татар.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0