Материальная и духовная культура

Содержание

Слайд 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДО-БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

1) космическое мировидение
2) религиозно-этическая доминанта
3) основные понятия в картине

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДО-БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: 1) космическое мировидение 2) религиозно-этическая доминанта 3) основные
мира - дхарма, карма, сансара, мокша
4) равновесие двух полюсов жизненных целей
5) аскетичность как высшая жизненная цель
6) склонность к теоретизированию, интровертность.

Слайд 3

ВАРНО-КАСТОВЫЙ СТРОЙ

Варново-кастовое деление имеет глубокие исторические корни, без выяснения которых трудно понять

ВАРНО-КАСТОВЫЙ СТРОЙ Варново-кастовое деление имеет глубокие исторические корни, без выяснения которых трудно
роль каст в Индии, а также развитие всей системы индусского права. Класс - варна - каста, соотношение этих феноменов в их историческом развитии, одна из нерешенных проблем востоковедения. В исследовании этих проблем не последнее место должно быть отведено и юридическим категориям, без учета которых нельзя понять и объяснить возникновения классов и форм зависимости в Древней Индии.

Слайд 4

Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные. Формированию варны жреческой верхушки брахманов

Самой «высокой», «чистой» варной были брахманы. Их называли авадхья - неприкосновенные. Формированию
способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. При этом, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение занимали наиболее почетное место в обществе. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Ему принадлежит все, что он видит, он может «потребовать все, что захочет» (по крайней мере, в рамках закона). Наблюдение за сменой времен года, разливами рек и прочими явлениями, наблюдение, столь необходимое для руководства общественно-экономической жизнью, являлось ещё одной функцией выходцев данной варны.

Слайд 5

Вторая варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её

Вторая варна - это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из
среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатриидолжны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.
Особая воинская верхушка, - кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна иногда пополнялась местными вождями и главами родовых групп, на что, в частности, указывает существование в  Древней Индии особой категории «вратья -кшатриев» -, т. е.кшатриев по обету, а не по рождению. Здесь, таким образом, тесно взаимодействовали как внешние, так внутренние процессы начавшегося разложения родового общества у завоеванных и завоевателей

Слайд 6

Название третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ, племя, поселение. Это основная масса

Название третьей варны - вайшьи произошло от слова виш - народ, племя,
трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев - подлинный демос. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец сам мог быть эксплуататором

Слайд 7

Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки,

Четвертую варну составляли шудры. В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне,
отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен.
Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они рождены для него». Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды. Так, в дхармасутрах шудры устраняются от участия в жертвоприношениях, которые становятся прерогативой высших варн, они не проходили обряда посвящения - «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» - двиджати.

Слайд 8

Ослабление варновой замкнутости в целом всей системы и попытки укрепить варновые перегородки

Ослабление варновой замкнутости в целом всей системы и попытки укрепить варновые перегородки
в поздних дхармашастрах были следствием перестройки сословно-классового деления раннесредневекового общества в Индии. В этой перестройке не последнее место заняла новая развивающаяся социальная форма - каста. В одной из поздних глав «Законов Ману» упоминается 61 каста, а в «Брахмавайварта -пуране» - более ста. По мнению некоторых авторов все это были главным образом племена, превращенные в касты.
Проблема возникновения каст также одна из дискуссионных проблем востоковедения. В настоящее время можно считать установленным, что варна как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем каста.

Слайд 9

Касты - это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в состав

Касты - это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в состав
«неприкасаемых»), и кланы воинов-завоевателей (раджпутскиеплемена), и профессиональные группы, и религиозные секты, общины. Вне зависимости от их первоначального происхождения касты по мере развития феодальных отношений «выстраивались» в иерархии индусского общества в соответствии со своим положением в социально-экономической структуре феодального общества. Более того, принадлежность каст к тем или иным варнам часто прямо зависела от обладания правами землепользования и землевладения, места в общинной организации и разделении труда.

Слайд 10

Ведизм – это древнейшая индийская религия, сложившаяся во 2-ом веке до нашей

Ведизм – это древнейшая индийская религия, сложившаяся во 2-ом веке до нашей
эры, после того, как в Индию вторглись племена захватчиков-ариев.
Носителями философии ведийской религии стали индоарийские племена, которые распространились в современной Индии с северо-запада Индостана.
Главным принципом учения в ведизме является обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Огромную роль играют магические обряды.

Слайд 12

  БРАХМАНИЗМ — ПОЗДНЯЯ ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, ПОЛУЧИВШАЯ РАЗВИТИЕ В ИНДИИ В I ТЫС. ДО Н. Э.

