Литературные аргументы: история и теория литературы XIX века

Содержание

Слайд 2

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792 гг.) – один из предшественников российской дворянской литературы

Денис Иванович Фонвизин (1744-1792 гг.) – один из предшественников российской дворянской литературы
XIX века: «без знатных дел знатное состояние – ничто».

Слайд 3

Д.И.Фонвизин «Недоросль» (1782 г.)

Д.И.Фонвизин «Недоросль» (1782 г.)

Слайд 5

А.С.Грибоедов «Горе от ума» (1825 г.)

Ушел из жизни 11 февраля 1829 г.

А.С.Грибоедов «Горе от ума» (1825 г.) Ушел из жизни 11 февраля 1829
в 34 года:
Чацкий - об идеале, видимо, самого поэта: «Теперь, пускай из нас один ...найдется .., не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В НАУКИ ОН ВПЕРИТ УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ».
А Фамусов - отец своячничества: «При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой. Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!..»
Скалозуб: «Орденок? За третье августа; засели мы в траншею: ему (брательнику) дан с бантом, мне на шею». 

Слайд 6

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.)

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.)

Слайд 8

Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.)

Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.)

Слайд 9

Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.)

Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.)

Слайд 11

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 гг.)

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 гг.)

Слайд 12

«Ревизор» (1836 г.)

Хлестаков Иван Александрович - «молодой человек, лет 23-х, тоненькой, худенькой;

«Ревизор» (1836 г.) Хлестаков Иван Александрович - «молодой человек, лет 23-х, тоненькой,
несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове. Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно... Одет по моде» (и одежда, вероятно, ГЛАВНОЕ). Любой человек на месте ревизора любой наружности и возраста был бы точно так же облагодетельствован, как и молодой и худосочный авантюрист Хлестаков.

Слайд 15

Необычность образования М.Ю.Лермонтова

Воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой (мать Марья Михайловна Лермонтова умерла в

Необычность образования М.Ю.Лермонтова Воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой (мать Марья Михайловна Лермонтова
1817 г., когда Михаилу не исполнилось еще и трех лет).
1 сентября 1828г. был зачислен в Московский университетский благородный пансион в 4 класс. 
Знал 4 языка, занимался РУКОДЕЛИЕМ, играл на 4-х музыкальных инструментах - семиструнной гитаре, скрипке, виолончели и фортепиано), написал 400 картин.

Слайд 16

«...Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой

«...Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой
личности» (В. Г. Белинский)

Это говорит об условности выделения в лирике поэта определенных тем, мотивов, взаимопроникновении поэтических образов и символов, подчиненности общему пафосу поэзии.

Слайд 17

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова 

1) отрицание существующей действительности — "Жалобы турка"

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова 1) отрицание существующей действительности — "Жалобы
(1829), "Умирающий гладиатор" (1836), "Прощай, немытая Россия" (1840);
2) бездуховность общества, маскарадность света — "Исповедь" (1831), "Как часто, пестрою толпою окружен..." (1840), "Из-под таинственной, холодной полумаски..." (1841);
3) судьба поколения — "Монолог" (1829), "Дума"(1838);
4) образ родины, обращение к отечественной истории, поиски идеалов в прошлом — "Новгород" (1830), "Поле Бородина" (1831), "Бородино" (1837), "Родина" (1841);
5) обращение К природе как одухотворенной красоте, источнику сил, а также отражение в ней трагических моментов жизни, изменений человеческой души — "Кавказ" (1830), "Вечер после дождя" (1830), "Когда волнуется желтеющая нива..." (1837), "Дары Терека" (1839), "Тучи" (1840), "На севере диком стоит одиноко..." (1841), "Утес" (1841);
6) тема любви и дружбы, емкость понятия любви, страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания — "К друзьям" (1828), "Ужасная судьба отца и сына..." (1831), "Я не люблю тебя; страстей..." (1831), "Подражания Байрону" (1831), "Памяти А. И. Одоевского" (1839), "<М. А. Щербатовой>" (1840), "А. И. Смирновой" (1840), "Нет, не тебя так пылко я люблю..." (1841);
7) тема гордого одиночества, непонятости — "Одиночество" (1830), "Исповедь" (1831), "Чашажизни" (1831), "Парус" (1832), "Узник" (1837), "Никто моим словам не внемлет... я один..." (1837), "Сосед" (1837), "Соседка" (1837), "Пленный рыцарь" (1840);
8) мотивы усталости и безысходности — "И скучно и грустно" (1840), "Из Гете" ("Горные вершины...") (1840), "Выхожу один я на дорогу..." (1841);
9) тема самопознания, космические мотивы, противоборство земных и небесных сил — "Мой демон" (1829, 1831), "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") (1829), "Небо и звезды" (1831), "Земля и небо" (1831), "Когда б в покорности незнанья..." (1831), "Ангел" (1831), "Мой дом" (1831), "Бой" (1832);
10) тема избранности, ощущение внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона — "Наполеон" (1829), "1830. Мая 16 числа", "Отрывок" ("Три ночи я провел без сна — в тоске...") (1831), "Св. Елена" (1831), "Нет, я не Байрон; я другой..." (1832), "Воздушный корабль" (1840), "Последнее новоселье" (1841), "Пророк" (1841);
11) образ поэта, судьба его творений — "Я жить хочу! Хочу печали..." (1832), "Смерть поэта" (1837), "Кинжал" (1837), "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал...") (1837), "Журналист, читатель и писатель" (1840), "Пророк" (1841).

