Слайд 2Мезенская роспись возникла в начале XIX века возникла в начале XIX века
в низовьях реки Мезень возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».
Слайд 4Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный — охра.
Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере»
Слайд 5 Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря
или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.
Слайд 6Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное
в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет.
Слайд 8Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью
делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны.
Слайд 10Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия,
урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма.
Слайд 13персонажи Мезенской росписи:
красные кони — условный знак Солнца, его движения по
небосводу
Слайд 16оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле
Слайд 17уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают
нам в трудную минуту
Слайд 19мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни
дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.
Слайд 21Прялка была своеобразным атрибутом девушек. Идя на посиделки, они несли свою прялку
лицевой стороной вперед, показывая всем, какая она красивая. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой, такие прялочки называли собойными.
В каждом доме прялка считалась очень ценным предметом, ее бережно хранили и относились к ней с уважением.
Слайд 22В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны.
Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.
Слайд 23Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью
геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.
Слайд 24Характерная особенность мезенской росписи — наличие полос или ярусов. Почти на каждой
мезенской прялке выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы.
Слайд 25Традиционная народная роспись — это живая нить, уводящая нас в глубину веков.