Содержание
- 2. Мифология (греч. mythología, от mýthos — предание, сказание и lógos — слово, рассказ, учение), фантастическое представление
- 3. 1.Дошаманский период – дуализм 2.Шаманизм 3.Ламаизм, буддизм
- 4. Божественный пантеон Тэнгри (бурханы, гэгэны) Ханы и нойоны Эжины и заяны Ада, анахаи, дахулы, му-шубун, и
- 5. Анахай В бурятской демонологии - Анахай - злой дух, опасный для человека. Место обитания - улусы
- 6. Буряты верят в злых духов, Аниука и является одним из таких злых духов. Это маленькое, но
- 7. В древних представлениях бурят Ада - злой дух. Представлялся в виде маленького зверька с одним глазом
- 8. Кроме «ада» есть еще другой дух, которого буряты называют му-шубун; он живет в лесах. Му-шубун гораздо
- 9. В прежнее время жил один молодой человек, который влюбился в однумолодую девицу; впоследствии они ушли в
- 10. 1. Если у собаки конец носа красный, это худо для скота; буряты избегают иметь такую собаку,
- 11. Поверье бурят: если птица удод (по-бурятски оболжин) начинает летать к кому-нибудь на дом, это считается нехорошим
- 12. Следы культа животных сохранились до наших дней у бурят в почитании орла. Повсеместно распространён запрет убивать
- 13. Наряду с почитанием животных у бурят существует и обожание растений. Не говоря уже о тех растениях,
- 14. Прежде была одна вода, а земли совсем не было. Сомбол-бурхан хотел сотворить землю и ходил по
- 16. Скачать презентацию
Слайд 2Мифология
(греч. mythología, от mýthos — предание, сказание и lógos — слово,
Мифология
(греч. mythología, от mýthos — предание, сказание и lógos — слово,
Слайд 31.Дошаманский период – дуализм
2.Шаманизм
3.Ламаизм, буддизм
1.Дошаманский период – дуализм
2.Шаманизм
3.Ламаизм, буддизм
Слайд 4Божественный пантеон
Тэнгри (бурханы, гэгэны)
Ханы и нойоны
Эжины и заяны
Ада, анахаи, дахулы, му-шубун, и
Божественный пантеон
Тэнгри (бурханы, гэгэны)
Ханы и нойоны
Эжины и заяны
Ада, анахаи, дахулы, му-шубун, и
Слайд 5Анахай
В бурятской демонологии - Анахай - злой дух, опасный для человека. Место
Анахай
В бурятской демонологии - Анахай - злой дух, опасный для человека. Место
"Поселевшись" в облюбованном улусе Анахай "трогает" детей, в основном до 7 лет. Дети, с которыми "играет" Анахай становятся замкнутыми, теряют интерес к играм со сверстниками, много спят, быстро устают при обычных нагрузках, отказываются от пищи. Такие дети долго не живут
Слайд 6Буряты верят в злых духов, Аниука и является одним из таких злых духов. Это
Буряты верят в злых духов, Аниука и является одним из таких злых духов. Это
Слайд 7В древних представлениях бурят Ада - злой дух. Представлялся в виде маленького
В древних представлениях бурят Ада - злой дух. Представлялся в виде маленького
Ада очень боятся филина, поэтому для избавления от них хорошо держать дома эту птицу, или хотя бы ее перья. Если Ада "размножались" и не давали покоя, то приглашали шамана, чтобы изгнать или убить этих духов. Считалось также, что "добрые" Ада "нянчат детей, сторожат и пасут скот, берегут хозяйское добро"
Слайд 8Кроме «ада» есть еще другой дух, которого буряты называют му-шубун; он живет в лесах. Му-шубун
Кроме «ада» есть еще другой дух, которого буряты называют му-шубун; он живет в лесах. Му-шубун
Слайд 9 В прежнее время жил один молодой человек, который влюбился в однумолодую девицу;
В прежнее время жил один молодой человек, который влюбился в однумолодую девицу;
Му-шубуны обращаются в разных птиц, а также принимают вид женщин; только красивые губы, длинные как клюв птицы, не меняются и остаются одни и те же, какой бы вид му-шубун ни приняла. Если кто-нибудь ночует в лесу один, му-шубун приходит к нему, обратившись в молодую и красивую девицу или женщину, и начинает разговаривать и шутить с ним, а губы при этом держит в рукаве. Она старается обратиться в ту девицу или женщину, которую любит этот человек. Если му-шубуну удается обмануть человека, она бьет его по голове своим клювом и убивает, распарывает его брюхо и съедает его печень, почки и головной мозг.
