Содержание
- 2. План курса Проведение лекционных занятий – 28 часов Проведение практических занятий и семинаров – 14 часов
- 3. Раздел 1. Теоретические основы культурологии (12) Тема 1. Культурология как гуманитарное знание (4) Тема 2. Ведущие
- 4. Тема 1. Понятия общей теории культуры Современные смыслы понятия «культура». Типология повседневного употребления слова «культура» Термин
- 5. Культура и общество 1. Признаками культурного человека считались его добровольное самоограничение, подчинение правовым, моральным и другим
- 6. Культурология как система знаний о культуре. Культурология как дисциплина Объектом изучения культуры является общество и его
- 7. Задачи культурологии: Объяснение культуры, сущности, содержания, признаков и функций; Генезис культуры (культурогенез), эпохи и этапы культурологического
- 8. Методы культурологии Описание, наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, моделирование, абстрагирование, историческая реконструкция Проблемы культурологии: Определение понятия культуры
- 9. Тема 1. Лекция 2. Становление воззрений на культуру в древних обществах и эпоху Средневековья Истоки культуры
- 10. Развитие культуры в 15-19 веках Средние века В Средние века место человека и его культуры как
- 11. 17 век – становление науки и научно-техническая революция, буржуазные революции. «Век Гениев». В это время были
- 12. 19 век, культурологические концепции Эволюционизм (саморазвитие человека как вида, труд как импульс, функционализм и коммуникация). Совокупность
- 13. БОГ УМЕР «Бог умер», или «Бог мёртв» (нем. Gott ist tot или Gott starb) — высказывание
- 14. Культурология Основателем культурологии считается американский ученый Лесли А. Уайт в своих работах середины ХХ в. «Наука
- 15. С 10 по 17 век Факторами становления культуры и культурологической мысли на Руси стали принятие христианства
- 16. 18 век – приобщение к европейским стандартам, открытие Академии наук (1724), Московского университета (1755 год). Концепт
- 17. Концепция Н.Я. Данилевского. В основе этой концепции лежит идея обособленных, локальных «культурно-исторических типов». Если обратиться к
- 18. Виды деятельности по Н. Данилевскому Раскрывая самобытность славянской культуры, Н. Я. Данилевский исходит из следующих общих
- 20. Скачать презентацию
Слайд 2План курса
Проведение лекционных занятий – 28 часов
Проведение практических занятий и семинаров –
План курса
Проведение лекционных занятий – 28 часов
Проведение практических занятий и семинаров –
Самостоятельная работа – 68 часов
Форма аттестации: дифференцированный зачет
Слайд 3Раздел 1. Теоретические основы культурологии (12)
Тема 1. Культурология как гуманитарное знание (4)
Тема
Раздел 1. Теоретические основы культурологии (12)
Тема 1. Культурология как гуманитарное знание (4)
Тема
Тема 3. Культура и общество (2)
Тема 4. Динамика культуры (4) кт
Раздел 2. Исторические типы культуры (8)
Тема 5. Архаичная культура. Типология культуры (2)
Тема 6. Традиционная культура. Типология культуры (2)
Тема 7. Индустриальное общество. Типология культуры (4) кт
Раздел 3. Основные тенденции современной культуры (8)
Тема 8. Понятие массовой культуры. Морфология культуры (2)
Тема 9. Множественность форм современной культуры (2)
Тема 10. Городская культура современного мегаполиса (4) кт
Слайд 4Тема 1. Понятия общей теории культуры
Современные смыслы понятия «культура». Типология повседневного употребления
Тема 1. Понятия общей теории культуры
Современные смыслы понятия «культура». Типология повседневного употребления
Термин культура самый цитируемый в гуманитарной науке, существует свыше 1000 определений понятия культура, 500 за последние 30 лет
Colo , colui, сultum, colere – возделывание.
Римский мыслитель в 1 в до н.э. Цицерон первым предложил
применять термин к Обществу.
Cultura vs Natura
Этот искусственный мир противостоит миру природы, не наследуется биологически, а приобретается только в результате творческих усилий, воспитания и образования.
Слайд 5Культура и общество
1. Признаками культурного человека считались его добровольное
самоограничение, подчинение правовым, моральным
Культура и общество
1. Признаками культурного человека считались его добровольное
самоограничение, подчинение правовым, моральным
Так сформировалось классическое понимание культуры как воспитания
Слайд 6
Культурология как система знаний о культуре.
Культурология как дисциплина
Объектом изучения культуры является
Культурология как система знаний о культуре.
Культурология как дисциплина
Объектом изучения культуры является
Предметом является культура общества и его субъектов
Культурология – наука, изучающая систему культуры, ее генезис, содержание и структуру, закономерности, способы и формы проявления в жизнедеятельности людей
Состав культурологического знания включает в себя элементы:
Методология изучения культуры и развитие знаний о ней;
Теория материальной и духовной культуры;
История культурологической мысли;
Институты производства культуры;
Типология культуры.