БРАХМАНИЗМ — ПОЗДНЯЯ ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, ПОЛУЧИВШАЯ РАЗВИТИЕ В ИНДИИ В I ТЫС.
С ФОРМИРОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ПОД ВЛИЯНИЕМ СМЕШИВАНИЯ ТРАДИЦИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ВЕДИЧЕСКИХ АРИЕВ И МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ. 

Слайд 13

БУДДИЗМ В КУЛЬТУРЕ ИНДИИ

БУДДИЗМ , одна из трех (наряду с христианством

БУДДИЗМ В КУЛЬТУРЕ ИНДИИ БУДДИЗМ , одна из трех (наряду с христианством
и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (см. Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. - нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма - учение о "4 благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение - субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание - состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) - состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм.

Слайд 15

ИНДУИЗМ В КУЛЬТУРЕ ИНДИИ РЕЛИГИЯ РАСПРОСТРАНЕНА В ОДНОЙ СТРАНЕ МИРА – ИНДИИ, ГДЕ

ИНДУИЗМ В КУЛЬТУРЕ ИНДИИ РЕЛИГИЯ РАСПРОСТРАНЕНА В ОДНОЙ СТРАНЕ МИРА – ИНДИИ,
ЕЕ ПРИВЕРЖЕНЦАМИ ЯВЛЯЮТСЯ БОЛЕЕ 80% НАСЕЛЕНИЯ. В СВОЕМ РАЗВИТИИ ИНДУИЗМ ПРОШЕЛ ТРИ ИСТОРИЧЕСКИЕ СТАДИИ: *ВЕДИЗМ (ДРЕВНЯЯ ПОЛИТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ В ВЕДАХ И ПРЕДПОЛАГАВШАЯ ОБИЛЬНЫЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ; СРЕДИ ЕЕ БОГОВ – ДЬЯУС (ГЛАВНЫЙ БОГ), АГНИ (ОГНЯ), ВАРУНА (ВОДНЫХ СТИХИЙ), КАМА (ЛЮБВИ), ИНДРА (ГРОЗЫ, ДОЖДЯ), МИТРА (СОЛНЦА), СОМА И Т.Д.); * БРАХМАНИЗМ (НА ПЕРВОЕ МЕСТО СРЕДИ БОГОВ ВЫДВИГАЕТСЯ БРАХМАН, УХОДЯТ В ПРОШЛОЕ ОБИЛЬНЫЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ, МЕСТО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ЗАНИМАЕТ МАГИЯ, ВЫДВИГАЮТСЯ ЖРЕЦЫ-БРАХМАНЫ); *ИНДУИЗМ КАК ИТОГ СОПЕРНИЧЕСТВА БРАХМАНИЗМА И БУДДИЗМА, С ЗАИМСТВОВАНИЯМИ ИЗ БУДДИЗМА, НО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА КАСТЫ; УПРОЩЕННЫЙ СИНТЕЗ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ ПОИСКОВ (С IV - V ВВ.).

Слайд 16

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА

Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фольклорная традиция. Джатаки

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА Литература. В литературе Индии сильны сказочно-басенная, фольклорная традиция.
– гибрид басни, сказки, мифа, нравоучения. Джатаки – притчи, эпизоды из жизни бодхисатв, излагаемых Буддой с целью нравственного наставления, художественно обработанная проповедь раннего буддизма, строившаяся на популярных в народе идеях и представлениях.
Известные литературные памятники буддизма – Тхерогатха, Тхеригатха – стихи старцев и стариц, буддийских подвижников.
Распространена любовная лирика, связанная с мифами о Кришне и Радхе и др. богов.

Слайд 17

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА

Архитектура. К наиболее характерным буддийским архитектурным формам относятся:

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА Архитектура. К наиболее характерным буддийским архитектурным формам относятся:
храмы (чайтьи), монастыри (чайтья плюс вихара – монашеское общежитие), ступы, столбы-стамбхи. До появления буддизма и буддийской архитектуры в ведическую эпоху обряды совершались под открытым небом.
Чайтья – это буддийский храм и, возможно, алтарь или холм на месте кремации святого. Первые чайтьи появляются во II - I вв. до н.э. Буддизм искал для храмов и монастырей уединенные места и уходил с архитектурой под землю в прямом смысле этого слова, создавая пещерные храмы в монолитной скале. Пещерный храм – символ тождества сферы священного с чревом земли, «мировой горы». Насчитывается примерно 1200 буддийских пещерных храмов. Самые известные расположены в Индии: в Аджанте, Эллоре и Карли. В Аджанте сохранились древние фрески, являющиеся одной из самых известных достопримечательностей Индии.

