Лубок. История и области применения

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИЯ

Лубок – это, по сути, гравюра, отпечатанная с деревянной основы, а позднее

ИСТОРИЯ Лубок – это, по сути, гравюра, отпечатанная с деревянной основы, а
– металлической. Происхождение лубок ведет из Китая, откуда позднее добрался и до Европы. Разумеется, в каждой стране этот вид искусства имел свое название и особенности. 

Слайд 3

ИСТОРИЯ

Откуда произошло название «лубок» – доподлинно неизвестно. Версий множество: вспоминают и липовые

ИСТОРИЯ Откуда произошло название «лубок» – доподлинно неизвестно. Версий множество: вспоминают и
(лубовые) доски, на которых вырезались первые картинки, и лубяные короба торговцев, продававших лубки на ярмарках, а москвичи и вовсе уверены, что лубки пошли с Лубянки. Тем не менее, лубок – самое массовое искусство русского народа с XVII до XX века. 

Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.

Слайд 4

ИСТОРИЯ

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от

ИСТОРИЯ Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались
руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Слайд 5

ИСТОРИЯ

В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские

ИСТОРИЯ В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые
листы», или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

Слайд 6

ИСТОРИЯ

Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также

ИСТОРИЯ Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся
работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Иногда в лубке содержится развернутое повествование. Часто лубок содержит пояснительные надписи и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Слайд 7

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения»,

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания.
устные сказания.

Слайд 8

Печатали лубки на дешевой бумаге самоучки из народа, и они пользовались бешеной

Печатали лубки на дешевой бумаге самоучки из народа, и они пользовались бешеной
популярностью у крестьян. Хотя высшая знать искусством лубок не признавала и сохранением для потомков этих рисунков никто специально не занимался, более того – власть и церковная элита то и дело пытались его запретить. Это теперь лубок считается настоящей кладезью, сохранившей историю Руси и народный юмор, взрастившей истинные карикатурные таланты и ставшей истоком книжной иллюстрации. И, конечно же, именно лубок – прямой предок современных комиксов.

Слайд 9

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Многое заимствовали у лубка мастера северных русских росписей, русские керамисты, ткачи

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ Многое заимствовали у лубка мастера северных русских росписей, русские керамисты,
набойщики, и резчики пряничных досок, и скульпторы-игрушечники. Большинство деревянных фигурок и сцен, вышедших из села Богородского, рождены лубочными картинками.

Слайд 10

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Так же советский политический плакат, который в годы революции являлся еще

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ Так же советский политический плакат, который в годы революции являлся
совсем молодым жанром изобразительного искусства. Её влияние на становление и развитие молодого советского плаката, а вслед за ним и советской карикатуры тоже было основополагающим.

Слайд 11

Современная постройка с лубочным декором (Тверь)

Современная постройка с лубочным декором (Тверь)

Слайд 12

В. П. Пензин. Побоище князя Игоря с половцами, из серии «Слово о

В. П. Пензин. Побоище князя Игоря с половцами, из серии «Слово о
полку Игореве» (разноцветная гравюра, акварель), 1986 г.

Слайд 13

объединение художников-лубочников «Мастерская народной графики».

Л. В. Подкорытова. На реке две девочки мылися...

объединение художников-лубочников «Мастерская народной графики». Л. В. Подкорытова. На реке две девочки мылися... (линогравюра)
(линогравюра)