Содержание
- 2. Введение Соотношение с книгой «Культура городов» Значение книги Мамфорда для урбанизма Удивление городом в истории Возникновение
- 3. Введение Возможный маршрут: Соотношение с книгой «Культура городов» Значение книги «Город в истории» для урбанизма Удивление
- 4. Соотношение с книгой «Культура городов» Книга «Город в истории» использует задел культурно-исторического исследования городских форм, сделанный
- 5. Соотношение с книгой «Культура городов» Отличия:
- 6. Значение книги Мамфорда в урбанизме Книга «Город в истории» признана великой: Победитель премии «National Book Award»
- 7. Значение книги Мамфорда в урбанизме Почему книга пользуется авторитетом в урбанизме? Гипотеза: Мамфорд дал основательную интерпретацию
- 8. Удивление городом в истории Заглядывая в глубины истории города Мамфорд удивляется следующим моментам: Почему вдруг люди
- 9. Возникновение города Мамфорд пытается описать как возникли города. На этом будут основаны последующие рассуждения по поводу
- 10. Схема возникновения города Можно реконструировать основные элементы структуры возникновения города: Протогород (деревня, лагерь, тайник, святыня, захоронения,
- 11. Протогород «Животные предзнаменования» - так Мамфорд называет факторы, которые предшествовали появлению городов: Совместная жизнь Лагерь, тайник,
- 12. Священный смысл города Древний город был бы просто бесформенной, бесцельной, бессмысленной грудой кирпичей и камней, если
- 13. Сущностные характеристики города Резюмируя, перечислим характеристики города, которые Мамфорд считает сущностными: Перемешивание, разделение труда и возросшие
- 14. Город как церемониальный центр Возникнув как святое место, к которому рассеянные группы периодически возвращались, чтобы совершить
- 15. От церемониального центра к центру контроля Город не столько масса строений, сколько комплекс взаимосвязанных и постоянно
- 16. Возникновение города. Резюме In taking form, the ancient city brought together many scattered organs of the
- 17. Иерихон По оценкам некоторых археологов, город был заложен примерно в 8-м тысячелетии до Н.Э., из-за чего
- 18. Кристаллизация города Кристаллизация города сопровождается появлением новых институтов: Каст, Организованной войны, Личности (через институт королевского правления),
- 19. Касты Ранний город, чем он и отличается от деревенского комьюнити, это кастовое общество, организованное для удовлетворения
- 20. Передатчик войны Не важно какому числу ценных функций город помог сформироваться, он также сквозь всю свою
- 21. Закон и городской порядок Заставив власть в какой-то мере служить справедливости, город, отправляясь от скучного и
- 22. Город как социо-культурный контейнер Развитие символических методов хранения весьма увеличило вместимость города как контейнера. Теперь он
- 23. Городская монополия на творчество Через представление творчества, в действии, в мысли, в личных отношениях, город может
- 24. Впервые личность, отделенная от коммунальной матрицы, появляется в короле на позиции высшей ответственности перед группой. С
- 25. Так город стал особым окружением не просто для поддержки королей, но для изготовления личностей, существ, более
- 26. Главные функции города Мамфорд выделяет специфические функции города: Притягивание Материализация и этериализация Драматический диалог Перемешивание С
- 27. Притягивание Таким образом, анализируя компоненты города, я вывел важнейшую функцию закрытого контейнера, который собирает социальных агентов
- 28. Материализация и этериализация Ритм жизни в городах по-видимому есть чередование материализации и этериализации (etherialization). Твердая структура,
- 29. Схема материализации и этериализации городской жизни Этериализация (англ. etherialization, etherealization) – одухотворение, обожествление,, от слова ethereal,
- 30. Город в драматическом диалоге Не случайно, а поэтому не один исторический город преодолел свой потолок развития
- 31. Перемешивание Эта новая городская смесь привела к громадному расширению человеческих возможностей во всех направлениях. Город мобилизовал
- 32. Древние города Городские формы Междуречья (Месопотамии) и Древнего Египта служат, по мнению Мамфорда, двумя главными полярными
- 33. Древние города Две противоположных структуры городской жизни, по-видимому, появились в долинах великих рек Ближнего Востока. Одна
- 34. Вавилон, Месопотамия Настенный рисунок дворцового квартала Вавилона (Месопотамия), 600 г. до Н.Э. Городские стены были настолько
- 35. Мохенджо-Даро, Инд Некоторые исследователи указывают, что помимо Месопотамии и Египта, примечательны города цивилизации, жившей в долине
- 36. Древнегреческий полис Акрополь, Афины На самой высокой точке крепости расположен Парфенон Возможный маршрут: Причины успеха городов
- 37. Если сила и самоуверенность греческих городов не потерпели крушение в серии войн, начавшихся между ними самими,
- 38. Своими великими храмами и монументами греческий город не был уникален, Карнак и Гелиополис, Вавилон и Ниневех,
- 39. Я еще вернусь к проблеме размера городов позже. Но если необходимо привести некоторые доказательства того, что
- 40. Идея такого порядка возникла в седьмом и шестом веках, - дикий союз противоположностей, ограничений и изобилия,
- 41. Город наделил горожанина правом на рождение. Между горожанами, как между друзьями, не должно быть секретов, не
- 42. Изначально географического планирования города не существовало. Позже появилась гипподамова схема (прямоугольная решетка улиц) и начался процесс,
- 43. Кибернетика, медицинская психиатрия, искусственное оплодотворение, хирургия и химиотерапия дали возможность превращать людей в покорные автоматы, находящиеся
- 44. Трагический опыт разложения Рима очень важен для Мамфорда, так как служит примером возможной участи, грозящей современным
- 45. Rome, then, is the classic example of what that perspicuous biologist W.M. WheelerRome, then, is the
- 46. Стадии роста Рима Палатинский город Септимонциум Город четырех кварталов Город, окруженный Сервиевой стеной Город четырнадцати кварталов
- 47. From the standpoint of both politics and urbanism, Rome remains a significant lesson of what to
- 48. So, too, the multiplication of bathrooms and the over-expenditure on broadly paved motor roads, and above
- 49. Вопреки расхожему среди современных урбанистов мнению, Мамфорд считает, что размер метрополии не улучшает ее главную способность
- 50. Помимо того, что огромный город есть лучший орган памяти, созданный человеком до настоящего времени, он, пока
- 51. Невидимый Город Города выполняют особую культурную функцию. Но существует тенденция в сторону дематериализации ведущих институтов, организующих
- 52. Есть и другая сторона такой реорганизации метропольного комплекса, вызванная дематериализацией или этериализацией существующих институтов, которая уже
- 53. Многие первоначальные функции города, будучи естественными, требовали физического присутствия всех участников. Теперь они превратились в формы,
- 54. Город будущего Возможный маршрут: Миссия города будущего Позиция Мамфорда в отношении современности и городов будущего Схема
- 55. When cities were first founded, an old Egyptian scribe tells us, the mission of the founder
- 56. Позиция Мамфорда в отношении современности и будущего городов Дематериализация институтов Формирование человека все больше перемещается в
- 57. The chief mission for the city of the future: that of creating a visible regional and
- 58. Дискурс Мамфорда Возможный маршрут: Цивилизационный дискурс Мамфорда (темы цивилизации, культуры, истории, биологическое описание) Урбанистический дискурс Мамфорда
- 59. Цивилизационный дискурс Мамфорда Patrick Geddes Шотландский биолог Биологическое описание: выделение ядра (nuclear), развитие, мутации и пр.