Все элементы создают две группы: теоретическая и прикладная культурология
Слайд 7Задачи культурологии:
Объяснение культуры, сущности, содержания, признаков и функций;
Генезис культуры (культурогенез), эпохи и
Задачи культурологии:
Объяснение культуры, сущности, содержания, признаков и функций;
Генезис культуры (культурогенез), эпохи и
Место и роль человека в процессах культуры;
Разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
Изучение перспектив развития культуры;
Связь с вненаучным познанием культуры.
Основа культурологии: знания о культуре, содержащиеся в источниках; интеллектуальный уровень сознания, отражающий культурные процессы.
Слайд 8Методы культурологии
Описание, наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, моделирование, абстрагирование, историческая реконструкция
Проблемы культурологии:
Определение понятия
Методы культурологии
Описание, наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, моделирование, абстрагирование, историческая реконструкция
Проблемы культурологии:
Определение понятия
Изучение культуры отдельных народов;
Изучение взаимодействия культуры и цивилизации
Изучение внутренней структуры культуры, анализ ее как системы
Анализ взаимодействия в рамках культуры экономики, права, морали, науки, религии и других общественных явлений
Взаимодействие и взаимовлияние общностей и социальных институтов в рамках культуры
Слайд 9
Тема 1. Лекция 2.
Становление воззрений на культуру в древних обществах и
Тема 1. Лекция 2.
Становление воззрений на культуру в древних обществах и
Истоки культуры надо искать там, где появился человек
Первые воззрения на культуру появились в древних цивилизациях Индии, Китая, Греции и Рима. Основными источниками появления знаний были письменность, религия, преобразование природы и материальная культура
Нормы «ли» в Китае,
«Пайдейя» - воспитанность и уровень подготовки ребенка к жизни.
«Ойкумена» - пространство культуры эллинского мира
Вернер Вильгельм Йегер (1934 ум.), немецкий филолог-классик и историк философии, автор фундаментального обобщающего труда «Paideia. Die Formung des griechischen Menschen» («Пайдейя: Воспитание античного грека», 1934).
Главное достоинство греческой культуры заключается в том, что она, сформировав человека-гражданина и провозгласив верховенство его разума и свободы, дала человечеству идеалы демократии и гуманизма.
Рим
В римском обществе возникают понятия «Культура» и «Цивилизация». Римский оратор Цицерон в «Трускуланских беседах» (45 г. до н. э.), говоря о философии и культуре ума, ввел в научный оборот понятие культуры.
Вергилий в поэме «Энеида» (29–19 гг. до н. э.) вслед за Цицероном осмысляет культуру как деятельное единство человека и действительности, как обживание мира людьми, очеловечивание
Слайд 10
Развитие культуры в 15-19 веках
Средние века
В Средние века место человека и его
Развитие культуры в 15-19 веках
Средние века
В Средние века место человека и его
усовершенствования естественного мира природы и собственно человеческого мира на заботу и почитание сверхъестественной, высшей силы, которая распоряжается судьбами мира и человека. В Средние века ключевую роль в развитии воззрений на культуру сыграли развитие образования и университетов, с 15 века стало очевидно, что светское и религиозное не может сосуществовать и начинается новый этап.
Возрождение и Реформация, 15-17 века
Появление культурологической мысли и гуманизма связано с эпохой Возрождения. В трудах итальянских философов (Макиавелли, Данте, Мюнцер, Коперник, Кампанелла, Галилей) переосмыслены античные ценности.
Зарождение светского образа жизни – 16 век (Германия). Начало Реформации связано с событием 31 октября 1517 г. в Витенберге, доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви свои тезисы с осуждением практики продажи индульгенций
Реформация – это не только крупное событие в истории религии, она ознаменовала собой рождение нового мировоззрения и стала символом новой эпохи.
Слайд 11
17 век – становление науки и научно-техническая революция, буржуазные революции. «Век Гениев».
17 век – становление науки и научно-техническая революция, буржуазные революции. «Век Гениев».
Фрэнсис Бэкон, «Опыты и наставления нравственные и политические»: «Культуру необходимо подразделять на материальную культуру и культуру души. Материальная культура связана с преобразованием человеком природы на основе соединения человеческого труда и искусства, а культура души представляет целесообразное воздействие на духовный мир человека».
Просвещение, 18 век
Права человека, культ знаний, свобода, равенство перед законом (Франция). Появляется представление об истории человечества как истории развития разума. Начинаются дискуссии о культуре. Первые культурологические концепции нерелигиозного характера (И.Кант, Ж.Ж. Руссо и др.). Девиз просветителей – «Наука и прогресс».
Разрабатываются идеи культурно-исторического единства человечества, приоритета духовной культуры, различия культуры и цивилизации, роли культуры в общественно-историческом процессе.
