Содержание
- 2. Мир локальных цивилизаций не только разнообразен и изменчив. Его отличают чрезвычайная широта и богатство взаимодействий —
- 3. Распад Советского Союза и разрушения биполярной мировой системы привели к изменениям глобального характера. Человечество столкнулось со
- 4. Взаимодействие цивилизаций является актуальной проблемой. Программа взаимодействия цивилизации стала предметом обсуждения X Междисциплинарной дискуссии «Локальные цивилизации
- 5. Концепция «Столкновения цивилизаций» С. Хантингтона Своеобразным ответом Ф. Фукуяме прозвучала статья гарвардского профессора СэмюэлаХантингтона «Столкновение цивилизаций?»,
- 6. Но почему неизбежно столкновение цивилизаций? Во-первых, потому, как полагает С. Хантингтон, что различия между цивилизациями не
- 7. Наконец, культурная, цивилизационная общность способствует экономическому регионализму, экономической интеграции в рамках одной культуры и цивилизации. По
- 9. Цивилизационная концепция А. Тойнби Арнольд Тойнби задолго до С. Хантингтона утверждал, что развитие человечества возможно, прежде
- 10. Тойнби делил все цивилизации на три вида: а) Расцветшие; б) Неразвившиеся; в) Застывшие.
- 11. Однако цивилизации не возникают сами по себе; необходима особая историческая ситуация для того, чтобы состоялось ее
- 12. Ф. Петито о диалоге цивилизаций ФабиоПетито пишет о том, что в ученых кругах, занимающихся международными отношениями,
- 16. Скачать презентацию
Слайд 2Мир локальных цивилизаций не только разнообразен и изменчив. Его отличают чрезвычайная широта
Мир локальных цивилизаций не только разнообразен и изменчив. Его отличают чрезвычайная широта
![Мир локальных цивилизаций не только разнообразен и изменчив. Его отличают чрезвычайная широта](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179466/slide-1.jpg)
Слайд 3Распад Советского Союза и разрушения биполярной мировой системы привели к изменениям глобального
Распад Советского Союза и разрушения биполярной мировой системы привели к изменениям глобального
![Распад Советского Союза и разрушения биполярной мировой системы привели к изменениям глобального](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179466/slide-2.jpg)
Слайд 4Взаимодействие цивилизаций является актуальной проблемой. Программа взаимодействия цивилизации стала предметом обсуждения X
Взаимодействие цивилизаций является актуальной проблемой. Программа взаимодействия цивилизации стала предметом обсуждения X
![Взаимодействие цивилизаций является актуальной проблемой. Программа взаимодействия цивилизации стала предметом обсуждения X](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179466/slide-3.jpg)
Слайд 5Концепция «Столкновения цивилизаций» С. Хантингтона
Своеобразным ответом Ф. Фукуяме прозвучала статья гарвардского профессора
Концепция «Столкновения цивилизаций» С. Хантингтона
Своеобразным ответом Ф. Фукуяме прозвучала статья гарвардского профессора
![Концепция «Столкновения цивилизаций» С. Хантингтона Своеобразным ответом Ф. Фукуяме прозвучала статья гарвардского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179466/slide-4.jpg)
Слайд 6Но почему неизбежно столкновение цивилизаций? Во-первых, потому, как полагает С. Хантингтон, что
Но почему неизбежно столкновение цивилизаций? Во-первых, потому, как полагает С. Хантингтон, что
![Но почему неизбежно столкновение цивилизаций? Во-первых, потому, как полагает С. Хантингтон, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179466/slide-5.jpg)
Во-вторых, потому, что «мир становится все более тесным», и что взаимодействие между народами разных цивилизаций усиливается. В свою очередь, это приводит к росту цивилизационного самосознания, к углублению понимания различий между цивилизациями и общности в рамках цивилизации.
В-третьих, «процессы экономической модернизации» и социальных изменений во всем мире размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации - государства как источника идентификации.
В-четвертых, пишет он, господство Запада вызывает «рост цивилизационного самосознания» в незападных странах, «у которых достаточно стремления, воли, ресурсов, чтобы придать миру незападный облик».