Слайд 18

Из стихотворения «Дума» (1838 г.) – о жизни общества и необходимости борьбы

Из стихотворения «Дума» (1838 г.) – о жизни общества и необходимости борьбы
его прогрессивных сторон за справедливость

К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы.

Слайд 19

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 гг.) – о русском языке

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 гг.) – о русском языке

Слайд 20

И.С.Тургенев в коротком рассказе «Воробей» (1878 г.)

«Любовь, думал я, сильнее смерти и

И.С.Тургенев в коротком рассказе «Воробей» (1878 г.) «Любовь, думал я, сильнее смерти
страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Слайд 21

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877 гг.)

Родился в дворянской семье, где было 14 детей.

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877 гг.) Родился в дворянской семье, где было 14
Не закончил Ярославскую мужскую гимназию. Дед проиграл все их состояние в карты, отец – Алексей Сергеевич Некрасов (1746—1807) - военный, мать (из более богатой семьи) - Елена Андреевна Закревская (1801—1841).

Слайд 24

Н.А.Некрасов не имел высшего образования, но стал известным поэтом

Два года посещал занятия

Н.А.Некрасов не имел высшего образования, но стал известным поэтом Два года посещал
в Петербургском университете вольным слушателем, не получив высшего образования.
Ужасная нужда закалила его характер.
Мать поэта - главный положительный женский образ всех известных произведений поэта.

Слайд 25

Некрасов Н.А. Размышления у парадного подъезда

Окна квартиры поэта на Литейном проспекте в

Некрасов Н.А. Размышления у парадного подъезда Окна квартиры поэта на Литейном проспекте
Петербурге смотрели на подъезд министра государственных имуществ М.Н. Муравьева, и Н.А.Некрасов, вероятно, именно там наблюдал эти сцены НЕСПРАВЕДЛИВОГО МИРОУСТРОЙСТВА, которые остаются актуальными во многих странах, борющихся с коррупцией.
Подъезд по праздникам встречает «дорогих»гостей (они не дороги для поэта). А в обычные дни подходят - кто такие? - не для автора, для персоны – «убогие», «безвестные» (раз бедные) лица, которые говорят: «Суди его бог!», потому что швейцар никого не пускает. А владелец роскошных палат, «считающий жизнью завидною упоение лестью бесстыдною, волокитство... «ПРОЖИВЕШЬ ТЫ СО СЛАВОЮ». И далее – «герой, ВТИХОМОЛКУ ПРОКЛЯТЫЙ ОТЧИЗНОЮ, возвеличенный ГРОМКОЙ ХВАЛОЙ».

Слайд 26

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.)

