Содержание
- 2. «Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий,
- 3. Славянофилы и Западники
- 4. Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне обострили противоречия в развитии культуры. Они обнаруживаются, прежде
- 5. По сути, «западники» были сторонниками индустриальной культуры - развития промышленности, естествознания, техники, но в рамках капиталистических,
- 6. Таким образом, «славянофилы», по сути, отстаивали идеалы аграрной культуры и занимали консервативные позиции. Противостояние «западников» и
- 7. Образование и просвещение: 1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения
- 9. XIX столетие приносит значительные успехи в развитии отечественной науки: она претендует на равноправность с западноевропейской, а
- 10. Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. Ученые-гуманитарии, как В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, С.А.
- 12. Литература: Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший
- 14. К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участниками группы акмеистов
- 15. Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга»,
- 16. Театр и музыка: Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве
- 18. В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса
- 19. Архитектура: В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна.
- 21. Скульптура: Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма.
- 23. Живопись: Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращались к
- 24. Центральная фигура искусства рубежа веков – В.А. Серов. Его зрелые работы, с импрессионистической светоносностью и динамикой
- 27. Скачать презентацию
Слайд 2«Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время
«Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время
Однако иногда говорят, что «Серебряный век» – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайлда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. «Серебряный век» находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.
«Серебряный век»
Слайд 3Славянофилы и Западники
Славянофилы и Западники
Слайд 4Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне обострили противоречия в развитии
Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне обострили противоречия в развитии
Для «западников» был характерен определённый набор идей, который они отстаивали в спорах. В этот идейный комплекс входили: отрицание самобытности культуры любого народа; критика культурной отсталости России; преклонение перед культурой Запада, её идеализация; признание необходимости модернизации, «осовременивания» российской культуры, как заимствования западноевропейских ценностей. Идеалом человека западники считали европейца – делового, прагматичного, эмоционально сдержанного, рационального существа, отличающегося «здоровым эгоизмом». Характерной для «западников» была и религиозная ориентация на католицизм и экуменизм (слияние католицизма с православием), а также космополитизм. По политическим симпатиям «западники» являлись республиканцами, им присущи были антимонархические настроения.
Слайд 5По сути, «западники» были сторонниками индустриальной культуры - развития промышленности, естествознания, техники,
По сути, «западники» были сторонниками индустриальной культуры - развития промышленности, естествознания, техники,
Им противостояли «славянофилы», отличавшиеся своим комплексом стереотипов. Для них были характерны критическое отношение к культуре Европы; её неприятие как антигуманной, безнравственной, бездуховной; абсолютизация в ней черт упадка, декаданса, разложения. С другой стороны, их отличало национализм и патриотизм, преклонение перед культурой России, абсолютизация её уникальности, самобытности, героизация исторического прошлого. «Славянофилы» свои ожидания связывали с крестьянской общиной, рассматривая её как хранительницу всего «святого» в культуре. Духовным ядром культуры считалось православие, которое также рассматривалось некритически, преувеличивалась его роль в духовной жизни России. Соответственно, утверждался антикатолицизм и отрицательное отношение к экуменизму. Славянофилов отличала монархическая ориентация, преклонение перед фигурой крестьянина - собственника, «хозяина», и негативное отношение к рабочим как «язве общества», продукту разложения его культуры.
Слайд 6Таким образом, «славянофилы», по сути, отстаивали идеалы аграрной культуры и занимали консервативные
Таким образом, «славянофилы», по сути, отстаивали идеалы аграрной культуры и занимали консервативные
Противостояние «западников» и «славянофилов» отражало растущее противоречие между аграрной и промышленной культурами, между двумя формами собственности - феодальной и буржуазной, между двумя классами - дворянством и капиталистами. Но подспудно обострялись противоречия и внутри капиталистических отношений - между пролетариатом и буржуазией. Революционное, пролетарское направление в культуре выделяется в качестве самостоятельного и, по сути, определит развитие культуры России в ХХ веке.
Слайд 7 Образование и просвещение:
1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении
Образование и просвещение:
1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении
По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: «дешевая библиотека» Суворина и «библиотека для самообразования» Сытина.
Слайд 9XIX столетие приносит значительные успехи в развитии отечественной науки: она претендует на
XIX столетие приносит значительные успехи в развитии отечественной науки: она претендует на
Наука:
Слайд 10 Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. Ученые-гуманитарии, как В.О.
Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «Серебряный век» русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым. Его система – опыт синтеза религии, философии и науки, «причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В. В. Зеньковский). Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы.
Этот период, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский и другие – во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе.
Слайд 12Литература:
Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой,
Литература:
Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой,
Слайд 14 К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его
К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его
Слайд 15 Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация
Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация
Слайд 16Театр и музыка:
Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было
Театр и музыка:
Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было
Слайд 18
В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от
В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от
Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). Он, будучи профессором петербургской консерватории по классу композиции, воспитал целую плеяду талантливых учеников: А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и другие.
Слайд 19Архитектура:
В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и
Архитектура:
В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и
Слайд 21Скульптура:
Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано
Скульптура:
Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано
Слайд 23Живопись:
Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поиске новых
Живопись:
Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поиске новых
Слайд 24Центральная фигура искусства рубежа веков – В.А. Серов. Его зрелые работы, с
Центральная фигура искусства рубежа веков – В.А. Серов. Его зрелые работы, с