- 60. Урбанистический дискурс Мамфорда Мамфорд поддерживает идею городов-садов Хауарда, поскольку соблюден принцип естественного предела роста города Высотное
- 61. Схема современной ситуации в урбанизме по Мамфорду городская жизнь городские формы ядро этериализация материализация * City
- 62. Личные основания Мамфорда «Хорошо» Культура (механизм воспроизводства человеческого) Институты (благодаря социальной и культурной концентрации города служат
- 63. Личные основания Мамфорда «Плохо» Power (власть, мощь и ее проявления) Война и агрессия Гигантомания (погоня за
- 64. Мегамашина «Понять момент возникновения мегамашины и ее дальнейшую «родословную» значило бы по-новому взглянуть на истоки нашей
- 65. Мегамашина Мегамашина (машина, machine) – специальное понятие, введенное Л.Мамфордом для того, чтобы обозначить проблему поглощения человеческой
- 67. Скачать презентацию
Слайд 2Введение
Соотношение с книгой «Культура городов»
Значение книги Мамфорда для урбанизма
Удивление городом в
Введение
Соотношение с книгой «Культура городов»
Значение книги Мамфорда для урбанизма
Удивление городом в
Возникновение города
Протогород (эмбрион)
Священный смысл города
Сущностные характеристики города
Город как церемониальный центр
Переход от церемониального центра к центру контроля
Кристаллизация города Кристаллизация города (формирование институтов кастКристаллизация города (формирование институтов каст, войныКристаллизация города (формирование институтов каст, войны, закона и пр.)
Главные функции города:
Притягивание
Материализация (и этериализация)
Драматический диалог
Перемешивание
Основные сюжеты
Примечание. Темы, затронутые в презентации по более ранней книге Мамфорда «Культура городов» (Средневековый город, Барокко, Индустриальный город и Мегалополис), а также раздел «Жизнь и деятельность Мамфорда» здесь не дублируются, на них даются ссылки.
Исторические формы городов
Древние города
Древнегреческий полис
Рим
Регрессия к утопии
Современная метрополия (культурная функция)
Невидимый город
Город будущего
Приложения
Схема возникновения городов
Схема материализации и этериализации
Современная ситуация в урбанизме по Л.Мамфорду (схема - гипотеза редактора)
Позиция автора по поводу города: что «хорошоПозиция автора по поводу города: что «хорошо», что «плохо»
Слайд 3Введение
Возможный маршрут:
Соотношение с книгой «Культура городов»
Значение книги «Город в истории» для
Введение
Возможный маршрут:
Соотношение с книгой «Культура городов»
Значение книги «Город в истории» для
Удивление городом в истории
Базовые схемы исследования
Схема возникновения городов
Схема материализации и этериализации
M.C. Escher . Графика.
Слайд 4Соотношение с книгой «Культура городов»
Книга «Город в истории» использует задел культурно-исторического исследования
Соотношение с книгой «Культура городов»
Книга «Город в истории» использует задел культурно-исторического исследования
Метод исследования сохраняется: на многочисленных исторических примерах городских форм выделяются основные культурные и социальные эффекты данной эпохи.
Также сохранена идея предназначения городов, в которой главная миссия города, по мнению автора, состоит в трансляции культурного наследия человеческой цивилизации.
Сходства:
Слайд 5Соотношение с книгой «Культура городов»
Отличия:
Соотношение с книгой «Культура городов»
Отличия:
Слайд 6Значение книги Мамфорда в урбанизме
Книга «Город в истории» признана великой:
Победитель премии «National
Значение книги Мамфорда в урбанизме
Книга «Город в истории» признана великой:
Победитель премии «National
Обладатель статуса «Lasting Book» (основательная работа) от American Library Association
This vital book was recognized as an outstanding work almost from the moment of publication. Beginning with the groundbreaking interpretation of the origin and nature of the city, Lewis Mumford follows the city’s development from Egypt and Mesopotamia though Greece, Rome, and the Middle Ages to the modern world. Instead of accepting the destiny of the city as the tendencies to metropolitan congestion, suburban sprawl, and social disintegration, Mumford outlines an order integrating technical facilities with biological needs and social norms.
Kirkus Reviews
Эта жизненно важная книга была признана выдающейся работой почти с момента ее публикации. Начав с основательной интерпретации возникновения и природы города, Л.Мамфорд прослеживает развитие города от Египта и Месопотамии, через Грецию, Рим и Средние Века до современности. Не смиряясь с судьбой города в виде нарастания скопления, разрастания пригородов и социального разделения, Мамфорд подчеркивает важность технических средств обслуживания для биологических и социальных нужд.
Слайд 7Значение книги Мамфорда в урбанизме
Почему книга пользуется авторитетом в урбанизме?
Гипотеза:
Мамфорд
Значение книги Мамфорда в урбанизме
Почему книга пользуется авторитетом в урбанизме?
Гипотеза:
Мамфорд
Автор выступает против тех, кто считает, что появление городов вызвано «обычными функциями» (common functions): эффективное ведение хозяйства, защита; или что города – естественная форма оседлой жизни (крупная деревня).
Концепций, которые были бы столь же обоснованными (и признанными), чтобы стать достойной альтернативой гипотезе Мамфорда, в современном урбанистическом дискурсе Концепций, которые были бы столь же обоснованными (и признанными), чтобы стать достойной альтернативой гипотезе Мамфорда, в современном урбанистическом дискурсе не найдено, хотя можно найти предшественников, среди которых мы обнаруживаем концепции происхождения городов, разработанные немецкими социологами (Зиммель, Теннис, Маркс, Вебер) (см. «Урбанистический дискурс Мамфорда»). В роли главного врага Мамфорда выступают не теоретики, а власти и девелоперы, человеческая недальновидность и гигантомания, наивное доверие технике.