8 месяцев находился под следствием, 4 года на

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.) 8 месяцев находился под следствием, 4 года
каторге чернорабочим, заболев эпилепсией, затем переведен рядовым на военную службу, где отбыл еще 3 года.
Из дневника писателя: «Без связующей, общей, нравственной и гражданской идеи нельзя взрастить поколение и пустить его в жизнь! Но сами-то они (современные ОТЦЫ) все вместе утратили целое, потеряли общее, разбились по частям; соединились лишь в отрицательном, да и то кое-как, и разделились все в положительном, а в сущности и сами даже не верят себе ни в чем, ибо говорят с чужого голоса, примкнули к чуждой жизни и к чуждой идее и потеряли всякую связь с родной русской жизнью».
«Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов».

Слайд 27

Три главных темы в произведениях Ф.М.Достоевского

Три основных темы занимали Ф.М.Достоевского с особой

Три главных темы в произведениях Ф.М.Достоевского Три основных темы занимали Ф.М.Достоевского с
силой, особенно на вершинах его творчества и его жизни: 1) отношение русской самобытности к западной культуре — тема славянофилов и западников; далее — 2) глубокий дуализм Русской народной души, т. е. борьба двух начал — темного и светлого, два полюса в этой душе; и, наконец, 3) самая важная, самая основная тема — мировая по своему значению, самая глубокая тема, которая господствует над всем, от которой зависит все отношение к жизни, как жизни собственной, так и жизни мира, — вопрос об отношении мира и Бога, вопрос о зле в мире, вопрос, можно ли с этим злом, царящем в мире, совместить веру в Бога, можно ли вообще верить в Бога.

Слайд 29

Один из афоризмов Ф.М.Достоевского:

Один из афоризмов Ф.М.Достоевского:

Слайд 31

Александр Николаевич Островский (1823-1886 гг.)

Написал 47 пьес.
Первая пьеса – 1847 г. –

Александр Николаевич Островский (1823-1886 гг.) Написал 47 пьес. Первая пьеса – 1847
«Семейная картина».
Вторая (комедия) - «Свои люди - сочтемся!» - была написана в 1849 г. и принесла признание автору, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была запрещена Николаем I, а А.Н.Островский был отдан под надзор полиции).
Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый «театр Островского».

Слайд 32

Пьеса «Таланты и поклонники» (1882 г.)

Резюме пьесы.
Мелузов (студент, от которого

Пьеса «Таланты и поклонники» (1882 г.) Резюме пьесы. Мелузов (студент, от которого
ушла к богатому человеку невеста-актриса): У нас, у горемык, у тружеников, есть свои радости, которых вы не знаете, которые вам недоступны. Дружеские беседы за стаканом чаю, за бутылкой пива о книжках, которых вы не читаете, о движении науки, которой вы не знаете, об успехах цивилизации, которыми вы не интересуетесь. Бакин: Вы не обидчивы; а я думал, что вы меня на дуэль вызовете.
Мелузов: Дуэль? Зачем? У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба. Я просвещаю, а вы развращаете.

Слайд 33

Некоторые афоризмы из пьес А.Н. Островского

«Гроза» (1859), Кабаниха: «Чужая душа – потемки».
«На

Некоторые афоризмы из пьес А.Н. Островского «Гроза» (1859), Кабаниха: «Чужая душа –
всякого мудреца довольно простоты» (1868).
«Правда хорошо, а счастье лучше» (1877), Платон Зыбкий: «Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни».
«Бесприданница» (1878), Карандышев: «И самого кроткого человека можно довести до бешенства. Не все преступники — злодеи, и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет».

Слайд 34

Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) – и нравственном начале бытия и осознания

Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) – и нравственном начале бытия и осознания произведений литературы
произведений литературы

Слайд 36

Письмо А.М.Калмыковой, 1896 г.

Письмо А.М.Калмыковой, 1896 г.

Слайд 37

Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.)

«Вишневый сад», Трофимов П.С.: «Вся Россия наш сад»,

Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) «Вишневый сад», Трофимов П.С.: «Вся Россия наш
«Твой отец был мужик, мой — аптекарь, и из этого не следует решительно ничего».
Записные книжки. Дневник: «У бедных просить легче, чем у богатых».
«Чайка», Аркадина И.Н.: «Людям не талантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты».
Имя файла: Литературные-аргументы:-история-и-теория-литературы-XIX-века.pptx
Количество просмотров: 208
Количество скачиваний: 0