Слайд 12
19 век, культурологические концепции
Эволюционизм (саморазвитие человека как вида, труд как импульс, функционализм
19 век, культурологические концепции
Эволюционизм (саморазвитие человека как вида, труд как импульс, функционализм
А. Вебер «Идеи по поводу социологии государства и культуры»: движение культуры через развитие философии, религии и искусства, итого – тип соц. организации
Глубокий кризис человеческого общества и выход из него описаны в работе философа О.Шпенглера «Закат Европы». Культура существует примерно 1000 лет и проходит 4 цикла в своей «жизни». «Зима» культуры означает рождение цивилизации. Шпенглер насчитывает восемь культур:. Переход от культуры к цивилизации есть переход героических «деяний» к механической «работе».
Ф. Ницше (1844–1900), в своем сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) развивает идею типологии культуры. Сопоставляя два начала бытия и культуры – «дионисийское» («жизненное», буйное и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, логически членящее, односторонне интеллектуальное), Ницше видит идеал в достижении равновесия этих полярных начал. У Ницше впервые вырисовываются контуры различия культуры как способа реализации всей полноты человеческого духа и цивилизации как формы угасания.
Слайд 13БОГ УМЕР
«Бог умер», или «Бог мёртв» (нем. Gott ist tot или Gott starb) — высказывание Ф. Ницше.
Обычно связывается
БОГ УМЕР
«Бог умер», или «Бог мёртв» (нем. Gott ist tot или Gott starb) — высказывание Ф. Ницше.
Обычно связывается
Бог мертв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. — И мы — мы должны победить ещё и его тень!
Слайд 14Культурология
Основателем культурологии считается американский ученый Лесли А. Уайт в своих работах середины
Культурология
Основателем культурологии считается американский ученый Лесли А. Уайт в своих работах середины
Рассматривая культуру как некую целостную и самонастраивающуюся систему материальных и духовных элементов, Уайт утверждал, что культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека. Существующие
культурологические школы и направления имеют достаточно размытые границы между собой, нередко используют концептуальные достижения других для обоснования собственных положений.
Лесли Уайт – основатель
культурологии
(1900 – 1975 гг.)
Слайд 15С 10 по 17 век
Факторами становления культуры и культурологической мысли на Руси
Факторами становления культуры и культурологической мысли на Руси
Основной источник о жизни и культуре – письменные произведения.
В 1051 году митрополит Илларион написал «Слово о законе и благодати», где изложен взгляд на библейскую историю и первые культурологические воззрения.
Автор осуждает «распуты», «пошибание», «зелья и душегубства», ведьмовство.
Характерными для этого времени были: влияние христианства и трактовка истории исходя из Библии, обоснование власти и осуждение раздробленности.
Культурологическая мысль в 12-17 веках
Концепция «Москва – третий Рим» (15 век)
«Домострой» (16 век)
Большое влияние на культурологическую мысль и ее развитие оказал Церковный раскол (17 век) и открытие первого вуза – Славяно-греко-латинской академии (1687 г.)
Российская культурологическая мысль
Слайд 1618 век – приобщение к европейским стандартам, открытие Академии наук (1724), Московского
Концепт «просвещенного абсолютизма» и осознание особой роли России в мире. В 19 веке граф С.С. Уваров сформулировал концепцию «Самодержавие. Православие. Народность».
19 век – дискуссии между западниками и славянофилами, «Золотой век» русской культуры, проникновение в Россию достижений западной общественной мысли (анархизм, социализм).
В 1869 году вышла книга «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского. Автором изложена концепция «культурно-исторических типов». Единой мировой культуры не существует, развитие человечества представляет собой взаимодействие и пересечение локальных культур, которые сменяют друг друга.
Российская культурологическая мысль 18-20 веков
Слайд 17
Концепция Н.Я. Данилевского.
В основе этой концепции лежит идея обособленных, локальных «культурно-исторических типов».
Концепция Н.Я. Данилевского.
В основе этой концепции лежит идея обособленных, локальных «культурно-исторических типов».
По словам Н. Я. Данилевского, первые культуры (египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская) были культурами подготовительными. Цивилизации, последовавшие за первобытными, автохтонными культурами, развили каждая только одну из сторон культурной деятельности: еврейская – сторону религиозную, греческая – собственно культурную, а римская – политическую. Данилевский квалифицирует как двуосновный политико-культурный тип с преимущественно научным и промышленным характером культуры. В заключение своей работы Н. Я. Данилевский выражает надежду, что славянский тип будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом
Слайд 18Виды деятельности по Н. Данилевскому
Раскрывая самобытность славянской культуры, Н. Я. Данилевский исходит
Виды деятельности по Н. Данилевскому
Раскрывая самобытность славянской культуры, Н. Я. Данилевский исходит
Деятельность религиозная, объемлющая отношение человека к Богу, – понимание человеком судьбы своей как нравственно неотделимого от общих судеб человечества и Вселенной.
2. Деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношения человека к внешнему миру, во-первых, теоретическое – научное, во-вторых, эстетическое – художественное, в-третьих, техническое – промышленное.
3. Деятельность политическая, объемлющая отношения людей между собою как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам.
4. Деятельность общественно-экономическая, собою отношения людей между собою не непосредственно как нравственных и политических личностей.