Слайд 8Удивление городом в истории
Заглядывая в глубины истории города Мамфорд удивляется следующим моментам:
Почему
Удивление городом в истории
Заглядывая в глубины истории города Мамфорд удивляется следующим моментам:
Почему
Причину нельзя объяснить естественно, поскольку разрастание деревни само по себе не приводит к городу. Город возникает скачкообразно (urban revolution).
Анализ повседневной жизни древнего человека говорит о том, что у людей должны были бы быть весьма серьезные причины, чтобы начать строить города и жить в них. Структура выживания сама по себе этого не требовала. Но поддержание жизни города требовало больших усилий: строительство, защита, снабжение, вывоз отходов. К тому же, некоторые города построены в весьма сложных местах для строительства и жизни, например, высоко в Андах и Гималаях, Исландии.
Долговечность городов
Город кажется долговечным. За счет чего некоторым городским формам удается существовать века и не разрушаться как обычные постройки?
Успешный древний город без дизайнера и проектировщика
Как древние градостроители могли строить лучше, чем они могли знать? Не имея современных средств планирования и проектирования, знаний и технологий, как древним удавалось создавать весьма успешные городские формы?
Слайд 9Возникновение города
Мамфорд пытается описать как возникли города. На этом будут основаны последующие
Возникновение города
Мамфорд пытается описать как возникли города. На этом будут основаны последующие
Возможный маршрут:
Схема возникновения города (версия редактора на основании реконструкции текстов Мамфорда)
Протогород (эмбрион)
Священный смысл города
Сущностные характеристики города
Город как церемониальный центр
Переход от церемониального центра к центру контроля
Резюме
Руины древнего города Иерихона.
Слайд 10Схема возникновения города
Можно реконструировать основные элементы структуры возникновения города:
Протогород (деревня, лагерь, тайник,
Схема возникновения города
Можно реконструировать основные элементы структуры возникновения города:
Протогород (деревня, лагерь, тайник,
Стимулирующие процессы (культурное перемешивание, интенсификация кооперации, разделение труда, притягивание качественного население, социальное упорядочивание и др.)
Формирование ядра городской жизни, которое фиксируется в виде городских форм (храм, возвышение, стены), имеющих символическое значение (порядок небес, дом богов). Ядро – образующий элемент для развития городских форм. Город приобретает свои главные функции: притягивание, перемешивание, ведение драматического диалога, материализация и этериализация, которые обеспечат городу длительное существование и интенсивное развитие)
Кристаллизация города (формирование институтов королевского правления, личности, законов, каст, войны и пр.)
стимулирующие процессы
Слайд 11Протогород
«Животные предзнаменования» - так Мамфорд называет факторы, которые предшествовали появлению городов:
Совместная
Протогород
«Животные предзнаменования» - так Мамфорд называет факторы, которые предшествовали появлению городов:
Совместная
Лагерь, тайник, могила, пирамида камней (условный знак)
Оседлый образ жизни (биологический цикл рождения детей, сельское хозяйство, технологии хранения пищи).
Деревня.
Гробница (необходимость регулярно возвращаться к захоронениям), святыня, крепость.
Что именно стало причиной появления первых городов – пока никто не знает, но, тем не менее, Мамфорд пытается описать гипотетически как бы это могло происходить наиболее вероятно. Возникновение города у него описывается не в терминах причины-следствия или эволюции, а больше похоже на биологическое описание возникновения новой формы жизни. Поэтому к протогородам он применяет метафору эмбриона.
Слайд 12Священный смысл города
Древний город был бы просто бесформенной, бесцельной, бессмысленной грудой кирпичей
Священный смысл города
Древний город был бы просто бесформенной, бесцельной, бессмысленной грудой кирпичей
Deprived of such sacred powers, the ancient city could have been only a heap of baked mud of stones, formless, purposeless, meaningless; since without such cosmic magnifications, the common man could live an equally good or even far better life in the village. But once life was conceived sacrally, as an imitation of the gods, the ancient city itself became, and remained right into Roman times, a simulacrum of heaven: even its seeming durability, the freedom of its sacred buildings from the decay and dilapidation of the cramped peasant’s hut, only made it come closer to the eternal pattern that man’s growing consciousness of the cosmos itself made so attractive.
Мамфорд приходит к выводу, что при появлении городов по-видимому (мы точно не знаем) оказали действие различные стимулирующие факторы: технические, политические, религиозные. Причем, последние из них сыграли ключевую роль, поскольку именно религия по мнению автора требовала от человека превосходства.
Слайд 13Сущностные характеристики города
Резюмируя, перечислим характеристики города, которые Мамфорд считает сущностными:
Перемешивание, разделение труда
Сущностные характеристики города
Резюмируя, перечислим характеристики города, которые Мамфорд считает сущностными:
Перемешивание, разделение труда
Появление новых институтов, функций и технологий отсутствующих у деревни: письменность, университет, библиотека, школа и др.
Обеспечение совместного присутствия большого количества людей, находящихся под организованным контролем, что подтолкнуло образование социальных институтов (касты, законов и пр.)
Выполнение главных функций города: притягивание, материализация и этериализация, перемешивание, способность вести драматический диалог.
Yet one must remember Rousseau’s definition: “Houses make a town, but citizens make a city.” The ability to transmit in symbolic forms and human patterns a representative portion of a culture is the great mark of the city: this is the condition for encouraging the fullest expression of human capacities and potentialities, even in the rural and primitive areas beyond. In making this possible, the early builders of the city indeed builded better than they knew.
Нужно вспомнить определение Руссо: “Дома делают городок, но горожане - Город”. Способность передавать в символических формах и человеческих структурах порции культуры есть великая особенность города, это условие полнейшего выражения человеческих способностей и возможностей, даже за пределами деревенских и примитивных областей. Делая это возможным, древние строители в самом деле строили лучше, чем знали.
Слайд 14Город как церемониальный центр
Возникнув как святое место, к которому рассеянные группы периодически
Город как церемониальный центр
Возникнув как святое место, к которому рассеянные группы периодически
Starting as a sacred spot, to which scattered groups returned periodically for ceremonials and rituals, the ancient city was first of all a permanent meeting place.
Автор среди основных форм, предшествующих городу считал церемониальный центр. Именно он придавал городу сакральное значение и служил поводом постоянных встреч и ритуалов.
Зиккурат – шумерский храм, выполненный в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которого располагается жилище бога. Ур (древний город шумер).