В-пятых, потому что «культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и вследствие этого их сложнее разрешить либо свести к компромиссу». Причем С. Хантингтон придает особое значение национально-этническому, а еще более религиозному факторам: «В классовых и идеологических конфликтах ключевым был вопрос: «На чьей ты стороне?» И человек мог выбирать - на чьей он стороне, а также менять раз избранные позиции. В конфликте же цивилизаций вопрос ставится иначе: «Кто ты такой?» Речь идет о том, что дано и не подлежит изменениям. И, как мы знаем, из опыта Боснии, Кавказа, Судана, дав неподходящий ответ на этот вопрос, можно немедленно получить пулю в лоб. Религия разделяет людей еще более резко, чем этническая принадлежность. Человек может быть полуфранцузом и полуарабом, и даже гражданином обеих этих стран. Куда сложнее быть полукатоликом и полумусульманином»
Слайд 7Наконец, культурная, цивилизационная общность способствует экономическому регионализму, экономической интеграции в рамках одной
Наконец, культурная, цивилизационная общность способствует экономическому регионализму, экономической интеграции в рамках одной
![Наконец, культурная, цивилизационная общность способствует экономическому регионализму, экономической интеграции в рамках одной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179466/slide-6.jpg)
По его мысли, в современном мире различаются «западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации».
Основным столкновением цивилизаций на глобальном уровне С.Хантингтон считает «конфликт между Западом и конфуцианско-исламскими государствами».
Даже Хантингтон, однако, утверждал, что единственным способом избежать или уменьшить это «Столкновение цивилизаций» является строительство многополярного и многоцивилизационного порядка, вовлеченого в процесс поликультурного и межцивилизационного диалога.
Слайд 9Цивилизационная концепция А. Тойнби
Арнольд Тойнби задолго до С. Хантингтона утверждал, что развитие
Цивилизационная концепция А. Тойнби
Арнольд Тойнби задолго до С. Хантингтона утверждал, что развитие
![Цивилизационная концепция А. Тойнби Арнольд Тойнби задолго до С. Хантингтона утверждал, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179466/slide-8.jpg)
Как пишет Тойнби, Западная цивилизация не единственная в мировой истории. Тойнби насчитывает всего 21 (а включая цивилизации-спутники и застывшие цивилизации – 37), и именно их рассматривает как основной структурный элемент мировой истории. Тойнби анализировал не только древние цивилизации, но и цивилизации, которые являлись их истоками. Например, индскую, породившую индийскую цивилизацию, андскую, породившую древние цивилизации Северной и Южной Америки, и т.д. Он различает цивилизации первичные, которые зародились на основе примитивного общества, вторичные и третичные, которые последовательно развились из этих цивилизаций. Каждая цивилизация проходит у Тойнби пять стадий: рождение, рост, надлом, распад и гибель.
Слайд 10Тойнби делил все цивилизации на три вида:
а) Расцветшие;
б) Неразвившиеся;
в) Застывшие.
Тойнби делил все цивилизации на три вида:
а) Расцветшие;
б) Неразвившиеся;
в) Застывшие.
![Тойнби делил все цивилизации на три вида: а) Расцветшие; б) Неразвившиеся; в) Застывшие.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179466/slide-9.jpg)
Слайд 11Однако цивилизации не возникают сами по себе; необходима особая историческая ситуация для
Однако цивилизации не возникают сами по себе; необходима особая историческая ситуация для
![Однако цивилизации не возникают сами по себе; необходима особая историческая ситуация для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179466/slide-10.jpg)
Вызов — это такая ситуация, при которой существование данного общества оказывается под некоей угрозой. Вызов может быть самым различным. Наличие Вызова обязательно для начала генезиса новой цивилизации, и без него спонтанного развития цивилизации не происходит.
Каждая цивилизация начинается с Ответа на Вызов — природной и человеческой среды. Тойнби для иллюстрации этого положения рассматривал происхождение египетской цивилизации.
Слайд 12Ф. Петито о диалоге цивилизаций
ФабиоПетито пишет о том, что в ученых кругах,
Ф. Петито о диалоге цивилизаций
ФабиоПетито пишет о том, что в ученых кругах,
![Ф. Петито о диалоге цивилизаций ФабиоПетито пишет о том, что в ученых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1179466/slide-11.jpg)