Слайд 101. Если у собаки конец носа красный, это худо для скота; буряты
1. Если у собаки конец носа красный, это худо для скота; буряты
2. Буряты считают за большой грех держать собаку с стоящими, как у волка, ушами (по-бурятски хубаши хэтэ). кто будет держать такую собаку, у того постоянно кто-нибудь в семье будет болеть и даже умрет.
3. Собаку, которая лежит поперек двери, считают хорошею, потому что через нее не может войти в дом нечистый или злой дух. Собаку, которая лежит на спине вверх брюхом, тоже считают хорошею, потому что она во время сна просит у Бурхана (бога) счастья для своих хозяев.
4. Если собака вбежит в дом или юрту и помочится, это считается хорошею приметою: в семье родится сын или будет прибыль. Если собака помочится на дверь внутрь дома или юрты, это хорошо; но если она помочится изнутри дома или юрты на улицу — это нехорошо, будет убыль. Если собака помочится на сидящего или стоящего человека, для него будет очень хорошо; у того человека родится сын.
5. Собаку, выгоняя на улицу, у дверей бить грех; бить веником также грех; выгоняя из юрты, прижать собаку дверью – грех.
6. Боханские буряты верят, что совсем черная собака с черным нёбом во рту не впускает в дом хозяина нечистого или злого духа; он боится такой собаки.
ПОВЕРЬЯ
Слайд 11Поверье бурят: если птица удод (по-бурятски оболжин) начинает летать к кому-нибудь на дом,
Поверье бурят: если птица удод (по-бурятски оболжин) начинает летать к кому-нибудь на дом,
Слайд 12Следы культа животных сохранились до наших дней у бурят в почитании орла.
Следы культа животных сохранились до наших дней у бурят в почитании орла.
Существует легенда, согласно которой орёл сначала был человеком. Однажды его отец решил проверить, верно ли, что на юге появился святой, проповедующий новую веру, и отправил туда своего сына, превратив его в орла. Возвращаясь на Ольхон, ослабевший от голода орёл наелся падали (осквернился) и не смог снова стать человеком.
Слайд 13Наряду с почитанием животных у бурят существует и обожание растений. Не говоря
Наряду с почитанием животных у бурят существует и обожание растений. Не говоря
Слайд 14Прежде была одна вода, а земли совсем не было. Сомбол-бурхан хотел сотворить землю и
Прежде была одна вода, а земли совсем не было. Сомбол-бурхан хотел сотворить землю и
Птица ангир говорит: «Я ныряю, чтобы со дна достать землю». Тогда хаши-загаhан говорит: «Я живу в воде, до сих пор не видела дна, а ты хочешь земли достать; воротись обратно, а то перережу тебя пополам!» После этого птица ангир обратно вынырнула на поверхность воды.
Тогда Сомбол-бурхан спрашивает у птицы ангир, отчего она не принесла земли. Птица ангир говорит, что она встретилась с хаши-загаhан, который хотел ее перерезать пополам; потому, боясь его, возвратилась обратно, не достигнув дна воды. Тогда Сомбол-бурхан сказал птице ангир: «Опять нырни в воду за землей; на пути говори слова: «об мани будьма хан». Птица ангир опять нырнула в воду и на пути говорила слова: «об мани будьма хан». На этот раз птица ангир достигла дна, взяла земли со дна и обратно вынырнула на поверхность воды. Сомбол-бурхан взял принесенную землю и сделал из нее Землю. Потом на земле выросли травы и деревья.
ЛЕГЕНДА О СОТВОРЕНИИ ЗЕМЛИ