Слайд 15От церемониального центра к центру контроля
Город не столько масса строений, сколько комплекс
От церемониального центра к центру контроля
Город не столько масса строений, сколько комплекс
The city is not so much a mass of structures as a complex of inter-related and constantly interacting functions – not alone a concentration of power, but polarization of culture.
The mark of the city is the coming together of these two institutions in a special precinct, set apart from the profane world.
Характерная черта города – это сведение этих двух институций в особых границах, отделенных от мирского.
Со временем, основная функция города переходит от сакрального центра к центру контроля (населения, ресурсов, активности, социальных процессов и т.д.)
По мнению Мамфорда, первичной функцией городских стен была не защита, как считают многие историки, а символическое разделение пространства (сакрального и мирского). Впоследствии их стали использовать как военные сооружения для защиты.
Слайд 16Возникновение города. Резюме
In taking form, the ancient city brought together many scattered
Возникновение города. Резюме
In taking form, the ancient city brought together many scattered
Формируясь, древний город свел вместе множество разбросанных органов совместной жизни, в своих стенах способствовал их взаимодействию и перемешиванию. Обычные функции города были важны, но цели, вызванные ускоренными методами коммуникации и кооперации, были намного важнее. Город возник в соответствии с космическим порядком, открытым священниками-астрономами и унифицированными формами королевского правления. Первый формируется в храме и его священном строении, второй – в цитадели и окружающей городской стене. Поляризуя до настоящего времени незадействованные человеческие стремления и сводя их вместе в центральное политическое и религиозное ядро, город был способен справиться с безмерной производящейся массой неолитической культуры.
Слайд 17Иерихон
По оценкам некоторых археологов, город был заложен примерно в 8-м тысячелетии до
Иерихон
По оценкам некоторых археологов, город был заложен примерно в 8-м тысячелетии до
Но это оспаривают, равно как и гипотезу, что стены Иерихона (как и других древних городов) имели изначальное военное предназначение. См. также сюжет о взятии Иерихона израильтянами в Библии (Ветхий Завет, Книга Иисуса Навина, Гл. 6).
Во время раскопок 1930-1936 годов было сделано открытие, согласно которому «не остается никаких сомнений, что стены города упали в направлении наружу, причем полностью, все сразу. Нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город. Стены городов, которые подвергаются нападению, всегда обрушиваются вовнутрь».
Слайд 18Кристаллизация города
Кристаллизация города сопровождается появлением новых институтов:
Каст,
Организованной войны,
Личности (через
Кристаллизация города
Кристаллизация города сопровождается появлением новых институтов:
Каст,
Организованной войны,
Личности (через
Закона
Город как социо-культурный контейнер
Городская монополия на творчество
Афинский Акрополь
Слайд 19Касты
Ранний город, чем он и отличается от деревенского комьюнити, это кастовое общество,
Касты
Ранний город, чем он и отличается от деревенского комьюнити, это кастовое общество,
The early city, as distinct form the village community, is a caste-managed society, organized for the satisfaction of a dominant minority: no longer a community of humble families living by mutual aid.
Nippur
Слайд 20Передатчик войны
Не важно какому числу ценных функций город помог сформироваться, он также
Передатчик войны
Не важно какому числу ценных функций город помог сформироваться, он также
No matter how many valuable functions the city has furthered, it has also served, throughout most of its history, as a container of organized violence and a transmitter of war. The few cultures that for a time avoided this are those that retained their village basis yielded without force to a seemingly benign central command.
Наряду с появлением «позитивных» функций и институтов, город вместе с этим стимулирует появление институций, которые Мамфорд считает «негативными». См. также «Личные основания по поводу городов» (что «хорошоНаряду с появлением «позитивных» функций и институтов, город вместе с этим стимулирует появление институций, которые Мамфорд считает «негативными». См. также «Личные основания по поводу городов» (что «хорошо», что «плохо»). Среди них – организованное ведение войн.
Слайд 21Закон и городской порядок
Заставив власть в какой-то мере служить справедливости, город, отправляясь
Закон и городской порядок
Заставив власть в какой-то мере служить справедливости, город, отправляясь
By putting power in some measure at the service of justice, the city, departing from the tedious archaic reign of the village, brought order more swiftly into its internal affairs: but it left an unguarded lawless wasteland in the area between cities, where no local god could exercise power or establish moral jurisdiction without colliding with another god. And as internal frustrations increased, external aggressions tended to multiply: the animus against the local oppressor would be profitably turned against the external enemy.
Царь Хаммурапи получает законы от солнечного бога Шамаша (рельеф верхней части столба Свода Законов). Вавилон.
Слайд 22Город как социо-культурный контейнер
Развитие символических методов хранения весьма увеличило вместимость города как
Город как социо-культурный контейнер
Развитие символических методов хранения весьма увеличило вместимость города как
The development of symbolic methods of storage immensely increased the capacity of the city as a container: it not merely held together a larger body of people and institutions than any other kind of community, but it maintained and transmitted a larger portion of their lives than individual human memories could transmit by word of mouth.
Римский амфитеатр Колизей – классический пример «контейнера толпы» для Мамфорда
Слайд 23Городская монополия на творчество
Через представление творчества, в действии, в мысли, в личных
Городская монополия на творчество
Через представление творчества, в действии, в мысли, в личных
Through the performance of creative acts, in act, in thought, in personal relationships, that the city can be identified as something more than a purely functional organization of factories and warehouses, barracks, courts, prisons, and control centers. The towers and domes of the historic city are reminders of that still unfulfilled promise.
Слайд 24Впервые личность, отделенная от коммунальной матрицы, появляется в короле на позиции высшей
Впервые личность, отделенная от коммунальной матрицы, появляется в короле на позиции высшей
In the king the person first emerged, in a position of responsibility superior to the group, detached from his communal matrix. With the rise of the city the king incarnated a new idea of human development, and the city became nothing less than the corporate embodiment of this evolving idea. One by one, the privileges and prerogatives of kingship were transferred to the city, and its citizens. Thousands of years were needed to effect this change; and by the time it was consummated men had forgotten where and how it had begun.
Город, создающий личность. Королевское правление
Слайд 25Так город стал особым окружением не просто для поддержки королей, но для
Так город стал особым окружением не просто для поддержки королей, но для
В конце концов, город сам стал главным агентом изменения человека, органом наиполнейшего выражения личности.
Thus the city became a special environment, not just for supporting kings but for making persons: beings who were more fully open to the realities of the cosmos, more ready to transcend the claims of tribal society and custom, more capable of assimilating old values and creating new ones, of making decisions and taking new directions.
In the end, the city itself became the chief agent of man’s transformation, the organ for the fullest expression of personality.