Слайд 18

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА

Архитектура (продолжение)
Ступа – это в типичном варианте культовое сооружение

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА Архитектура (продолжение) Ступа – это в типичном варианте
полусферической формы, полое внутри, где хранятся священные буддийские реликвии – останки известных духовных учителей (после сожжения), Будды и бодхисатв. Наиболее чтимы телесные реликвии Будды – волосы (якобы хранятся в храме на территории Ориссы), зуб (храм в Шри-Ланке), предметы одежды, чаши, посохи, деревья и т.д. Насчитываются сотни тысяч ступ. Наиболее известные ступы Индии находятся в Санчи, Бхархуте, Амаравати. Они являются объектами паломничества. Соблюдая ритуал их посещения, паломники обходят ступу вокруг и оставляют в специальных сосудах жертвоприношения. По преданию 8 первоначальных ступ сооружены над мощами (пеплом) Будды, поделенных между восемью царями. Царь Ашока якобы изъял мощи из семи из них и поделил на 84000 частей для других новых ступ.

Слайд 19

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА

Архитектура (продолжение)
Стамбха – это монолитная колонна-столб, установленная в честь

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА Архитектура (продолжение) Стамбха – это монолитная колонна-столб, установленная
знаменательного события. Завершалась фигурками животных. Стамбха из Сарнатха, хранящаяся в Национальном музее Нью-Дели, представляет собой столб с венчающей его капителью в виде перевернутого лотоса и пьедестала, на котором восседают четыре льва. Он стоял на месте первой проповеди Будды. Лепестки лотоса символизируют основу жизни и ассоциируются с Агни. Львы несут чакру – колесо мироздания. Сегодня «львиная» капитель – государственный герб Индии.

Слайд 20

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА

Архитектура (продолжение)
Наиболее характерные архитектурные формы индуизма – наземные индусские

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА Архитектура (продолжение) Наиболее характерные архитектурные формы индуизма –
храмы – здания с шаровидным или башневидным поднятием и пирамидальными башнями. Их вырубали из монолитной скалы или создавали путем камневой кладки. Индусский храм осмысливается как центр мира (княжества, царства) или как центр в себе. В первом случае храм возвышается над владениями правителя и якобы дает ему покровительство богов. Во втором – он размещается в изоляции. Из наиболее известных – храм Солнца или храм «на колесах», храм-колесница. Известен своей эротической скульптурой храмовый комплекс в Кхадрурахо ( X - XI вв.). Он построен во время правления царя Дханга, поклонника культа чувственных наслаждений. Внутри храма предполагались ритуалы-оргии с привлечением танцовщиц и куртизанок.

Слайд 21

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА

Архитектура (продолжение)
Помимо религиозных сооружений в архитектуре индо-буддийского Востока

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА Архитектура (продолжение) Помимо религиозных сооружений в архитектуре индо-буддийского
представлены яркие образцы дворцовых зданий и – под влиянием мусульманского завоевания – мавзолеи и мечети. Самое известное сооружение, представляющее синтез индийских и мусульманских архитектурных традиций, – мавзолей Тадж Махал, построенный в 1650 г. на реке Джамна близ Агры, одной из столиц империи Моголов. Это – могила Мумтаз Махал – горячо любимой жены правителя империи Великих Могов Шах-Джахана. По предсмертной просьбе жены он построил усыпальницу, какой еще не видывал мир.

Слайд 22

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА

Скульптура носит декоративно-прикладной характер, является, как правило, частью

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА Скульптура носит декоративно-прикладной характер, является, как правило, частью
архитектурных сооружений. Заняла господствующее положение в убранстве храмов.
Буддийская скульптура более строга, чем индуистская. В буддийских композициях важное место отводится Будде. В виде человека Будда появляется в изображениях в первые века нашей эры. Традиция насчитывает 32 отличительных признака тела Будды, в т.ч.:
знаки на ступнях в виде колеса (колеса-чакры, дхармачакры), в образе которого выражена идея распространения буддизма: вращение колеса якобы началось с первой проповеди Будды, а Будда с этого момента становится «вращающим колесо»;
бугор мудрости – знак высшей мудрости;
завитки волос по ходу солнца слева направо – символ бесконечности жизни;
длинная мочка уха – символ мудрости и т.д.
Три канонических изображения Будды – Будда, сидящий в позе медитации (символ просветления), стоящий в позе поучения с руками, сложенными перед грудью (несущий свое учение людям) и лежащий (умирающий).

Слайд 23

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА

Музыка Индии – древняя и самобытная. Вся импровизирована: любое

ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ИНДО-БУДДИЙСКОГО ВОСТОКА Музыка Индии – древняя и самобытная. Вся импровизирована:
вокальное и инструментальное произведение импровизируется. Ритуальным песням, танцам, музыке всегда предписывалась очистительная сила и способность порождать творческую энергию человека.
Музыку Индии можно рисовать: каждой расе соответствует определенная рага – соединение мелодии, ритма, лада – и цвет.
Царица инструментов – вина, подобная арфе.