Город, создающий личность. Королевское правление
Слайд 26Главные функции города
Мамфорд выделяет специфические функции города:
Притягивание
Материализация и этериализация
Драматический диалог
Перемешивание
С нашей точки
Главные функции города
Мамфорд выделяет специфические функции города:
Притягивание
Материализация и этериализация
Драматический диалог
Перемешивание
С нашей точки
Храм Аполлона в центре Дельфи, где сидел оракул, Древняя Греция. Макет.
Слайд 27Притягивание
Таким образом, анализируя компоненты города, я вывел важнейшую функцию закрытого контейнера, который
Притягивание
Таким образом, анализируя компоненты города, я вывел важнейшую функцию закрытого контейнера, который
So far, in analyzing the components of the city, I have emphasized the essential function of the closed container, which concentrated the social agents and gave them a closed field that promoted the maximum interaction. But the city is not merely a container: before it has anything to hold, it must attract the people and the institutions that carry on its life. To this aspect of city life, Ebenezer Howard properly applied the term magnet; and that term is all the more useful in description because with the magnet we associate the existence of a ‘field’ and the possibility of action at a distance, visible in the ‘lines of social force,’ which draw to the center particles of a different nature. Organized religion played such a role in the early city, for religion constituted the better type of life; indeed, it was through religion that men enhanced their own vitality and that or their crops and animals; and it was through the immortality imputed to the gods that man was encouraged to take measures to ensure his own immortality, first the Pharaoh, because he was also a god.
Слайд 28Материализация и этериализация
Ритм жизни в городах по-видимому есть чередование материализации и этериализации
Материализация и этериализация
Ритм жизни в городах по-видимому есть чередование материализации и этериализации
The rhythm of life in cities seems to be an alternation between materialization and etherialization: the concrete structure, detaching itself through a human response, takes on a symbolic meaning, uniting the knower and the known; while subjective images, ideas, intuitions, only partly formed in their original expression, likewise take on material attributes, in visible structures, whose very size, position, complexity, organization, and esthetic form extend the area of meaning and value, otherwise inexpressible. City design is thus the culminating point of a socially adequate process of materialization.
См. также п. «Схема материализации и этериализации городской жизни»
Слайд 29Схема материализации и этериализации городской жизни
Этериализация (англ. etherialization, etherealization) – одухотворение, обожествление,,
Схема материализации и этериализации городской жизни
Этериализация (англ. etherialization, etherealization) – одухотворение, обожествление,,
неземной; небесный; божественный
бесплотный; неосязаемый, нематериальный
легкий, воздушный; деликатный, утонченный, изысканный
эфирный (ether – эфир, небеса).
Процесс, обратный материализации культуры, соединение материальных форм культуры с небесным порядком. На материале городов схематизировать его можно так:
1. Цикл обновления и воспроизводства городской жизни.
2. Ядро городской жизни (святыня, храм, цитадель, агора, форум, церковь, дворец, фабрика, биржа, школа и пр.)
3. Городские формы (urban form) (возвышение, стены, расположение храмов, решетка улиц и т.д.)
4. Воспроизводящийся цикл материализации и этериализации
Слайд 30Город в драматическом диалоге
Не случайно, а поэтому не один исторический город преодолел
Город в драматическом диалоге
Не случайно, а поэтому не один исторический город преодолел
Not by accident, then, has more than one historic city reached its climax in a dialogue that sums up its total experience of life. In the Book of Job, one beholds Jerusalem; in Plato, Sophocles, and Euripides Marlowe, Athens; in Shakespeare and, Dekker and Webster, Elizabethan London. In a sense the dramatic dialogue is both the fullest symbol and the final justification of the city’s life. For the same reason, the most revealing symbol of the city’s failure, of its very non-existence as a social personality is the absence of dialogue – not necessarily a silence, but equally the loud sound of a chorus uttering the same words in cowed if complacent conformity.
Слайд 31Перемешивание
Эта новая городская смесь привела к громадному расширению человеческих возможностей во всех
Перемешивание
Эта новая городская смесь привела к громадному расширению человеческих возможностей во всех
This new urban mixture resulted in an enormous expansion of human capabilities in every direction. The city effected a mobilization of manpower, a command over long distance transportation, an intensification of communication over long distances in place and time, an outburst of invention along with a large scale development of civil engineering, and, not least, it promoted a tremendous further rise in agricultural productivity.
Перемешивание разных культур и людей различных занятий создало эффект расширения возможностей человека
Слайд 32Древние города
Городские формы Междуречья (Месопотамии) и Древнего Египта служат, по мнению Мамфорда,
Древние города
Городские формы Междуречья (Месопотамии) и Древнего Египта служат, по мнению Мамфорда,
Саккара, город мертвых, построенный вокруг пирамиды Джосера, Египет
Слайд 33Древние города
Две противоположных структуры городской жизни, по-видимому, появились в долинах великих рек
Древние города
Две противоположных структуры городской жизни, по-видимому, появились в долинах великих рек
Two contrasting patterns archetypal patterns of urban life seem to have been formed in the great river valleys of the Near East. One expressed calmness and confidence, the other tempestuous uncertainty; one, beset with danger and anxiety, piled up the symbol of power and fortified itself with heavy walls to keep off those who “were planning evil”; the other, trusting in the beneficence of the sun and Father Nile, knowing that one year would be like the next, imposed order in the name of justice and enthroned death in the gay garments of life. In one citadel formed the hard kernel of power that, by its very explosion, destroyed itself as well as its object; in the other, the organic rituals of the village tempered and humanized all the new forces that were at the disposal of civilization; in that city, the Eloquent Peasant would still be heard. These polar contrasts, under new masks, are still in existence.
Слайд 34Вавилон, Месопотамия
Настенный рисунок дворцового квартала Вавилона (Месопотамия), 600 г. до Н.Э. Городские
Вавилон, Месопотамия
Настенный рисунок дворцового квартала Вавилона (Месопотамия), 600 г. до Н.Э. Городские
Фотография исторического квартала Вавилона, современность.
Слайд 35Мохенджо-Даро, Инд
Некоторые исследователи указывают, что помимо Месопотамии и Египта, примечательны города цивилизации,
Мохенджо-Даро, Инд
Некоторые исследователи указывают, что помимо Месопотамии и Египта, примечательны города цивилизации,
Развалины Мохенджо-Даро, Синд, Пакистан
Слайд 36Древнегреческий полис
Акрополь, Афины
На самой высокой точке крепости расположен Парфенон
Возможный маршрут:
Причины успеха городов
Древнегреческий полис
Акрополь, Афины
На самой высокой точке крепости расположен Парфенон
Возможный маршрут:
Причины успеха городов
Новые политические институты
Город – собиратель творческих личностей
Понимание естественных пределов роста
Город, делающий горожанина
Слайд 37Если сила и самоуверенность греческих городов не потерпели крушение в серии войн,
Если сила и самоуверенность греческих городов не потерпели крушение в серии войн,
If the force and self-confidence of the Greek Cities had not been wrecked by the series of wars that began among themselves, their later efforts at federation, born largely of desperation, might have given them a better chance against the empires that finally swept over them. But the larger concept of a federated urban polity, which would have rectified those failures of both urban isolationism and imperialistic political and cultural expansion, never had a career long enough to create radically new pattern of civic life.
Создание новых политических институтов
Одной из причин успеха городов Древней Греции Мамфорд считает создание новых политических институтов демократии, федерации городов, представительского правления
Слайд 38Своими великими храмами и монументами греческий город не был уникален, Карнак и
Своими великими храмами и монументами греческий город не был уникален, Карнак и
In its great temples and monuments, the Greek city was not unique: Karnak and Heliopolis; Babylon and Nineveh surely had as much to say. The Greek city’s real strength was of another order: being neither too small nor too big, neither too rich nor too poor, it kept the human personality from being dwarfed by its own collective products, whilst fully utilizing all the urban agents of cooperation and communion. Never had any city, no matter how big, harbored and fostered such a multitude of creative personalities as were drawn together in Athens for perhaps a century.
Город как собиратель творческих личностей
Слайд 39Я еще вернусь к проблеме размера городов позже. Но если необходимо привести
Я еще вернусь к проблеме размера городов позже. Но если необходимо привести
I shall go back to the problem of the size of the city, which was first considered by the Greeks, at a later point. But if anything were needed to prove that the towns of Greece, from the seventh century B.C. to the fourth, were both small and relatively self-contained, largely dependent upon their local countryside for food and for building materials, the story of Greek colonization would be sufficient. For these Aegean cities sent out colonies in every direction.
Понимание естественных пределов роста
Когда главному архитектору Александра было сделано предложение построить для него самый большой город всех времен, этот лидер, понимавший как проблемы снабжения, так и стратегии, категорически отклонил эту идею –такой город снабжать невозможно!
When Alexander’s chief architect offered to build him the largest city of all time, that leader, who understood logistics as well as strategy, peremptorily dismissed the idea: Impossible to provision such a city!
Градостроитель Александра Македонского
Слайд 40Идея такого порядка возникла в седьмом и шестом веках, - дикий союз
Идея такого порядка возникла в седьмом и шестом веках, - дикий союз
That order had emerged as idea in the seventh and sixth centuries, a wild union of opposite, restriction and exuberance, Apollonian discipline and Dionysian delirium, rational intelligence and blind intuition, skyward flight and muddy tumble: the very opposite of all that one would now characterize as classical. The highest product of that experience was not a new type of city, but a new kind of man.
Город, делающий горожанина
Олимпия, Древняя Греция, рисунок
Слайд 41Город наделил горожанина правом на рождение. Между горожанами, как между друзьями, не
Город наделил горожанина правом на рождение. Между горожанами, как между друзьями, не
The city possessed the citizen considered his own birth-right: between citizens as between friends there were to be no secrets, no professional walls, no presumption of inequality. The freeborn citizen … resumed the place he had once had in village culture, that of being first of all a man, endowed with every human dimension, to whom every part of life was open and accessible. This at least was the ideal. And it is by its capacity to formulate that ideal – not by its failure to achieve it – that we still properly measure the Greek polis.
Город, делающий горожанина
Слайд 42Изначально географического планирования города не существовало. Позже появилась гипподамова схема (прямоугольная решетка
Изначально географического планирования города не существовало. Позже появилась гипподамова схема (прямоугольная решетка
Основание Мамфорда состоит в том, что ничто не могло бы более эффективно делать города, чем культура и цивилизация. По его мнению, появление “планировщика”, который под личиной прогресса вводит некоторую отстраненную схему, происходит регрессия.
Для автора такой случай означает помеху в работе циклов материализации и этериализации, поскольку начинает материализоваться не культурно-символическое наследие цивилизации, а чей-то конкретный план.
Так, Мамфорд критикует Платона с его идеальным городом, имеющим разумное устройство: ремесленники работают, стражи охраняют, мудрецы всеми правят.
В современном мире автор видит серьезную угрозу того, что за счет новых технологий человечество вплотную приблизилось к возможности реализовать чей-то план, например того же Платона:
Регрессия к утопии
Слайд 43Кибернетика, медицинская психиатрия, искусственное оплодотворение, хирургия и химиотерапия дали возможность превращать людей
Кибернетика, медицинская психиатрия, искусственное оплодотворение, хирургия и химиотерапия дали возможность превращать людей
Регрессия к утопии
Cybernetics, medical psychiatry, artificial insemination, surgery and chemotherapy have given the rulers of men the power to create obedient automatons, under remote control, with just enough mind left to replace the machine when its cost would be prohibitive. The polite name for this creature is ‘man-in-space,’ but the correct phrase is ‘man out of his mind.’
См. также понятие мегамашины
Обложка «Animals» Pink Floyd, с изображением города машин, поработивших людей
Слайд 44Трагический опыт разложения Рима очень важен для Мамфорда, так как служит примером
Трагический опыт разложения Рима очень важен для Мамфорда, так как служит примером
Возможный маршрут:
Потеря контроля над ростом Рима
Стадии роста Рима (карта)
Схема материализации и этериализации городской жизни
Уроки Рима
Рим
Forum Romanum - центральная рыночная площадь служила ядром Рима
Слайд 45Rome, then, is the classic example of what that perspicuous biologist W.M.
Rome, then, is the classic example of what that perspicuous biologist W.M.
Рим, потерявший контроль над ростом
Рим – классический пример того, что выдающийся биолог Уилер Рим – классический пример того, что выдающийся биолог Уилер называл «abbau» или процессом распада (разложения). Разрушение Рима было последним результатом его перерастания, что выразилось в потере функций и контроля над экономическими факторами и людьми, важными для продолжения его существования. В каком-то смысле римская организация должна была бы стать этериализованной (одухотворенной) и способной при помощи образования поддерживать порядок без применения силы или захвата. Но такого не случилось, для остальных Рим не стал желаемой структурой дисциплинированной гражданской кооперации, а стал угрожающим примером неконтролируемого роста, бездумного пользования и материального пресыщения.
Слайд 46Стадии роста Рима
Палатинский город
Септимонциум
Город четырех кварталов
Город, окруженный Сервиевой стеной
Город четырнадцати кварталов
Подробнее об
Стадии роста Рима
Палатинский город
Септимонциум
Город четырех кварталов
Город, окруженный Сервиевой стеной
Город четырнадцати кварталов
Подробнее об
Стадии роста Рима
Слайд 47From the standpoint of both politics and urbanism, Rome remains a significant
From the standpoint of both politics and urbanism, Rome remains a significant
Уроки Рима
С точки зрения и политики и урбанизма Рим остается показательным уроком того, чего следует избегать. Его история содержит серию классических сигналов опасности, предупреждающих о том, когда жизнь начинает двигаться в неправильном направлении. Где толпы собираются в смертельных количествах, где резко растут ренты, а жилищные условия ухудшаются, где на место поддержания баланса и установления гармонии в том, что под руками, приходит односторонняя эксплуатация отдаленных территорий, там почти автоматически оживают прецеденты римских зданий. Сегодня они снова возвращаются: арена, многоэтажное жилье, массовые конкурсы и выставки, футбольные матчи, международные конкурсы красоты, повсеместный стриптиз в рекламе, постоянное возбуждение чувств сценами секса, наслаждения и насилия – все это в настоящем римском стиле.
Слайд 48So, too, the multiplication of bathrooms and the over-expenditure on broadly paved
So, too, the multiplication of bathrooms and the over-expenditure on broadly paved
Уроки Рима
Также умножение ванных комнат и перерасходы на дороги с хорошим покрытием, и сверх всего, массовая коллективная концентрация на легкомысленных эфемерностях всех типов, выполненных с высочайшей технической дерзостью. Вот симптомы конца: притяжения деморализованной власти и минификации жизни. Когда эти знаки умножаются, Некрополь приближается, хотя и ни один камень не был тронут. Для варвара, уже захватившего город изнутри. Приди, палач! Приди, хищник!
Forum Romanum, реконструкция
Слайд 49Вопреки расхожему среди современных урбанистов мнению, Мамфорд считает, что размер метрополии не
Вопреки расхожему среди современных урбанистов мнению, Мамфорд считает, что размер метрополии не
Современная метрополия и ее культурная функция
Слайд 50Помимо того, что огромный город есть лучший орган памяти, созданный человеком до
Помимо того, что огромный город есть лучший орган памяти, созданный человеком до
Да, большие количества часто необходимы, но одних больших цифр не достаточно. Флоренция со своими примерно 400.000 жителей выполняет больше функций метрополии, чем многие другие города, в десять раз большие.
Современная метрополия и ее культурная функция
Though the great city is the best organ of memory man has yet created, it is also - until it becomes too cluttered and disorganized – the best agent for discrimination and comparative evaluation, not merely because it spreads out so many goods for choosing, but because it likewise creates minds of large range, capable of coping with them.
Yes: inclusiveness and large numbers are often necessary; but large numbers are not enough. Florence, with some four hundred thousand inhabitants, performs more of the functions of the metropolis than many other cities with ten times that number.
Примечание. Население современной Флоренции составляет 366 тыс. (или 696 тыс. с прилежащими территориями), но в некоторые периоды своей истории оно снижалось до 25 тыс.
Слайд 51Невидимый Город
Города выполняют особую культурную функцию. Но существует тенденция в сторону дематериализации
Невидимый Город
Города выполняют особую культурную функцию. Но существует тенденция в сторону дематериализации
По мнению Мамфорда это приведет к формированию нового типа города – Невидимого Города.
Рисунок перемещений одного человека по городу за год, сделанный одним энтузиастом
Слайд 52Есть и другая сторона такой реорганизации метропольного комплекса, вызванная дематериализацией или этериализацией
Есть и другая сторона такой реорганизации метропольного комплекса, вызванная дематериализацией или этериализацией
Невидимый Город
There is another side of this reorganization of the metropolitan complex that derives from the de-materialization, or etherialization, of existing institutions: that which has already partly created the Invisible City. This is itself an expression of the fact that the new world in which we have begun to live is not merely open on the surface, far beyond the visible horizon, but also open internally, penetrated by invisible rays and emanations, responding to stimuli and forces below the threshold of ordinary observation.
Слайд 53Многие первоначальные функции города, будучи естественными, требовали физического присутствия всех участников. Теперь
Многие первоначальные функции города, будучи естественными, требовали физического присутствия всех участников. Теперь
Невидимый Город
Many of the original functions of the city, once natural monopolies, demanding the physical presence of all participants, have now been transposed into forms capable of swift transportation, mechanical manifolding, electronic transmission, worldwide distribution. If a remote village can see the same motion picture or listen to the same radio program as the most swollen center, no one need live in that center or visit it in order to participate in that particular activity.
Слайд 54Город будущего
Возможный маршрут:
Миссия города будущего
Позиция Мамфорда в отношении современности и городов будущего
Схема
Город будущего
Возможный маршрут:
Миссия города будущего
Позиция Мамфорда в отношении современности и городов будущего
Схема
Также см. презентацию по книге «Культура городов» гл. «Биотехнический город».
Слайд 55When cities were first founded, an old Egyptian scribe tells us, the
When cities were first founded, an old Egyptian scribe tells us, the
Миссия города будущего
Когда возникли первые города, как говорит нам древний египетский летописец, миссия основателя была в том, чтобы «поместить богов в их святыни». Задача грядущего города не слишком отличается: его миссия в том, чтобы поместить высшие занятия человека в центр всех его активностей, то есть соединить фрагменты человеческой личности, превратив искусственно расчлененных людей: бюрократов, специалистов, экспертов, агентов, лишенных индивидуальности, в целостных человеческих существ, починив повреждения, нанесенные профессиональным разделением, социальной сегрегацией, перекультивированием ведущей функции, трайбализмами и национализмами, отсутствием органичных партнерств и идеальных стремлений.
Слайд 56Позиция Мамфорда в отношении современности и будущего городов
Дематериализация институтов
Формирование человека все больше
Позиция Мамфорда в отношении современности и будущего городов
Дематериализация институтов
Формирование человека все больше
Новые концепции городов:
Невидимый Город,
Глобальная Деревня (Маклюэн),
Агеографичный город (Фруг)
Развитие технических средств для биологических и социальных нужд
Концепция биотехнического города (см. презентацию по книге «Культура городов»)
Неужели миссия города выполнена ?
Слайд 57The chief mission for the city of the future: that of creating
The chief mission for the city of the future: that of creating
The final mission of the city is to further man’s conscious participation in the cosmic and historic process. Through its own complex and enduring structure, the city vastly augments man’s ability to interpret these processes and take an active, formative part in them, so that every phase of the drama its stages shall have, to the highest degree possible, the illumination of the consciousness, the stamp of purpose, the color of love. That magnification of all the dimensions of life, through emotional communion, rational communication, technological mastery, and above all, dramatic representation, has been the supreme office of the city in history. And it remains the chief reason for the city’s continued existence.
Миссия города будущего
Главная миссия города будущего в сотворении видимой региональной и общественной структуры, способной быть домом человеку с его глубинным «я» и его бОльшим миром, в соответствии с образами человеческого воспитания и любви.
Последняя миссия города – содействие участию человеческого сознания в космическом и историческом процессе. Благодаря его сложной и устойчивой структуре город значительно усиливает человеческие способности к интерпретации этих процессов и к активному и созидательному участию в них, так чтобы каждая фаза драмы (освещение сознания, тип цели, цвет любви) была доведена до высочайшего уровня. Это притягивание всех измерений жизни через эмоциональный комьюнион, рациональную коммуникацию, технологическое мастерство, и, сверх того, драматическое представление, было высшим долгом города в истории. И это остается главной причиной его существования до наших дней.
Слайд 58Дискурс Мамфорда
Возможный маршрут:
Цивилизационный дискурс Мамфорда (темы цивилизации, культуры, истории, биологическое описание)
Урбанистический дискурс
Дискурс Мамфорда
Возможный маршрут:
Цивилизационный дискурс Мамфорда (темы цивилизации, культуры, истории, биологическое описание)
Урбанистический дискурс
Современная ситуация в урбанизме по Мамфорду (схема-гипотеза редактора)
Личные основания Мамфорда по поводу городов (что «хорошоЛичные основания Мамфорда по поводу городов (что «хорошо», что «плохо» для городов)
Также см. презентацию по книге «Культура городов» гл. «Жизнь и деятельность Мамфорда».
M.C. Escher “Bond of Union”. Графика
Слайд 59Цивилизационный дискурс Мамфорда
Patrick Geddes
Шотландский биолог
Биологическое описание: выделение ядра (nuclear), развитие, мутации
Цивилизационный дискурс Мамфорда
Patrick Geddes
Шотландский биолог
Биологическое описание: выделение ядра (nuclear), развитие, мутации
Слайд 60Урбанистический дискурс Мамфорда
Мамфорд поддерживает идею городов-садов Хауарда, поскольку соблюден принцип естественного предела
Урбанистический дискурс Мамфорда
Мамфорд поддерживает идею городов-садов Хауарда, поскольку соблюден принцип естественного предела
Высотное строительство, плотное заселение.
М.Вебер в работе «Город» (The City, 1921) описывает средневековый город как идеальный тип, особую структуру соединения экономической, социальной и религиозной активности, которая стала предпосылкой возникновения капитализма. Мамфорд признает значение этой работы, поскольку для своего времени Вебер выдвинул очень важную идею: город – это не просто огромное поселение (как считал Зиммель), но особый тип социальной организации или, словами самого Вебера, «идеальный тип».
Моузес
Учитель Мамфорда
План застройки Нью-Йорка, способствующий, по мнению Мамфорда, росту автомобильного движения, гигантомании, скоплению и перенаселению, ликвидации парков
Слайд 61Схема современной ситуации в урбанизме по Мамфорду
городская жизнь
городские формы
ядро
этериализация
материализация
*
City
Proto City
Post
Схема современной ситуации в урбанизме по Мамфорду
городская жизнь
городские формы
ядро
этериализация
материализация
*
City
Proto City
Post
Гипотеза редактора:
*
Примеры:
Святыня
Захоронения
Гробница
Деревня
Тайник
Лагерь
Материализация: проектирование поселений в соответствии с биологическими, социальными и образовательными функциями
Этериализация: СМИ, кинематограф, радио, ТВ, телефон, быстрый транспорт, Internet
Примеры:
Невидимый город
Глобальная деревня
Коммуникационный Hub
Агеографический город
Биотехнический город
Примеры:
Города в истории
Слайд 62Личные основания Мамфорда
«Хорошо»
Культура (механизм воспроизводства человеческого)
Институты (благодаря социальной и культурной концентрации города
Личные основания Мамфорда
«Хорошо»
Культура (механизм воспроизводства человеческого)
Институты (благодаря социальной и культурной концентрации города
Человек (одно из базовых основания Мамфорда, по его мнению цивилизованный человек родился в городах, поэтому города должны быть для людей)
Биологические и социальные нужды человека: городская жизнь должна преумножать человеческую жизнь во всех отношениях (санитария, медицина, образование, социальная и культурная реализация и т.д.). См. п. «Биотехнический город» в презентации по книге «Культура городов».
Сквозь многочисленные исторические примеры, которые автор приводит в книге, можно проследить, что из этого он считает «хорошо» для городов, а что «плохо». За перечнем позитивных и негативных факторов городской жизни можно выделить основания позиции Мамфорда в урбанистическом дискурсе.
Слайд 63Личные основания Мамфорда
«Плохо»
Power (власть, мощь и ее проявления)
Война и агрессия
Гигантомания (погоня за
Личные основания Мамфорда
«Плохо»
Power (власть, мощь и ее проявления)
Война и агрессия
Гигантомания (погоня за
Беспорядочное разрастание (см. Древний Рим)
«Перекультивирование» (over-cultivate) одной из функций (экономической, политической, создания нового качества жизни и т.д.)
Мегамашина, превращение человека в элемент машины
Регрессия к утопии (проектирование городских форм без учета символического значения)
«Вавилонская башня» M.C. Escher. Графика.
Слайд 64Мегамашина
«Понять момент возникновения мегамашины и ее дальнейшую «родословную» значило бы по-новому взглянуть
Мегамашина
«Понять момент возникновения мегамашины и ее дальнейшую «родословную» значило бы по-новому взглянуть
Л. Мамфорд «Миф машины», Глава 9. «Сотворение мегамашины»
Пирамиды плато Гиза и Сфинкс могли быть созданы колоссальными мегамашинами
Слайд 65Мегамашина
Мегамашина (машина, machine) – специальное понятие, введенное Л.Мамфордом для того, чтобы обозначить
Мегамашина
Мегамашина (машина, machine) – специальное понятие, введенное Л.Мамфордом для того, чтобы обозначить
Под мегамашиной Мамфорд понимает:
а) технократический тип цивилизации, который позволяет радикально увеличить ее возможности
б) цивилизацию, которая сама начинает строить себя как машину – через иерархические социальные организации.